Найти тему
Александр Дедушка

«Высшая математика» осуждения. Три «вещи», что следует осуждать? (по св. Серафиму Саровскому)

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

На самом деле, осуждать не только не плохо, но хорошо и необходимо. А для христианина – и обязательно. Нужно только знать, что или кого.

В этом нам поможет разобраться св. Серафим Саровский.

Во-первых, вслед за Христом он предупреждает о том, что нельзя осуждать своих ближних – братьев, причем, даже если они согрешают и согрешают тяжко:

«Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим, или коснеющим в преступлении заповедей Божии, по слову Божию: Не судите, да не судими будете (Матф. 7.1), и паки: Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает; станет же, силен бо есть Бог поставити его (Рим. 14.4)».

Да – уже не в бровь, а в глаз нам. Мы только таких «коснеющих» во грехах вокруг нас и видим. И как их не осуждать?

Тут уместно задать вопрос: почему мы не можем не осуждать их? Что за тайнодействующий механизм срабатывает в нас? Механизм немедленного осуждения.

Здесь и впрямь есть какая-то тайна. Но батюшка Серафим приоткрывает ее для нас:

«Отчего мы осуждаем братий своих? От оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других».

Вот оно что!.. А ведь все ясно, как свет. Вспомните, когда вы последний раз были чем-то сильно увлечены. Разве в этот момент мы замечает что-либо внешнее? Разве что как досадную помеху.

Так и здесь. Если бы нас действительно интересовали собственные грехи и то, как от них избавиться – нам бы совсем не интересовали грехи других людей. Со своими бы справиться!..

Но себя мы считаем хорошими, это вокруг – одни мерзавцы!.. Вот это и есть главная причина осуждения других. Примитивная психология грешника.

Но мы уже узнали один объект обязательно осуждения – это мы сами. Есть еще два. Послушаем преподобного Серафима дальше:

«Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, которые прельстил его. Случается же, что нам кажется, другой делает худо, а самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверзта и неизвестно, кто прежде войдет в нее – ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою».

Попутно обратили внимание на то, что иногда нам только кажется, что кто-то «делает худо»? Именно по нашему неразумию и тупоумию. И ведь сколько же таких случаев!..

Да и с покаянием – в точку. Неизвестно, кто раньше покается. И судя по нашему неистребимому осуждению всех и вся – точно не мы.

Но мы тем не менее узнали и второй объект нашей полезной ненависти и необходимого осуждения – дьявола.

Научиться бы за всеми дурными поступками, за которые мы осуждаем других – видеть его!.. И на него переносить всю нашу ненависть и осуждение!.. Вот задача! И задача на всю жизнь.

Итак, уже два объекта осуждения мы узнали: мы сами и дьявол. Есть еще третий. У вас есть варианты?

Слушаем батюшку Серафима:

«Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай. Если осуждаешь ближнего, учит преп. Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судье, ведущему сердца наши и сокровенные страсти естества (Ант. 49)».

Да – это уже настоящая глубина и «высшая математика» нравственности!

Итак, каждый из нас будет осуждать за все то, за что осудил ближних.

Уф!.. У вас нет мурашек!.. А ведь должны быть. Если только представить всех тех, кого мы за что-то осудили!.. За всех понесем ответ - за самовольное присвоение себе должности «великого Судии», не просто ведающего, но и «ведушего» все «сердца и страсти естества».

Однако же мы узнали и третий объект должного осуждения – «дурное дело». И отделить человека от его дурного дела с осуждением только последнего – это действительно операция математического «дифференцирования», доступная далеко не каждому, а только имеющим навык в «высшей математике» нравственности.

Нам же, тупым в этой «математике», едва умеющим единственно складывать и вычитать: только бы печатать человека грешником, не отделяя его от греха. Складываем ничего не отделяя грешников в одну корзину осуждения – и дело с концом!..

Только с концом для кого!?..

Что ж подведем итог. Есть только три объекта осуждения. Три необходимых объекта осуждения для христианина:

- ты сам;
- дьявол;
- дурные дела.

Будем же учиться «высшей математике» осуждения по различению их друг от друга и от других объектов осуждения, за которые сами понесем осуждение.

Это не просто, а кто утверждал, что «высшая математика» - это легко?