Найти в Дзене
Мамкины игры

Что важно не упустить в начальной школе?

После работы нашей учительницы в 1–м классе я обнаружила у ребёнка кучу пробелов. Начало этой истории я писала здесь. По итогу года сын не знает порядок алфавита; не умеет сопоставлять печатную букву и письменную; просто срисовывал с доски, не понимая, что пишет; не успевал записывать, поэтому в тетради могло быть "26 фев Классн" и т.д.; писать мог начать в любом месте листа; понятия не имел, как записывать задачи в тетради... Можно продолжать долго. Отчасти это от его неторопливости и невнимательности, но больше меня поражало, что учитель не собирала тетради, не проверяла их даже в классе, хотя говорила нам обратное. Но я же вижу, что ни одного исправления, ни одного объяснения в тетрадях нет. В то же время знакомая присылала тетради своей дочери. Видно работу небезразличного учителя сразу, да? Поэтому я приняла решение заниматься с ним летом ежедневно. Для тех, кто захочет наброситься со словами "куда ж вы раньше смотрели?": мой план был передать ему полную ответственность за выполне

После работы нашей учительницы в 1–м классе я обнаружила у ребёнка кучу пробелов. Начало этой истории я писала здесь. По итогу года сын не знает порядок алфавита; не умеет сопоставлять печатную букву и письменную; просто срисовывал с доски, не понимая, что пишет; не успевал записывать, поэтому в тетради могло быть "26 фев Классн" и т.д.; писать мог начать в любом месте листа; понятия не имел, как записывать задачи в тетради... Можно продолжать долго. Отчасти это от его неторопливости и невнимательности, но больше меня поражало, что учитель не собирала тетради, не проверяла их даже в классе, хотя говорила нам обратное. Но я же вижу, что ни одного исправления, ни одного объяснения в тетрадях нет.

В то же время знакомая присылала тетради своей дочери. Видно работу небезразличного учителя сразу, да?

Поэтому я приняла решение заниматься с ним летом ежедневно.

Для тех, кто захочет наброситься со словами "куда ж вы раньше смотрели?": мой план был передать ему полную ответственность за выполнение домашних заданий (или не выполнение :D), чтобы он старался сам, но при необходимости я бы помогла. Ну а в классе — это вообще не моя часть работы. Там учитель. Поэтому я и не заглядывала в тетради. А домашек почти не задавали, к сожалению... Неделями...

В общем, на злобу дня попалось видео на тему, что важно не упустить в началке (обсуждали математику), чтобы в средней школе не испытывать проблем. Выпишу для вас основные тезисы:

  • важно знать состав числа (что 8 это 7+1 и 5+3 и т.д.)
  • понимать смысл умножения, а не просто зазубрить
  • уметь переводить единицы измерения (часы в минуты, килограммы в граммы, дециметры в сантиметры и пр. /время, масса, длина/), понимать, что сантиметр — это не длина, а единица измерения длины.
  • отработанный навык решения задач, он будет важен не только в алгебре и геометрии, но и в той же физике
  • чётко знать компоненты действий (слагаемое, слагаемое, сумма и пр.), тоже облегчит работу в смежных предметах

Также важно понимать, есть ли у ребёнка особенности восприятия — дислексия, дисграфия, дискалькулия. Вероятные "симптомы":

Дислексия — медленно читает, пропускает строки, игнорирует знаки препинания.

Дисграфия — меняет местами буквы, не делает пропусков между словами, убирает или наоборот дублирует буквы / слоги.

Дискалькулия — путает на письме цифры (3 и 8, 6 и 9), зеркалит их, не может сказать, что перед ним 2 яблока, надо их пересчитать; счёт на пальцах.

Сигнал о наличии особенностей восприятия может подать учитель (если не пофигист, конечно). Точно определить их могут специалисты — логопед или нейропсихолог. В крайне тяжёлых случаях медико–психологическая экспертиза.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Для профилактики и коррекции можно использовать упражнения для развития левого полушария:

— отбивать мяч поочерёдно обеими руками

— физические упражнения правой рукой (вышивание крестиком, настольный теннис) и вообще правой частью тела

— музыкальные инструменты (развивают одновременно оба полушария)

— упражнение "солнышко и тучка" (Необходимо попеременно сжимать и разжимать кисти рук. «Тучка» – это кисть, сжатая в кулак, «Солнышко» – ладонь раскрыта, а пальцы максимально вытянуты. Важно, чтобы кулак сжимался с силой, а пальцы другой руки в этот момент были вытянуты.) Подробнее.

— вычеркивание букв в тексте (вычеркни букву А, потом усложнить задание: вычеркни букву А, подчеркни букву У и т.д. Есть развивающие пособия от нейропсихологов с подобными занятиями, например, Ефимовой Татьяны. Или я тут брала "Как стать внимательным" Рогалевой Оксаны)

— учить стихи.

Конечно, говорили ещё о важности чтения. Ведь без него никуда. Шамиль Ахмадуллин в одном видео говорил, что важно читать хотя бы 5–7 минут в день. А вообще нормы по чтению такие:

-4

В общем, нам есть, над чем поработать летом.

А как ваши дела после учебного года? Даёте детям отдохнуть или тоже занимаетесь?