Найти в Дзене

Из истории открытия Балтийского вокзала и Петергофской железной дороги

Оглавление

21 июля (2 августа по новому стилю) 1857 года ознаменовалось запуском движения поездов от Балтийского вокзала!

Сегодня в статье вспомним, когда началось строительство этого вокзала и как он менялся со временем, а также посмотрим на фотографии из архива.

Возведение Балтийского вокзала (в то время он назывался Петергофским) в Петербурге стартовало в 1853 году. Строительные работы были завершены в 1857 году. Автором проекта этого сооружения выступил известный русский архитектор Александр Иванович Кракау. Если присмотреться, то внешний вид здания частично повторяет элементы Восточного вокзала в Париже. Расположение вокзала вдали от Обводного канала позволило организовать перед зданием просторную площадь — сегодня она служит удобной транспортной развязкой.

Балтийский вокзал, 1910-е года.
Балтийский вокзал, 1910-е года.

Петергофский вокзал в Петербурге стал четвертым вокзалом в городе. Он был спроектирован специально для использования царскими особами и их свитой, что отразилось на его планировке. Левая часть здания предназначалась для коронованных особ и их сопровождения, которые направлялись в свои петергофские резиденции, а правая часть была отведена под служебные помещения.

Из фондов Музея железных дорог России. Балтийский вокзал. Конец XIX века.
Из фондов Музея железных дорог России. Балтийский вокзал. Конец XIX века.

Датой открытия Балтийского вокзала и запуска регулярного сообщения по Петергофской железной дороге стало 21 июля (2 августа по новому стилю) 1857 года. Первый состав, отправившийся из Петербурга в Петергоф, состоял из 14 вагонов и преодолел расстояние за 1 час 10 минут, доставив в пункт назначения 300 пассажиров.

Балтийский вокзал, 1910-1914 годы. Источник: МАММ / МДФ
Балтийский вокзал, 1910-1914 годы. Источник: МАММ / МДФ

Открытие Петергофской железной дороги

Вместе с вокзалом состоялось открытие Петергофской железной дороги, строительство которой стартовало в 1856 году. Длина этой магистрали составила 28 километров и включила в себя станции Сергиево, Стрельна и Петергоф. За первые два месяца эксплуатации дороги было отправлено 429 составов, перевезено около 57 тысяч пассажиров и 1855 пудов багажа и ручной клади. Члены императорской семьи воспользовались услугами железной дороги десять раз.

Интересный факт!

Барон Александр Штиглиц, сыгравший значительную роль в развитии железнодорожной инфраструктуры России, в 1853 году обратился с ходатайством о получении разрешения на строительство железной дороги до Петергофа. Благодаря его усилиям в период с 1853 по 1857 годы был построен участок Петербург-Петергоф, который Штиглиц финансировал самостоятельно. За этот вклад он был удостоен ордена Святого Станислава первой степени. В последующие годы, в 1858-1859 годах, под руководством Штиглица было построено ответвление от Лигово до Красного Села, а в 1862-1864 годах – дорога от Петергофа до Ораниенбаума.

А. Л. Штиглиц — учредитель общества Петергофской железной дороги.
А. Л. Штиглиц — учредитель общества Петергофской железной дороги.

Открытие Петергофской железной дороги в 1857 году привело к тому, что юго-западные окрестности Санкт-Петербурга стали популярными местами для отдыха. В связи с этим в 1862 году было принято решение о строительстве линии Петергоф — Ораниенбаум. Важным аспектом этого проекта было создание морской пристани в Ораниенбауме для организации пароходного сообщения с Кронштадтом. После завершения строительства дороги Петербург — Ораниенбаум в 1864 году общая длина железнодорожной линии достигла 45 км. Составы курсировали через пять станций: Лигово, Сергиево (Володарская), Стрельна, Новый и Старый Петергоф.

Реконструкция Балтийского вокзала

В 1933 году Балтийский вокзал пережил значительные изменения, связанные с переходом на электрическую тягу. В рамках реконструкции были удалены железнодорожные пути из крытой части дебаркадера, что позволило использовать освободившиеся площади для пассажиров. Это изменение стало важным шагом в оптимизации пространства вокзала и улучшении условий для пассажиров. Кроме того, в ходе реконструкции были изменены три арочных окна в центральной части здания, которые стали входами.

В 1955 году к левому крылу вокзала был присоединен наземный павильон станции метрополитена «Балтийская». Благодаря метро Балтийский вокзал был удобно связан с Витебским и Московским вокзалами.

В 2001 году здание подверглось очередной реконструкции — на этот раз в связи с переведением пригородных перевозок с Варшавского вокзала. В процессе реконструкции был добавлен кассовый блок, который закрыл нижнюю часть витражей бывшего дебаркадера. Это изменение внесло дополнительные удобства для пассажиров, ускорив приобретение проездных документов.

Из фондов Музея железных дорог России. Балтийский вокзал. 1970-1980 гг.
Из фондов Музея железных дорог России. Балтийский вокзал. 1970-1980 гг.

С декабря 2001 года здание Балтийского вокзала получило статус памятника, обладающего исторической, культурной и художественной ценностью. В 2003 году завершился последний этап реконструкции здания Балтийского вокзала. В состав комплекса входят шесть высоких пассажирских платформ.

Именно с Балтийским вокзалом соседствует Музей железных дорог России! Приходите в наш музей, чтобы увидеть уникальные локомотивы и познакомиться с историей железных дорог в нашей стране. Билеты и информация для посещения — на нашем официальном сайте.

Ещё больше материалов из архива: фотографии, чертежи, медиатека — в нашем приложении «Цифровая платформа Музея железных дорог России»:

Google Play

App Store

.apk файл