- Полина Михайловна, вам удобно? - Варя подняла подушку повыше.
- Удобно, Варенька.
Речь соседки постепенно восстанавливалась, как и движение рук. Женщина ещё не ходила сама и до слёз смущалась, когда Варе приходилось мыть или переодевать её. Теперь они словно поменялись ролями, и уже Варя чувствовала в себе силы оказать необходимую помощь.
- Лекарство вот здесь на тумбочке. Пульт тоже. Полина Михайловна, компот в кружке. Маша из школы придёт, разогреет обед. А мы с Димкой побежали: сначала в садик, потом я на работу.
Работать в пекарне ей нравилось. Нравился новый, солнечный интерьер здания, запах свежего хлеба и сдобы, нравилось улыбаться людям и класть ноздреватую выпечку в шуршащие пакеты. Люди улыбались Варе в ответ и приходили снова.
- Варенька, здравствуйте!
- Мои любимые булочки не закончились, Варюша?
- Милая девушка, будьте добры буханочку бородинского.
Как-то и Никита заглянул.
- Вам что предложить? - Варя обернулась к очередному покупателю. - Ой! Привет!
Никита стоял и улыбался.
- Здорово здесь у вас!
- И вкусно. - Варя, не спрашивая, положила несколько булочек в пакет, протянула ему.
- Сколько с меня?
- Это угощение. Я сама заплачу. Благодаря тебе я теперь здесь, и мне эта работа очень нравится.
В последнее время молодые люди подружились. Никита заезжал проведать Полину Михайловну, играл с Димкой, даже помог Маше сделать поделку на школьный конкурс. О визите Ивана они больше не говорили и темы, затронутые в тот вечер, никогда не обсуждали.
- Никита, ты к нам заезжать будешь?
- Могу, если надо.
- Тогда вот. - Варя взяла второй пакет. - Завези, пожалуйста,
пока свежее всё. Спасибо.
- Варя, ты ставки по ипотеке не смотрела?
- Смотрела, Никит. Запуталась.
- Давай я заеду, попробуем посчитать вместе.
- Договорились. Позвони. А сейчас мне надо работать. Здравствуйте! Что могу вам предложить?..
Она торопилась домой. Маша сказала, что на завтра нужна парадная форма. Надо было проверить и подготовить одежду. Зазвонивший телефон вытащила не глядя.
- Слушаю.
- Варвара Сергеевна? Следователь...
Собеседник представился, она не запомнила и совсем без эмоций слушала, что он скажет дальше.
- Вы подавали заявление о розыске гражданина Сапрыкина Романа Витальевича.
- Послушайте, столько лет прошло... Мы развелись давно.
- Но заявление ваше в деле. А срок давности по таким делам пять лет. Прошу вас прийти завтра к десяти часам по адресу...
- Я работаю в это время.
- Я выпишу вам повестку.
В кабинете следователя она слушала информацию о том, что тело гражданина Сапрыкина было обнаружено...
- Мне надо его опознать?
- Нет. Опознание уже проведено.
- Кем?
- Матерью гражданина Сапрыкина. Она также подавала заявление о розыске сына.
- Тогда зачем вы вызывали меня?
- Чтобы уведомить о результатах розыска и закрытии дела. Распишитесь. Вот вам повестка для предъявления по месту работы.
- Спасибо.
Варя шла и вспоминала Романа. Вот он кладёт на прилавок шоколадку, вот несёт сонную Машку на руках, шепчет Варе, как хорошо они будут жить. Он обманул её, предал, заставил страдать. Почему же тогда она не испытывает злости к этому человеку?
- Это прошло, Варя! - Сказала она сама себе.
Не было бы его, не было бы Димки, да и такой подруги, как Полина Михайловна, в её жизни не было бы тоже. И Никиты...
Варя стряхнула остатки воспоминаний и вошла в пекарню.
* * * * *
- Димочка, сынок, в лужу не наступай. - Варя вывела сына за ворота детского сада. - Ножки промочишь. Ты ужинал в садике?
- Да.
- Что вам давали?
- Вемишельку.
- Ты всё съел?
- Да.
Варя смотрела на сына и совершенно не смотрела по сторонам. Поэтому вздрогнула от неожиданности, когда почти прямо перед собой увидела женщину.
- Простите! - Воскликнула она покаянно. - Я отвлеклась. Чуть не сбила вас.
