Найти в Дзене
Никита Шангин

Пальмира и особенности ее античной архитектуры. Часть 5. Лагерь Диоклетиана и храм Баалшамина.

(Предыдущие публикации, посвященные Пальмире: Часть 1. Прообраз Северной Пальмиры; Часть 2. Комплекс храма Зевса-Бела; Часть 3. Большая колоннада; Часть. 4. Театр и деловой центр.) С юга к точке окончания главного проспекта и входу в Погребальный храм от Дамасских ворот подходит третья по счету поперечная улица-колоннада. Западнее нее, некогда находился дворец властителей Пальмиры – Оденанта и Зенобии, а после покорения города здесь разместились римская администрация и гарнизон. Частично разрушая, частично перестраивая, а частично используя предшествующие сооружения, римляне, возвели на этой территории, так называемый лагерь Диоклетиана. Несмотря на то, что большая часть территории лагеря еще скрыта песками, а видимые сооружения сохранилась, в основном, на уровне не выше цоколя, его планировочная структура читается довольно четко. Традиционно, лагерь разделен на четыре квартала двумя перекрещивающимися улицами: в меридиональном направлении –кардо, или Виа Принципалис, и в широтном, - д

(Предыдущие публикации, посвященные Пальмире: Часть 1. Прообраз Северной Пальмиры; Часть 2. Комплекс храма Зевса-Бела; Часть 3. Большая колоннада; Часть. 4. Театр и деловой центр.)

С юга к точке окончания главного проспекта и входу в Погребальный храм от Дамасских ворот подходит третья по счету поперечная улица-колоннада. Западнее нее, некогда находился дворец властителей Пальмиры – Оденанта и Зенобии, а после покорения города здесь разместились римская администрация и гарнизон. Частично разрушая, частично перестраивая, а частично используя предшествующие сооружения, римляне, возвели на этой территории, так называемый лагерь Диоклетиана. Несмотря на то, что большая часть территории лагеря еще скрыта песками, а видимые сооружения сохранилась, в основном, на уровне не выше цоколя, его планировочная структура читается довольно четко.

                                         План лагеря Диоклетиана.
План лагеря Диоклетиана.

Традиционно, лагерь разделен на четыре квартала двумя перекрещивающимися улицами: в меридиональном направлении –кардо, или Виа Принципалис, и в широтном, - декуманус, или Виа Претория. Их пересечение было отмечено тетрапилоном, от которого осталось только основание. При этом обе улицы были, вполне по - пальмирски оформлены колоннадами. Климат, есть климат. А римляне прекрасно усваивали все разумное, что было у покоренных ими народов. Главной осью комплекса была Виа Претория, начинавшаяся у парадных Преторианских ворот, выходящих на Дамасскую улицу-колоннаду, и завершающаяся монументальными пропилеями, ведущими на площадь-форум. Видимо эта площадь (62Х45 м), своей архитектурой, не только репрезентативно являла власть метрополии, но и, одновременно, служила плацем для построений. Ансамбль площади венчался монументальным зданием Претории, фасад которого занимал всю ее западную сторону. Значительность этого сооружения ощущается по одной лишь 16-ти ступенчатой трехсторонней лестнице, поднимающейся с площади к портику входа в него.

                         Лагерь Диоклетиана. Лестница входа в Преторию. (Фото автора)
Лагерь Диоклетиана. Лестница входа в Преторию. (Фото автора)

На большей части исторической территории Пальмиры, расположенной северо-восточнее Большой колоннады, в античный период преобладала жилая застройка. Общественных зданий, по-видимому, здесь было не много. Хотя, поскольку, эта территория еще археологически исследована мало, окончательно утверждать что-либо преждевременно, и здесь нас могут ожидать самые неожиданные открытия. Но пока, до лета 2015 г. здесь, особняком от остальных памятников древней Пальмиры, стоял небольшой и изысканный храм Баалшамина. В пантеоне древнесемитских богов Баалшамин (в переводе – владыка неба) – бог дождя и грома. Он воспринимался как бог милостивый и близкий к людям. Его не надо было задабривать так же, как Бела-Ваала. Поэтому и храм ему, в отличие от храма Зевса-Бела, является вполне камерным сооружением.

                        Храм Баалшамина. Вид с востока. (Фото из открытых источников).
Храм Баалшамина. Вид с востока. (Фото из открытых источников).

Храм был построен в 130-131 г.г. н.э, на средства городского секретаря Малько - сына Ярхаи, о чем свидетельствует надпись на одной из его колонн, под традиционной пальмирской консолью. Очевидно, что на этой консоли стоял бронзовый бюст ктитора храма. Композиция этого сооружения традиционна для небольшого римского храма типа перестиля, но несет в себе и типичные восточные черты. С восточной торцевой стороны, почти квадратной в плане, целлы, храм украшает не традиционный 4-х колонный, а 6-ти колонный портик, обычного для Пальмиры, коринфского ордера. При этом по главному восточному фасаду расположено 4 колонны и еще по одной колонне стоят сбоку, между угловыми колоннами главного фасада и целлой. Таким образом, портик имеет двойную глубину. При этом, консоли для бюстов у боковых колонн развернуты под прямым углом к консолям главного фасада. На стенах целлы, ритм колонн, заданный портиком, подхвачен пилястрами с коринфскими капителями.

Храм имел характерную для Востока плоскую кровлю и декоративные фронтоны-аттики. Вероятно, над карнизами продольных фасадов, так же как и у храма Зевса-Бела, имелись, ряды мерлонов. По сравнению с европейскими образцами перестильного храма, пропорции храма Баалшамина несколько тяжелее. Они, скорее, ближе к дорическому, чем коринфскому ордеру. Это усиливает монументальность сооружения, свойственную восточной художественной традиции, но не нарушает его гармоничности.

                                               Храм Баалшамина. Интерьер. (Фото автора).
Храм Баалшамина. Интерьер. (Фото автора).

В XX-м веке внутри целлы, из сохранявшихся фрагментов с частичными современными докомпоновками, была восстановлена великолепная архитектурная композиция его алтаря. Благодаря постоянной тени внутри целлы, утратившего древнюю кровлю, храма в нем выросло дерево. Это придавало его облику какую-то особо трогательную ноту.

Далее: Часть 6. Долина гробниц.