Вернувшись домой, Варя решилась позвонить хозяйке.
- Ох и народ. - Вздохнула та. - Я сама ещё не решила, а они за меня уже и квартиру продали. Ну, были такие мысли. Не знаю пока. Если решу к дочери в другой город перебираться, точно продам, а пока живите.
- Только вы предупредите меня заранее. - Попросила Варя. - Сами знаете, в моём положении не так просто другую квартиру найти.
- Да знаю. - Самодовольно заметила хозяйка. - Не каждый навстречу пойдёт. Скажу, не бойся. Только говорить пока не о чем.
Заметив, что Варя просматривает объявления, Полина Михайловна заволновалась. Пришлось рассказать и о встрече, и о разговоре.
- Ну и чего ты всполошилась? - Немного обиженно спросила она. - Я тебе когда уже говорила: переезжайте ко мне. Эх, Варя, Варя.
- Неловко, Полина Михайловна. - Оправдывалась Варя. - Да и с Иваном снова ссора выйдет.
- Ваня мне не указ. - Строго отрезала Полина Михайловна. - Сын ничем не обижен. Ему бабушкина квартира по наследству отошла. Да и на тот свет я пока не собираюсь. Попробовала было, не получилось. Значит, у Бога на меня свои планы.
- Вы ещё и шутите.
- А что же, плакать что ли? Сама подумай, девочка, если вы ко мне перейдёте, то неизвестно, кто в большем выигрыше окажется. Вот куда я сейчас без тебя? Без Машиных рук и глаз?
Варя знала, что Полина Михайловна говорит это специально. Конечно, восстановление после инсульта шло медленно, но прогресс был налицо.
- Спасибо вам. Вы меня так поддерживаете.
- Скажешь тоже.
А вот Никита увидел в сложившейся ситуации неожиданно открывшиеся возможности.
- Так это хорошо, если она надумает продавать квартиру! - Воскликнул он. - Почему бы Варе не попробовать купить её? Когда хозяйка освободит от своих вещей вторую закрытую комнату, то места будет столько же, сколько у Полины Михайловны. Планировка-то одинаковая. В старом фонде квартиры выкупают в основном под сдачу, значит, большую цену, как за новостройку в хорошем районе, не дадут. Мы точно знаем продавца и то, что у квартиры один взрослый собственник. И хозяйке не надо искать покупателя. Опека тоже, скорее всего, пойдёт навстречу, потому что уже знакома с семьёй. Маше не надо будет менять школу, а Димке садик. Одни плюсы.
- И только один жирный минус. - Грустно возразила Варя. - Мне не дадут ипотеку, Никита.
- Попробуем подать заявку ещё раз, в несколько банков. Проконсультируемся у юристов по сделкам с недвижимостью, вдруг получится.
- Ох и напланировал. - Покачала головой Полина Михайловна. - Квартиру-то ещё никто не продаёт.
* * * * *
- Варвара Сергеевна. - Димкина воспитательница отвела Варю в сторону. - Предупредить вас хочу. За Димой вашим женщина какая-то наблюдает. Когда группа гуляет, она встанет вон там под деревом и смотрит.
- А откуда вы знаете, что за Димой?
- Она сама сказала. Говорит, внук. Я пригрозила полицию вызвать, но она просила не делать этого, сказала, что только посмотрит. Я не стала пока. Может быть, вы сами разберётесь?
- Да, конечно. Спасибо. В какое время она приходит?
- На утренней прогулке, перед обедом.
Варя увидела её сразу.
Мать Романа неотрывно смотрела на площадку, где мелькала белёсая Димкина головёнка.
- Послушайте.
Она вздрогнула и повернулась к подошедшей Варе.
- Зачем вы приходите?
- Я не сделаю ничего плохого. - Женщина умоляюще посмотрела на неё. - Просто, когда Рома уезжал, надолго, иногда очень надолго, я скучала, но знала, что он есть, что когда-нибудь обязательно увижу сына. А теперь его нет, понимаете, и не будет уже никогда. А Дима, он так похож, вы просто не представляете. Хотите я принесу вам Ромины детские фотографии? Вы ведь сказали мне неправду тогда.
- Да. Неправду. Дима действительно сын Романа. Но у него никогда не было отца. Роман даже не знал, что я беременна.
- Это неважно. Варя, поверьте, я не причиню Диме вреда. Сделаю так, как вы скажете. Можно я просто иногда буду смотреть на него?
- И прятаться у забора, пока кто-то не вызвал полицию? Знаете, у Димки в следующую среду день рождения. Хотите, приходите к нам вечером. Я дам адрес.
Но в следующую среду она вновь ждала Варю у ограды садика с большой коробкой в руках.
- Я не пойду. Пока не смогу прийти. Можно только подарок отдам? Там машина. Ему понравится. Вот, возьми, Димочка.
Димка с трудом удержал коробку. В голубых глазах плескалось удивление и любопытство.
- Что надо сказать, сынок?
- Спаси-и-ба! - Протянул малыш и расплылся в улыбке. Но тут же удивлённо поднял бровки. - Тётя плачет?
- Нет, не плачу, маленький. - Мать Романа торопливо вытерла глаза. - А ты расти здоровенький и большой-большой.
Она посмотрела на Варю и прошептала.
- Только помедленней расти. Чтобы с мамой рядом подольше быть.
Варя не успела больше ничего сказать. Женщина развернулась и почти побежала прочь.
- Мама, тяжело!
- Давай помогу, сынок. - Варя забрала у Димки коробку. - Идём.
- Ой, что это? - Открыв дверь, Маша забрала у Вари коробку. - Подарок, да?
- Да, Диме машину подарили.
- А кто?
- Знакомая одна. - Варя не хотела снова напоминать девочке про Романа. - Машуль, ножницы принеси. Распаковывать будем. Ух, какой грузовик!
Димка с восторгом уставился на большую яркую игрушку.
- Мама! Здесь ещё что-то! - Маша вытащила из кузова плотный свёрток. - Написано "Варе". Это тебе. Что там, мама?
- Какой-то сюрприз. Но написано мне, значит мне. Потом посмотрю. - Варя тревожно посмотрела на Полину Михайловну. Та кивнула. - Пойди лучше дяде Никите дверь открой, это он звонит.
Всё время, пока рассматривали подарки, задували свечки на пироге, пока Никита возился с детьми, Варю не покидало нервное напряжение. Лишь когда дети угомонились, она вновь вытащила свёрток. Все трое сидели за столом и смотрели на ровные пачки денег.
- Здесь больше, чем Роман забрал тогда со счёта. - Варя машинально завернула купюры обратно. - Больше, чем стоила та квартира. Их надо отдать. А я даже не знаю, где она живёт.
- Это как раз можно узнать. - Задумчиво сказал Никита. - У следователя, который вызывал тебя, наверняка есть адрес. Но стоит ли. Получается, эта женщина вернула тебе долг за своего сына.
- А если это его деньги? Которые он достал, обманув ещё кого-то? - Заволновалась Варя. - Как я могу их взять?
- Тебя он тоже обманул. И потом, на них не написано, твои они или нет. - Мягко заметил Никита. - А Роман ум.ер, и уже ничего не скажет.
- Папа ум.ер? - Никита обернулся. Маша стояла на пороге кухни, и слёзы текли по её щекам. - Совсем?
- Машуль! - Варя встала.
- Подожди, я сам. - Никита подхватил девочку на руки. - Пойдём, Маш.
Он уложил девочку в постель, поправил одеяло.
- Роман тебе нравился?
- Он хороший был. Как настоящий папа. И я не верила, что он обманул. Думала, что всё равно приедет. А теперь ведь нет?
- Так бывает, Машуль. Люди иногда не оправдывают наших ожиданий. Скучаешь без него?