- Нет-нет. - Женщина не спускала глаз с Димки. - Вы же Варя? Так?
- Варя. А вы?
- Я мать Романа. Романа Сапрыкина.
Варя остановилась. Роман никогда ничего не рассказывал о своей семье. А сейчас... Зачем ей это сейчас?
- Что вы хотите?
- Не знаю. - Честно призналась женщина. - У меня не было никого, кроме сына. О том, что у него есть, вернее, была жена, я узнала только в полиции.
- Как он погиб? - Неожиданно для самой себя спросила Варя.
- Зарезали. - Женщина сжала в руке носовой платочек. Сжала крепко, даже костяшки пальцев побелели. - Его на вокзале нашли. Кассир обратила внимание, что человек слишком долго сидит без движения. У Ромы ни деньги не взяли, ни документы. Странно.
- Да. Странно.
- Вам всё равно, Варя?
- Теперь всё равно. Ваш сын оставил без квартиры меня и мою дочь, зная, что у нас нет никого, кто мог бы помочь. Тогда я очень хотела, чтобы его нашли. В глаза ему посмотреть хотела.
- Я не знала.
- Вы не знали, чем занимался ваш сын?
- Нет. Он уезжал, появлялся редко. Говорил, что работает.
- Да, у него была интересная работа. Вы простите. Мне жаль, что ваш сын погиб. Но нам пора идти.
- Варя, это ребёнок Ромы?
- Нет. Отец моего сына совсем другой человек. Прощайте. Не приходите к нам больше.
Она подхватила Димку на руки, не обращая внимания на то, что он пачкает её одежду своими грязными ботиночками, и быстро зашагала в сторону дома.
- Мама! Мамочка пришла! - Маша обхватила Варю руками.
- Подожди, Машуль. Дима меня ногами испачкал, надо пятна замыть.
- Большой уже. - Заворчала Маша, раздевая братишку. - Надо своими ножками ходить. Сколько тебе говорила.
- Не ругай, я сама его взяла, чтобы побыстрее было. Там, кажется, опять дождь начинается.
- Ты что это, Варя? - Полина Михайловна тихо вышла в коридор. - У тебя лицо такое, будто случилось что-то.
- Полина Михайловна, вы зачем встали? - Испугалась Варя. - Вы как?
- Так я давно уже потихоньку встаю, а теперь и хожу по дому. Пока человек сам себя не заставит, ни одно лекарство его не поставит на ноги. Стыдно мне обузой тебе быть. Сама управляться буду. Ты разговор не переводи. Что произошло?
- Я вам потом расскажу, когда дети спать лягут. Не хочу, чтобы Маша слышала.
- Не суди её, девочка. - Выслушав, Полина Михайловна ласково погладила Варину руку. - Она мать. Ни одна мать не хочет, чтобы её ребёнок плохим вырос. У тебя тоже сынишка растёт. Дай Бог, чтобы вырос хорошим человеком.
- Да я не сужу и не осуждаю. Просто не понимаю, зачем она ко мне пришла. Я не смогу её любить и сочувствовать ей не смогу. Вам могу, а ей нет.
- Заставить себя, конечно, нельзя. Но проходит время, наше отношение к некоторым вещам меняется. Не торопись, дай себе время привыкнуть к ситуации, переосмыслить её. Ты сказала этой женщине про Диму?
- Нет. Но, кажется, она сама как-то догадалась.
- Или почувствовала. А, может быть, просто узнала. Мой внук был удивительно похож на маленького Ваню.
- Димка тоже на Рому похож. Детских фотографий мужа я, конечно, не видела, но похож.
- Вот и ответ.
- Полина Михайловна, скажите, Ваня обиделся на то, что вы мне помогаете? Он так быстро уехал.
- То, что он вообще приехал, это уже чудо. Это даёт мне надежду, что я хоть немного, но дорога ему ещё. Иван вспыльчивый. Он сгоряча часто говорит то, о чём потом сам жалеет. Поэтому, если он вдруг чего-то наговорил тебе, ты не слушай, забудь.
- А я уже и забыла...
* * * * *
- Отказали. - Покачала головой Варя в ответ на вопрос Никиты. - Сказали, нужен созаемщик или залог. Ни того, ни другого у меня нет. Поэтому буду ждать. Зарплата сейчас неплохая, буду откладывать, если получится. И вариант с домом не стоит сбрасывать со счетов.
