Найти в Дзене
Мона Лиза

Живопись

Молодая женщина, закрыв глаза, прижалась щекой к личику младенца. Через несколько секунд она передаст его в приёмное окно воспитательного дома и больше никогда не увидит свою крошку. В 1858-м году Шарль Франсуа Маршал запечатлел трагическое мгновение на картине «Последний поцелуй».

Художник предпочитал работать в жанре социальной драмы, высвечивая наиболее острые проблемы окружавшей его действительности. Это полотно также написано на злободневную тему. К детям, рождённым вне брака, относились как к несмываемому пятну на женской репутации. Одиноких мам не брали на службу. Чтобы хоть как-то прокормиться, они поступали в дома терпимости. Но, как правило, вынужденное унижение не спасало несчастных: и мать, и дитя погибали от голода и болезней.

Героиня воспользовалась единственным шансом на спасение от всеобщего презрения и голодной смерти. Она отдаёт малыша в сиротский приют, где ему сохранят жизнь. О горьком и скоротечном времени материнства у неё останется лишь призрачное воспоминание: нежное прикосновение бархатной щёчки к её заплаканному лицу.

Недавно прошёл снег, и на тротуаре около окошка много следов, оставленных такими же страдалицами. Если приглядеться, то в сумраке оконного проёма видна женская фигура. Руки сестры милосердия уже готовы принять и обогреть сироту.

Сегодня картина «Последний поцелуй» хранится в Музее изящных искусств (Ренн, Франция).