Позвольте поделиться случаем из жизни. Однажды зашел разговор про малоизвестный фильм «Клуб безбашенных» (один из первых обзоров кино на канале, кстати), и было упомянуто про журналистскую ответственность. Я высказался в духе, что на эту тему, а именно, про то, как одно слово работника СМИ может уничтожить человека, скорее будет «Король-рыбак». И знаете, в моей жизни я вряд ли рекомендовал фильм со столь легким сердцем – ведь был уверен и в уровне кино, и в том, что оно соответствует озвученной заявке…
На канале есть полная фантастическая фильмография Робина Уильямса и Джеффа Бриджеса. Меж тем, в них нет обозреваемой сегодня картины, хотя она имеет прямое отношение к артурианским легендам. Терри Гиллиам тоже оставил заметный след в фантастическом жанре – «Бандиты во времени», «Бразилия», «12 обезьян», «Воображариум доктора Парнаса»… Замучаешься все перечислять!
Но «Король-рыбак» на их фоне недооценен. И правда в том, что несмотря на все сказочные элементы – это история, что может произойти с каждым.
Итак, Джек, бывший радиоведущий, подрабатывает у подруги в видеопрокате, но пристрастие к бутылке неумолимо тянет его на самое дно. В какой-то момент он нарывается на уличных хулиганов, что чуть его не поджигают… Но в последний миг его спасает дурашливый бездомный мужчина. Он зовет себя Пэрри и одержим мыслью найти Святой Грааль.
Спустя какое-то время экс-радийщик в ужасе понимает, что он отчасти виноват в безумии бродяги. Когда-то тот преподавал в колледже и был счастлив в браке, но тут в эфир позвонил психопат, и слова ведущего спровоцировали его на стрельбу в ресторане. Среди погибших оказалась жена профессора…
Пережитое буквально уничтожило его, и, чтобы спастись от ужасов прошлого, он воображает себя сказочным персонажем, тем самым «Королем-рыбаком», что ищет волшебный артефакт.
Джек, несмотря на последствия неудачной шутки, отнюдь не мерзавец, и все эти годы его мучила совесть. Он пытается вразумить Пэрри, что тот профессор и должен вернуться к нормальной жизни. Но от воспоминаний Пэрри начинает буквально выворачивать наизнанку…
Сказать, что сложно не сопереживать герою Робина Уильямса, это ничего не сказать. Кадры, когда его лицо искажает боль от встречи с демонами прошлого, приходящих в виде огромного огнедышащего Красного рыцаря, самые пронзительные в фильме. А персонаж Уильямса – самый глубокий. Да, это человек достигший дна, что зачастую глупо шутит, а его поступки эксцентричны… Но не дай бог каждому испытать то, что вынудило его жить в вымышленном мире.
Джек узнает, что Пэрри влюблен в девушку, которую когда-то увидел на улице, и пытается их свести. Но даже успешное свидание не способно развеять призраков прошлого…
Не хочется пересказывать весь фильм – он достоин просмотра безо всякого предварительного обзора или контекста. Это одна из лучших работ одновременно Робина Уильямса и режиссера Терри Гиллиама. Её иногда называют комедией, но честно говоря, плакать от неё хочется куда больше, чем смеяться…
У меня к фильму лишь одна претензия. Как ни странно, это Джефф Бриджес, который, даром что спустя годы получил Оскара за главную роль, не может сравняться в фильме с драматичностью Робина Уильямса, хотя назвать актерскую игру Бриджеса плохой не поворачивается язык.
До момента появления Пэрри Бриджес смотрится на экране довольно неплохо… Но когда, по сюжету, персонаж Уильямса уходит на задний план, кино превращается из драмы в приключение. Джек, вынужденный заменить безумного друга, для его спасения совершает не менее безумные поступки… Но как же это все выбивается!
Мне почему-то кажется, если бы сценарий ближе к концу оказался более драматичным, то это был бы шедевр на все времена, и Уильямс получил бы Оскара гораздо раньше. Хотел бы я этой драматичности? Не уверен… Герой Уильямса не заслужил и десятой доли страданий, показанных на экране.
Но и при всех недостатках фильм не остался без наград. Мерседес Рул получила Оскара за роль подруги Джека. Честно говоря, актриса из основных запоминается меньше всех, но и ругать ее тоже не за что. Её персонаж добрый и трудолюбивый, что не раздражает и не выбивается.
И еще один момент. Заканчивая статью, я с удивлением узнал, что фильм идет два с лишним часа. Во время просмотра я совершенно не обращал на это внимания, потому что «Король-рыбак» смотрится буквально на одном дыхании. Пожалуй, лучшей рекомендации картине подобрать не получится.
Благодарим за внимание! Будем рады любой оценке или комментарию!
У нас также найдется найдется обзор любимой в СССР серии, что вдохновила «Индиану Джонса» (но ее убили «Звёздные войны»). Другие кинообзоры фантастики и фэнтези можно найти в отдельной рубрике.