Уроки в школе считаются главным занятием для детей почти до совершеннолетия. Все остальное проходит под названием "дополнительные занятия". А как на самом деле?
Так сложилось, что в нашей семье трое из четверых детей имеют аутичный спектр. У кого-то сильнее, у кого-то слабее выражены аутичные черты. Но проблема одна и та же: детям с аутизмом очень сложно понимать социальные нормы, участвовать там, где много действующих лиц, правильно вести себя в разных ситуациях.
Когда я поняла, что случилось с нашими детьми, и что требуется для их реабилитации, я конечно, надеялась на школу. Со Светой мы переменили три школы, и ни в одной из них не было необходимой социализации. Теперь Света учится на надомной форме обучения, и я должна сама искать способы, как дать Свете основные навыки жизни среди людей. Чаще всего мы бываем в развлекательных центрах, ходим в кафе и в магазины. Света хорошо себя ведет в таких местах, и не все посетители замечают, что рядом девочка-подросток с низкофункциональным аутизмом. Персонал нам чаще всего помогает разместиться так, чтобы не мешать остальным. Света даже научилась сдерживаться и не хватать чужие оранжевые шарики и пакеты! (пусть так и будет дальше))))
Семена удалось внедрить в садик после 4 лет. Раньше не удавалось никак( ходили месяц, потом три месяца дома сидели. Все равно пришлось поменять четыре садика, прежде чем Сеня смог понять правила и научиться вести себя в группе. Но этого очень мало! Все-таки круг детей и взрослых в группе ОВЗ крайне ограничен, и социальные навыки прокачать там очень сложно.
Конечно нашим детям очень помогают поездки. Дорога, размещение в новых бытовых условиях, каждый день новые места, яркие эмоции. Аутисты постепенно раскачиваются и преодолевают свои ограничения. Меню становится шире, легче переносится ожидание, проще происходит смена режима дня, легче внедрить новинки. Когда ребенок приспосабливается к новым условиям, он делает резкий рывок вперед.
Плюс к поездкам конечно, очень нужна физическая активность. Один из первых "гуру", по книгам которого я ориентировалась, был Гленн Доман. Он писал, что надо дать ребенку прожить все необходимые виды активности, начиная с ползания, и тем самым помочь запустить мозг.
Какая школа, какие уроки дадут детям столько, сколько можно освоить на "дополнительных" занятиях? Да нет такой школы! Сидение за партой часами - это был тренинг будущих рабочих для заводов и фабрик, клерков, чиновников, многочисленных продавцов и менеджеров по продажам. Урочная система обучения - это не сотни лет развития. Школа с классно-урочной системой появилась не так давно, в ответ на потребности индустриального общества.
Теперь все меняется. Продолжительность жизни удлинилась так, что люди успевают поменять две-три профессии, создать две-три семьи, вырастить детей, после этого еще раз все поменять. А у нас аутисты! Им в разы сложнее понимать социальные нормы и требования! Аутисты не могут успеть правильно отвечать на "социальные танцы" просто в силу того, что не могут расшифровать сигналы от других людей.
Тут мне скажут, что мы все немного аутисты, и зачастую только после события можем понять, что на самом деле требовалось второй стороне, и как можно было ответить. И еще, плюс к новой виртуальной экономике, плюс к невосприимчивому мозгу аутист попадает в крайне разнообразную среду. В наше время нельзя просто "выучить правила вежливости" и стать приятным в общении человеком. В любой момент может встретиться какой угодно человек, с любым культурным багажом, и надо искать способы общаться, причем получать результат.
Что же делать нам, родителям детей с аутичными чертами? Мы должны организовывать и создавать как можно больше новых социальных контактов для наших детей. Учить детей самым разнообразным навыкам, умениям, нащупывать их профессиональный выбор как можно раньше! Если оставить выбор профессии аутисту, как и нейротипичному ребенку, на последние классы школы, то мы рискуем получить домоседа. Сам по себе аутичный подросток из дома никогда не выйдет. В силу своих особенностей аутисты предпочитают закрыться, они почти не стремятся к контактам с другими людьми. Таких примеров огромное количество! Можно вспомнить всемирно известного математика. Если у аутиста не будет привычки куда-то идти, что-то интересное видеть и делать, внезапно после 17 лет социальные навыки не отрастут!
