21 июля (2 августа по новому стилю) 1857 года ознаменовалось запуском движения поездов от Балтийского вокзала!
Сегодня в статье вспомним, когда началось строительство этого вокзала и как он менялся со временем, а также посмотрим на фотографии из архива.
Возведение Балтийского вокзала (в то время он назывался Петергофским) в Петербурге стартовало в 1853 году. Строительные работы были завершены в 1857 году. Автором проекта этого сооружения выступил известный русский архитектор Александр Иванович Кракау. Если присмотреться, то внешний вид здания частично повторяет элементы Восточного вокзала в Париже. Расположение вокзала вдали от Обводного канала позволило организовать перед зданием просторную площадь — сегодня она служит удобной транспортной развязкой.
Петергофский вокзал в Петербурге стал четвертым вокзалом в городе. Он был спроектирован специально для использования царскими особами и их свитой, что отразилось на его планировке. Левая часть здания предназначалась для коронованных особ и их сопровождения, которые направлялись в свои петергофские резиденции, а правая часть была отведена под служебные помещения.
Датой открытия Балтийского вокзала и запуска регулярного сообщения по Петергофской железной дороге стало 21 июля (2 августа по новому стилю) 1857 года. Первый состав, отправившийся из Петербурга в Петергоф, состоял из 14 вагонов и преодолел расстояние за 1 час 10 минут, доставив в пункт назначения 300 пассажиров.
Открытие Петергофской железной дороги
Вместе с вокзалом состоялось открытие Петергофской железной дороги, строительство которой стартовало в 1856 году. Длина этой магистрали составила 28 километров и включила в себя станции Сергиево, Стрельна и Петергоф. За первые два месяца эксплуатации дороги было отправлено 429 составов, перевезено около 57 тысяч пассажиров и 1855 пудов багажа и ручной клади. Члены императорской семьи воспользовались услугами железной дороги десять раз.
Интересный факт!
Барон Александр Штиглиц, сыгравший значительную роль в развитии железнодорожной инфраструктуры России, в 1853 году обратился с ходатайством о получении разрешения на строительство железной дороги до Петергофа. Благодаря его усилиям в период с 1853 по 1857 годы был построен участок Петербург-Петергоф, который Штиглиц финансировал самостоятельно. За этот вклад он был удостоен ордена Святого Станислава первой степени. В последующие годы, в 1858-1859 годах, под руководством Штиглица было построено ответвление от Лигово до Красного Села, а в 1862-1864 годах – дорога от Петергофа до Ораниенбаума.
Открытие Петергофской железной дороги в 1857 году привело к тому, что юго-западные окрестности Санкт-Петербурга стали популярными местами для отдыха. В связи с этим в 1862 году было принято решение о строительстве линии Петергоф — Ораниенбаум. Важным аспектом этого проекта было создание морской пристани в Ораниенбауме для организации пароходного сообщения с Кронштадтом. После завершения строительства дороги Петербург — Ораниенбаум в 1864 году общая длина железнодорожной линии достигла 45 км. Составы курсировали через пять станций: Лигово, Сергиево (Володарская), Стрельна, Новый и Старый Петергоф.
Реконструкция Балтийского вокзала
В 1933 году Балтийский вокзал пережил значительные изменения, связанные с переходом на электрическую тягу. В рамках реконструкции были удалены железнодорожные пути из крытой части дебаркадера, что позволило использовать освободившиеся площади для пассажиров. Это изменение стало важным шагом в оптимизации пространства вокзала и улучшении условий для пассажиров. Кроме того, в ходе реконструкции были изменены три арочных окна в центральной части здания, которые стали входами.
В 1955 году к левому крылу вокзала был присоединен наземный павильон станции метрополитена «Балтийская». Благодаря метро Балтийский вокзал был удобно связан с Витебским и Московским вокзалами.
В 2001 году здание подверглось очередной реконструкции — на этот раз в связи с переведением пригородных перевозок с Варшавского вокзала. В процессе реконструкции был добавлен кассовый блок, который закрыл нижнюю часть витражей бывшего дебаркадера. Это изменение внесло дополнительные удобства для пассажиров, ускорив приобретение проездных документов.
С декабря 2001 года здание Балтийского вокзала получило статус памятника, обладающего исторической, культурной и художественной ценностью. В 2003 году завершился последний этап реконструкции здания Балтийского вокзала. В состав комплекса входят шесть высоких пассажирских платформ.
Именно с Балтийским вокзалом соседствует Музей железных дорог России! Приходите в наш музей, чтобы увидеть уникальные локомотивы и познакомиться с историей железных дорог в нашей стране. Билеты и информация для посещения — на нашем официальном сайте.
Ещё больше материалов из архива: фотографии, чертежи, медиатека — в нашем приложении «Цифровая платформа Музея железных дорог России»: