Второй роман Веры Богдановой вышел резонанснее первого: хоть он и опубликован уже почти два года назад, но тиражи его все продолжают допечатываться. Первая часть «Сезона отравленных плодов» сильно напоминает раннего Сенчина: те же серые герои-середняки, далекие от интеллектуализма, слушающие попсу и такую же попсу смотрящие. Однако, истории их жизней – дело нешуточное, чем дальше. тем больше обрастает драматическими событиями из быта миллениалов середины нулевых (теракты, акции националистов против нацменьшинств). Чем ближе к финалу роман Богдановой все больше приобретает черты общемировой катастрофы в духе Уэльбека. А Сенчин, начитавшийся Уэльбека, да еще носящий юбку – это коктейль, я вам скажу, нешуточный. Третья и последняя часть романа вообще приобретает такую мощь, что и не многим писателям-мужчинам под силу уместить ее в пятьдесят страниц.
Сама Богданова в интервью Шаргунову в телепрограмме «Открытая книга» заявила, что на «Сезон отравленных плодов» ее вдохновила Салли Руни с романом «Нормальные люди»: мол, она решила разобраться, так ли было миллениалам в России, или надо писать более жесткий роман. Данный текст наиболее хорошо раскрывает талант написавшего его автора в предельно катастрофических для персонажей ситуациях: в сценах ссор, драк, рукоприкладства, домашнего насилия и травли детей родителями. «Сезон отравленных плодов» написан заинтересованной рукой, с мощью обличения и отторжения, это предельно феминистский роман, он о том, что женщины в России начинают себя уважать и защищать только в кризисных ситуациях столкновения с откровенно токсичным злом.
Начиная с сексистских шуточек и издевательств в школе, мужской мир нахально и дерзко заявляет о себе на страницах книги, когда ее героини – еще подростки, более того этот мир повально шовинистичен, и встретить в нем такого чужака, сначала подростка, потом парня, а потом мужчину, как Илья, практически невозможно. Представить в том мире, который показывает Богданова, интеллектуала вроде Николая Жаринова, читающего и анализирующего книги, немыслимо. Мир Богдановой, как и Сенчина, - это мир окончательно победивших масс, даже не маленького человека, того лишнего, каким он был у Гоголя и Достоевского, а человека среднего, серого, хамоватого и дерзкого в своей серости. От этого мира пытается спастись героиня «Калечены-Малечины» Евгении Некрасовой, строя собственные воображаемые миры. О нем стенают героини Оксаны Васякиной во всех ее трех романах.
Это мир тотального психологического неблагополучия, детских травм, травли и насилия, эта та изнанка традиционных ценностей и традиционной семьи, о которой в России не принято говорить. Здесь в мире пьющих и дерущихся отцов, оправдывающих мужской шовинизм матерей и хамоватых мужиков, которые предлагают выйти за них замуж после очередного пьяного экзерсиса, как-то умудряются жить тонкие натуры, которых еще не сломали. Совершенно невозможно в частности представить мир, изображенный Богдановой, без мата, пьянок и грубого секса. Проблема ее героинь в том, что они сразу, по умолчанию встраиваются в этот мир, лишь на пределе издевательств понимая, что живут они ненормально. Казалось бы, раз оттолкнувшись и порвав свои связи с этим шовинистическим мужским миром, надо бежать без оглядки и, найдя нормального, нетоксичного мужчину, держаться за него и быть с ним до конца.
Однако, тут в который раз в мире Богдановой в ситуацию встраиваются родители и вместо того, чтобы защитить своих дочерей, начинают оправдывать мужской мир. «Сезон отравленных плодов» порой напоминает какой-то дьявольский морок, в котором обычное сочувствие и жалость ко все потерявшим женщинам попросту невозможны. После книги Богдановой совершенно ясно, что в феминистки в России идут не от хорошей жизни, но от элементарной жажды отстоять свою жизнь и достоинство. Это очень хорошая, бьющая наотмашь книга, книга о том полууголовном мире «настоящих мужиков», который травит все отличающееся от себя: женщин, нетоксичных мужчин (кто из них напишет о том, как с ними обращаются сверстники в школе?), нацменьшинства. Это, к сожалению, мир наглого мужского большинства в России, и кто остановит руку мужа-парня-отца, бьющего жену-девушку-мать уже столетия?..