Найти тему
Никита Шангин

Пальмира и особенности ее античной архитектуры. Часть 7. Трагедия Пальмиры.

(Предыдущие публикации, на тему Пальмиры: Часть 1. Прообраз Северной Пальмиры; Часть 2. Комплекс храма Зевса-Бела; Часть 3. Большая колоннада; Часть. 4. Театр и деловой центр; Часть 5. Лагерь Диоклетиана и храм Баалшамина. Часть 6. Долина гробниц.)

В заключение, нельзя не сказать о трагедии Пальмиры, произошедшей на наших глазах.

Случаев целенаправленного разрушения Пальмиры в истории нам неизвестно. Захватившие в 272 г. город римляне, наложили на него суровую контрибуцию, но разрушили только дворец мятежной царицы Зенобии. Разрушало Пальмиру время, землетрясения и ветровая эрозия. Средневековый уровень песков отчетливо виден на Большой колоннаде по следам песчаной поземки, сузившей стволы некоторых колонн чуть ли не наполовину. И то, что произошло с Пальмирой в XXI-м веке, не укладывается в сознании.

Строго говоря, начавшийся в Сирии в 2011-м году конфликт, называть гражданской войной давно уже можно только условно. Реально, мы стали свидетелями агрессии против этой страны черного радикально исламисткого интернационала. Дважды захватывавшие Пальмиру боевики  «исламского государства» ( с мая 2015 г. по март 2016 г. и с декабря 2016 г. по март 2017 г.), своим изуверством и жестокостью превзошли все, что видела Пальмира за свою 4-х тысячелетнюю историю. Мало того, что они залили город кровью, летом 2015 г. ими были взорваны храм Баалшамина, Триумфальная арка и святилище храма Зевса-Бела, а зимой 2017 г. Тетрапилон, центральная часть сценического фасада театра и башни-гробницы. Т.е. по сути, все знаковые объекты исторической части города. Заметим, что эти мировые сокровища погибли не в ходе боевых действий, а были хладнокровно и преднамеренно уничтожены по чисто идеологическим соображениям.

Триумфальная арка сегодня. (Фото из открытых источников).
Триумфальная арка сегодня. (Фото из открытых источников).

Нет сомнений, что рано или поздно, «исламское государство» — эта страшная чума XXI века будет окончательно уничтожено. Но как быть с порушенным архитектурным наследием Пальмиры? Сердце отказывается смириться с мыслью о безвозвратности этих потерь. Но, насколько реально восстановить хоть что-то?

Театр Пальмиры до и после взрыва центральной части его сцены. (Фото из открытых источников).
Театр Пальмиры до и после взрыва центральной части его сцены. (Фото из открытых источников).

Недавно в прессе прошли сообщения между правительствами Сирии и РФ достигнута договоренность о том, что в ближайшее время российскими реставраторами в Пальмире будет восстановлена Триумфальная арка. Это безусловно отрадно, но, как бы не подталкивали эмоции к скорейшему восстановлению порушенного, в таком деле как реставрация пороть горячку противопоказано. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что речь никак не может идти о полном восстановлении разрушенных объектов. Можно говорить только о возвращении им, на сколько, это возможно, того облика, какой они имели на момент разрушения.

В этом плане мировой опыт реставрации памятников античности, в целом, обнадеживает. Есть примеры, когда, многие века назад, разрушенные античные объекты, удавалось вновь собрать как конструктор, частично из подлинных блоков и их фрагментов, а частично с современными вставками. Этому способствует сама природа архитектурного ордера, со, свойственными ему, математическими закономерностями построения. Так что, имея ряд подлинных блоков и их фрагментов, и опираясь на планировочную основу объекта, мы, во многих случаях можем просчитать и точно выстроить геометрию его отсутствующих элементов. Примерно таким способом был в полном объеме восстановлен храм Гарни I в. н.э. в Армении.

Армения. Храм Гарни I в. н.э. до реставрации.
Армения. Храм Гарни I в. н.э. до реставрации.
Армения. Храм Гарни I в. н.э. после реставрации 1970-х годов.
Армения. Храм Гарни I в. н.э. после реставрации 1970-х годов.

Не мало удачных примеров подобного рода реставраций в Греции и Италии. В самой Сирии, так же поднимали из руин Большую колоннаду в Афамии - столице античного Селевкидского царства, своими размерами превосходящую пальмирскую сестру. Да и в самой Пальмире по схожей методике уже были в XX в. реставрированы Триумфальная арка и Тетрапилон.

Но вот что особо тревожит. Все известные нам случаи такого рода восстановления касались объектов, разрушенных либо временем, либо в силу природных катаклизмов, прежде всего землетрясений. Но в Пальмире античные памятники были взорваны. А детонация, — это воздействие совсем другого рода. Оно неизбежно оставляет в камне микротрещины, меняющие его структуру. Как это повлияет на несущую способность древних конструкций? Как, после такого воздействия, они будут реагировать на температурные перепады? А в Пальмире зимой не так уж редко бывают ночные температуры ниже нуля. Значит, возможны циклы замораживания и оттаивания конденсированной атмосферной влаги и, как следствие, усиление трещинообразования.

 Храм Баалшамина и его уничтожение боевиками ИГИЛ. (Фото из открытых источников).
Храм Баалшамина и его уничтожение боевиками ИГИЛ. (Фото из открытых источников).

Отдельный вопрос, как крепить поставленные в исходное положение блоки и их фрагменты? Насколько корректно использование связующего раствора? Все это вопросы, на которые, лично у меня, пока нет ответа.

Но самое печальное то, что если по поводу храма Баалшамина, Тетрапилона, театра и Триумфальной арки определенные надежды не беспочвенны, то, по мнению наших специалистов, посетивших Пальмиру в мае 2016 г., восстановить храм Зевса-Бела, видимо, можно будет только как новодел. Взрыв, разрушивший его святилище, был такой силы, что на месте его осталась просто груда щебня. На ее фоне лишь стоит, каким-то чудом уцелевший, портал входа. Жуткая картина. А новодел, каким бы точным он не был, никак не заменит памятника. Значение подлинника для культуры абсолютно.

Святилище храма Зевса-Бела сегодня.
Святилище храма Зевса-Бела сегодня.

Что касается погребальных башен, то на данный момент автор не располагает достоверной информацией о масштабах и характере их разрушений. Поэтому не может делать никаких, даже предварительных, умозаключений.

И все же, даже не смотря на чудовищные, возможно и безвозвратные потери, Пальмира все равно остается бесценным перлом мирового культурного наследия, и, как ее называют сирийцы, несравненной «Невестой пустыни». Невестой поруганной и освобожденной.

Российские саперы освобождают Пальмиру от мин "исламского государства".
Российские саперы освобождают Пальмиру от мин "исламского государства".