Внимание! Очень важно! Нельзя перегрузить человека с особенностями! Участие в активностях должно быть посильным и желанным. Так же как и нейротипикам, аутистам полезно добиваться права заниматься чем-то помимо школы. Такой путь мне кажется самым здравым.
За время нашего родительства, мы нашли для детей очень много возможностей. Дети занимались: тренировки по капоэйре (трое), английский клуб для подростков (Митя и Настя), бассейн (для всех), каток (трое), катание на пит-байках (Митя), кружок прикладного искусства (Настя), занятия музыкой (Митя и Семен), брейк-данс (для Семена), кавказские танцы (Семен). Для Светы в основном конечно, выбираем реабилитационные центры. Этим летом у мальчиков прорыв. Они провели смену в театральной мастерской ДМТЮА, и как раз сейчас на смене в конно-спортивном клубе.
Нет, моих детей никто и нигде не встречает с распростертыми объятиями. Первые кружки Семена заканчивались на первом-втором занятии. Интереснее всего поступали в школе: я подавала заявление, а потом вдруг выяснялось, что я свое заявление "отозвала". Причина простая - кружковые занятия ведет специалист, который не хочет и не может учитывать особенности ребенка с ОВЗ. Идите в специальное заведение, говорят нам. Но это гетто для детей-инвалидов! Семен среди инвалидов лучший инвалид! Он все знает, всему научился, ему надо быть среди обычных людей!
Да, нашлись тренеры, руководители, педагоги , которые взяли Сеню. Он сам немножко подрос в этом году. Я думаю, что он справляется с новой ситуацией. Или тренеры меня жалеют и молчат)) Настю этим летом на две смены взяли в лагерь капоэйры. В теплой небольшой команде Насте было комфортно. Настя научилась сама ходить на занятия, и даже одна дошла до дома в бурю, под ливнем. Настя собой гордится!
Как я выбираю место, где мы будем заниматься? Конечно, мне хочется, чтобы на занятия попали все мои дети одновременно)) Так сделать очень сложно! Все-таки уровень возможностей сильно отличается. Вместе наши дети ходят в бассейн, на батуты, на самокатах катаются. На тренировки я всегда стараюсь взять всех детей.
Среди многих центров есть реабилитационный центр "Лига мечты", там занимаются трое наших детей. Для Сени нашлись занятия и в группе, и индивидуально. Так как в Лиге ждут любых детей, там мне не надо было оправдываться перед педагогами, что у Семена есть инвалидность, и у него нет понимания норм поведения в обществе. Вызубрить не удается правила, чуть-чуть меняется обстановка, и Семен снова в растерянности. Что можно? А что нельзя? В Лиге Мечты понимают, что ребенок старается, делает, как может. И не все у него выходит. Сеня в Семейном центре Лиги мечты попробовал играть на укулеле, впервые пел как солист, познакомился с боксом. (Как я не прячу Семена от боевых навыков, все равно Сеню его дело находит))
Лига мечты действительно мечта, удалось вытащить Настю на экскурсию в музей! И не один раз! В Лиге умеют найти специалистов, способных заинтересовать любого ребенка, несмотря на диагнозы и особенности личности.
Митя уже нашел для себя главное дело - он играет на скрипке. При этом Митя старается расширить свои музыкальные возможности, он готов учиться вокалу, играть на других инструментах. Для Семена я вижу конечно спортивный путь развития. Насте с моей точки зрения полезно заниматься изучением языков, у нее хорошо получается. Но не все удается организовать, и дети еще не готовы настойчиво ходить на каждый урок. Надеюсь на следующий учебный год НЕ В УЩЕРБ школе! (все-таки страшно школу отодвигать с первого плана), я смогу! Чтобы все дети занимались любимым делом, искали свое будущее на очень важных "дополнительных" занятиях.