(Предыдущие публикации, посвященные Пальмире: Часть 1. Прообраз Северной Пальмиры; Часть 2. Комплекс храма Зевса-Бела; Часть 3. Большая колоннада; Часть. 4. Театр и деловой центр; Часть 5. Лагерь Диоклетиана и храм Баалшамина.)
Самым необычным комплексом Пальмиры несомненно является ее некрополь, Долина гробниц. Здесь встречается 4 вида захоронений. Самые бедные жители города хоронились в обычных могилах в глиняных гробах. Более состоятельные делали семейные дома-гробницы. Но, помимо этого, сухой и жаркий климат пустыни, обеспечивающий естественную мумификацию останков, привел к тому, что погребение в древней Пальмире стало крайне прибыльным бизнесом. Предприимчивые дельцы строили здесь целые загробные отели, места в которых сдавались в аренду. В Долине гробниц встречается два вида таких захоронений. Один, не имеющий аналогов в античном зодчестве, - это башенные гробницы.
Наличие внутренней естественной вентиляции в гробницах-башнях, делало их наиболее эффективным способом захоронения и естественной мумификации. С другой стороны, башни были наиболее доступны для грабительских посягательств. Поэтому в Пальмире существовал и другой, более традиционный и более дорогой тип захоронений, - это, высеченные в скале, подземные залы, так называемые гипогеи. На сегодня известно около 50-ти башенных гробниц и примерно столько же гипогеев. Хотя вполне возможно еще немало подземных гробниц и оснований погребальных башен скрыто песками.
Большая часть гипогеев находится к северо-западу от исторического центра, у подножия холма Джебель Мунтар, вдоль современной дороги на Дамаск. До войны с ИГИЛ единственной доступной для посещения подземной гробницей в Пальмире был, так называемый гипогей Трех Братьев. Это "Т"-образное в плане сооружение, где, богато оформленный, вход расположен напротив центрального протяженного зала. В наше время, ко входу ведет современная лестница. Ранее он был скрыт песками. Надпись на входе сообщает имена строителей гробницы, - братьев Наамаи, Малэ и Саеди, и указывает дату строительства, соответствующую середине II-го века. Сохранились каменные полотна дверей, весом, видимо в не одну тонну. При этом, одно из них лежит на полу, а другое стоит на шарнирах и даже легко поворачивается от несильного нажатия.
Залы перекрыты, высеченными в каменной породе сводами. Это, пожалуй, единственные сводчатые перекрытия в Пальмире. Стены залов прорезаны рядами ниш с, расположенными по вертикали, направляющими для погребальных носилок. Гробница, как своего рода склад, была рассчитана на 390 захоронений. На стенах в простенках между нишами и на сводах сохранилась изысканная роспись сиро-эллинистического стиля.
Встречается мотив крылатых существ, держащих в руках медальоны с портретами погребенных. Точно такие же медальоны встречаются в некрополях Рима и Помпей. В торцах поперечных залов частично сохранились скульптурные надгробия хозяев гробницы. Их фигуры изображены возлежащими на небесном пиру с чашами вечного вина в левой руке, опертой на подлокотник. Такого же рода композиции, но в более роскошном исполнении и лучшей сохранности, представлены в гипогее Ярхаи, который в XX-м веке был распилен на фрагменты и восстановлен в Национальном музее в Дамаске. Сам мотив загробного пира с возлежащими фигурами традиционен для античности, но их подчеркнутая статичность и тщательная проработка деталей (причесок, украшений, отделки одежд и даже тиснения на обуви) говорит о местном своеобразии.
Аналогичные изображения встречаются и в башенных гробницах. К сожалению, в большинстве случаев они дошли до нас без лиц, поскольку средневековые предшественники «исламского государства» их фанатично разбивали.
Башенные гробницы расположены к северу от города несколькими группами в долине между небольшим холмом Умм аль-Кейс и самым высоким из окрестных холмов, на вершине которого возвышается средневековая цитадель Калаат аль Маани. Башенные гробницы имеют достаточно четкую типологию. Как правило, это двух — четырех этажные сооружения. Редко встречается пять этажей. Над входом, обращенным в долину на втором этаже, как правило, имеется окно. У наиболее богатых башен окно размещается в арочной нише – лоджии. Обычно на первом этаже размещались захоронения владельцев башни. Верхние этажи предназначались для «сдачи в наем». Как и в гипогеях, стены башен прорезались нишами, с направляющими для носилок. Межэтажные лестницы располагались в толще стены. Перекрытия были плоскими, каменными.
Внешне архитектура башен не по-античному сурова и монументальна. На фасадах нет никаких колонн, никаких пилястр, никаких портиков. Подчеркнуто массивная гладь стен, лишь изредка оживляемая рельефами на парапете лоджии второго этажа, или рельефным архивольтом ее арки. Смеем предположить, что башни могли иметь завершения в виде рядов мерлонов.
Среди башенных гробниц до лета 2015 г. наиболее хорошо сохранившейся была башня Элахбела. В ней уцелели четыре этажа из пяти. Несмотря на это башня имеет очень красивые пропорции. Сильно расширенная двухступенчатая цокольная часть, высотою больше входной двери, придает сооружению ощущение незыблемости в веках. Несколько ниже лоджии с окном на втором этаже, в стену вмонтирована плита с тестом, сообщающем о строителях башни, братьях Элахбеле, Шокаи, Малику и Маанаи, и о времени ее создания. Дата соответствует 103 году нашего летоисчисления. На фоне чистой глади стены, оформление лоджии в виде резного архивольта арки, опирающегося на две не высокие пилястры и рельефный парапет между ними, выглядит как драгоценность.
Но если снаружи башня выглядит как чисто восточное сооружение, то ее интерьер выдержан в строго ордерной традиции. Первый этаж, имеющий форму узкого и вытянутого вверх зала в простенках между погребальными нишами, украшают пилястры, корифского ордера. Редкий случай, — эти пилястры декорированы канелюрами. На противоположной от входа стене в два яруса размещены поясные портреты членов семьи, а над входом – портрет хранителя гробницы Элахбела. Помещение имеет плоский потолок, с декоративными кессонами, сохранившими голубую раскраску фона. В центре потолка находятся четыре кессона, кратно большего размера с бюстами братьев – строителей башни. Строгость и отточенность архитектуры этого зала ставит его в один ряд с лучшими, известными нам, образцами интерьеров эпохи античности.
Таким образом, в архитектуре погребальных башен мы опять видим, характерный для Пальмиры, сплав Востока и Запада.
Далее: Часть 7. Трагедия Пальмиры.