- Посмотрите, как проходят выборы в нормальных демократических странах. Вот, например, Франция… А нет, туда не смотрите…
И стоило было устраивать три революции, штурмовать Бастилию, чтобы в итоге получить такую избирательную систему и такие выборы?
Роспуск французского парламента и объявление досрочных выборов – это история о самолюбовании и непомерной гордыни, мы на ней останавливаться не будем.
Итак, Макрон объявил о досрочных выборах, что стало неприятным сюрпризом для его сторонников, для всей его команды. Сам то Эммануэль остаётся в президентском кресле до апреля 2027 года, он при любом завершении парламентских выборов в отставку не собирается, а под членами его партии «возрождение» кресла шатаются и шатаются весьма заметно.
Я только напомню результаты первого тура:
- «Национальное объединение» Ле Пен / Барделла 33%.
- левый «новый народный фронт» Меланшона 28%.
- центристский блок Макрона «Вместе за республику» 20%.
Эти проценты не так важны, во Франции абсолютно мажоритарная избирательная система, то есть избираются 577 депутатов в 577 избирательных округах.
Именно там, в избирательных округах и решается исход выборов, которые уже во Франции уже называют судьбоносными.
В первом туре кандидату в депутаты победить крайне сложно (при явке не менее 25% нужно набрать 50%+1 голос), таких счастливчиков набралось всего 76 из 577 кандидатов.
Основное сражение произойдет во втором туре, где кандидату необходимо получить простое большинство голосов.
Видя очевидный успех «Народного объединения», Макрон начал бить во все колокола, крича «Франция в опасности, ультраправые идут». При этом президент упрямо называет партию Ле Пен - Барделла «Национальным фронтом», как называлось это объединение при отце Марин, при Жан-Марин Ле Пен.
Мужчина придерживается действительно правых взглядов (ему 96 лет и дай бог ему здоровья). После очередного ксенофобского и антисемитского высказывания отца дочери даже пришлось исключить Жан-Марин из партии, так что Макрон безосновательно называет своих главных оппонентов «ультраправыми». Это делается, чтобы напугать избирателя.
Видя приближающееся поражение, Макрон предложил лидеру объединенных левых устроить своего рода «умное голосование» и снять своих кандидатов, чтобы не допустить победы «НО» (в гонке остаётся тот, кто в первом туре получил больше голосов).
Чисто математически решение вроде бы логичное и уже 180 кандидатов снялись со второго тура (123 представителя левых и 64 «макроновца»).
Только вот «новый народный фронт» Меланшона – это коалиция, которую собрали разномастные левые партии исключительно под выборы.
Центристская коалиция «вместе за республику» - это тоже, как ни странно, коалиция. В неё кроме партии Макрона «Возражение» входит ещё несколько политсил (Демократическое движение, Горизонты, Действовать и Радикальная партия).
В «левой» коалиции, как вы понимаете, ни о какой дисциплине речи быть не может и многие её представители отказались сниматься с выборов.
В среде «центристов» тоже разброд и шатание. Многие из них перестали связывать свою судьбу с Макроном, которого иначе, как хромой уткой и не называют.
Поэтому не стоит удивляться, что некоторые из «левых» и «центристов» указание сойти с выборов пропустили мимо ушей. Раз не получается в коалиции, то они попробуют сохранить место под солнцем самостоятельно.
К тому же многие избиратели «левых» и «центристов» не оценили такой «маневр» своих патронов, ведь совсем недавно Макрон и Меланшон только матом друг друга не крыли, а сейчас между ними такая противоестественная «дружба».
Чтоб вы понимали, многие избиратели «левых» - это вчерашние «желтые жилеты» и заставить их голосовать за партию Макрона весьма проблематично.
С другой стороны, во Франции избиратели президентской партии люди часто с достатком выше среднего и как они будут голосовать за кандидата, который хочет кратно поднять для них налоги ради повышения пособий профессиональным иждивенцам, совершенно не ясно.
То есть ситуативный союз «центристов» и «левых» может наоборот отпугнуть избирателей от тех и других и дать дополнительные голоса «НО».
Макрон привычно пытается играть на противоречиях левых и правых, говоря, что в случае победы одних, или других, в стране начнется гражданская война.
Понятно, что это такой «красивый» предвыборный ход: голосуйте, мол, за меня, а то хуже будет. Только вот французы в массе своей считают, что хуже быть уже не будет и идут голосовать либо за левых, либо за правых.
Главная интрига второго тура выборов – это количество итоговых голосов «НО». Получат они абсолютное большинство (289 мандатов), или нет.
Если Ле Пен добьется своего, то Макрон вынужден будет отдать пост премьера молодому политику Барделла, а если нет, то центристы и левые попытаются создать некое коалиционное правительство.
В любом случае страна вступает в период политической турбулентности и неопределённости, потому что Франция президентская страна и у Макрона хватит полномочий если не вести собственную политику, то уж как минимум помешать оппонентам вести свою.
Будет интересно.