- Если тебе хоть немного интересно моё мнение, то я против. - Никита нахмурился. - Здесь у Димки садик, у Маши школа совсем рядом. Работа, которая тебе нравится. А что в перспективе с домом? Да, он будет твоим. И детям ты доли выделишь, но за эту цену место, где ты сможешь купить дом, будет совсем бесперспективным. Ни работы, ни условий для детей. На что вы будете жить? Посадите огород и кур заведёте? Так всё это надо ещё вырастить.
- Вот поэтому я и не тороплюсь. - Грустно улыбнулась Варя. - Да и с Полиной Михайловной расстаться мне было бы уже не так просто. Знаешь, Никита, она для меня как маячок в тумане. Без неё я вообще не знала бы, как жить.
Она посмотрела на мужчину и добавила поспешно.
- И без тебя тоже.
Никита кивнул. С тех пор, как в его жизнь вошла эта молодая женщина, он на многие вещи начал смотреть иначе. Когда-то травма после аварии разделила его мир на до и после. В счастливом "до" он собирался жениться, строить дом, обзаводиться детьми. В реальном, до боли правдивом "после" оказалось, что уже никогда не будет так, как он задумал.
Но жизнь не позволила ему упиваться своим разочарованием. Сначала сестра развелась с мужем, и Никита с головой окунулся в её проблемы, помогая вместе с родителями возиться с племянниками-двойняшками. Пацаны в нём души не чаяли, даже дедушка не пользовался у них таким авторитетом, и стали для Никиты отдушиной и смыслом.
Потом случилась беда у Вани, с которым они дружили с детских лет, и Никита понял, что бывает в жизни кое-что пострашнее того, что случилось с ним. Иван не принял ни помощи, ни сочувствия, обозлился на весь мир, сделав основной мишенью единственного близкого человека. Это было несправедливо, и Никита, как мог, поддерживал мать друга.
Когда она рассказала ему про Варю, он сначала только вздохнул, удивляясь наивности и недальновидности молодой женщины, но, узнав её поближе, понял, что Варя тот самый чудом сохранившийся образчик глубоко порядочного человека, напрочь лишённого злых умыслов и корысти, и надеющегося на такое же отношение со стороны окружающих.
Она, вопреки его первоначальному мнению, не была слабой. Сама несла свой крест, и в своих ошибках тоже винила только себя, не желая повторять их снова. А сделать выводы и продолжать жить дальше способны лишь сильные люди. Варя делала правильные выводы, становясь в меру осторожной, но не недоверчивой. Она могла попросить, но не вымаливать, а всё хорошее в жизни принимала с благодарностью, пытаясь отплатить тем же.
- Правильно. - Он улыбнулся, желая подбодрить её. - Торопиться не стоит. Пусть всё пока идёт, как идёт.
Варя торопилась за Димкой, когда, перейдя дорогу, почти столкнулась с Катиной бабушкой.
- Здравствуй, Варенька.
- Здравствуйте. - Осторожно поздоровалась она. Слова инспектора заставили Варю задуматься, и она старалась, чтобы Маша с того момента пореже появлялась в доме у Прохоровых.
- Вы что же это, съезжаете, наверное, скоро?
- Я не понимаю.
- Ну как же. Я слышала, хозяйка ваша квартиру сдавать не будет больше, продавать собралась. Жалко, что теперь Машенька с Катюшей в одном классе учиться не будут. Уж такие подружки!
- Я ничего об этом не знаю. - Сдержанно ответила Варя, чувствуя, как предательский холодок тревоги начинает медленно растекаться внутри.
- Как же? - Катина бабушка сделала удивлённое лицо.
Была не была.
- Анна Фёдоровна... - Варя посмотрела женщине в глаза. - Скажите, а зачем вы жаловались на меня в опеку? Разве я сделала вам что-то плохое? Или Маша?
Женщина заметно растерялась.
- Значит, я правильно догадалась. - Варя обошла стоящую на дороге женщину. - У вас же внучка такая же, как моя дочь. Хорошо бы Катюше в детском доме было, если бы её от мамы забрали? Вы ведь там не были, а я была.
Она пошла дальше, стараясь успокоиться.
- Я не хотела, чтобы было, как с Полининым внуком! - Донеслось ей вслед, но Варя уже не слушала.
Окончание следует... часть 6
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)