- Он покупал игрушки, конфеты, всегда играл со мной. Как ты. Дядя Никита, ты тоже от нас уйдёшь?
Девочка смотрела на него сквозь слёзы своими тёмными, требующими ответа глазами, а он не знал, что ответить. Но, наверное, бывают моменты, когда лучше соврать, если не знаешь.
- Никуда я не уйду. - Твёрдо сказал он. - Куда я от вас денусь.
Варя не без труда всё же разыскала мать Романа, но та наотрез отказалась забрать деньги.
- Это деньги Диме, вам, Варя, и вашей девочке. К моему сыну они не имеют никакого отношения. Точнее, имеют косвенно. Это деньги от продажи родительского дома, ещё некоторые сбережения. Я собирала их для него. Думала, женится, подарю на свадьбу. Вот Рома и женился. Только отдать эти деньги теперь, кроме вас, некому. А мне самой не нужно. Больше всего я хочу успокоения его и своей душе. Мне ведь тоже больно от этого. Может быть, хоть немного искуплю то плохое, что он сделал.
- Хорошо, я возьму. Но вы тогда хотя бы просто приходите к нам. - Попросила Варя. - Приходите к Диме, когда сможете, когда сочтёте нужным...
* * * * *
Некоторое время спустя...
- Я никогда не предполагал, что ремонт - такая энергозатратная штука. - Никита спустился со стремянки и вытер вспотевший лоб. - Знал бы, никогда не ввязался в эту авантюру.
Варя стояла в центре совершенно пустой комнаты, разглядывая свежие обои на стенах, и улыбалась.
- Вот что ты смеёшься?
- Вспомнила свою первую квартиру и как ничего тогда не умела делать. Здесь, по сравнению с ней, - настоящий дворец, а мы с тобой почти профессиональные мастера. Ты такой молодец, что всё же уговорил хозяйку на продажу. И у ребятишек теперь своя комната.
- Так уж и дворец. Вот подожди, построим настоящий дом, и у каждого тогда будет по отдельной комнате.
- Построим?
- Не смотри на меня так, Варь. Я Машке обещал, что никуда не уйду. Предлагаешь врать ребёнку?
- Ни в коем случае. Я просто ещё до конца не верю, что такое возможно. Хотя то, что случилось в моей жизни, - это уже настоящее чудо.
- Раз случилось, значит, ты его заслужила. - Никита чистой тряпкой разгладил складочку на обоях.
- Хотелось бы мне, чтобы и Полина Михайловна наконец перестала страдать из-за своих отношений с сыном. - Варя перестала улыбаться. - Потому что столько она хорошего сделала для нас, что точно достойна чуда.
- Мне показалось, или Иван сменил гнев на милость после того, как она оформила на него завещание?
- Не знаю. Может быть, он просто успокоился. - Варя пожала плечами. - По крайней мере, последний его визит прошёл мирно. Мы не общались, но Полина Михайловна, кажется, была в хорошем настроении. Он не звонил тебе?
- Нет. После той последней ссоры ни разу. Надо знать Ванин характер.
- Может быть, в конце концов он встретит хорошую девушку, и всё в их жизни наладится. - Мечтательно предположила Варя.
Они помолчали.
- Никит, а ты не будешь обижаться, если к нам иногда будет приходить Ромина мама?
- Какие обиды. Мало того, что она так помогла тебе, она ещё и Димина бабушка. Попробовал бы моей маме кто-то запретить общаться с внуками, ох и буря бы была. Ты, кстати, когда познакомишься с ней, сильно не пугайся. Она у меня чем-то похожа на Полину Михайловну: тоже рубит с плеча, но добрейшей души человек.
И глядя на растерявшуюся Варю, поторопил.
- Варя, перерыв окончен! Нам ещё два куска доклеивать, а скоро дети от Полины Михайловны вернутся.
Варя старательно намазывала бумажную полосу. Вдруг оторвалась от своего занятия и посмотрела на стоящего на стремянке Никиту.
- Знаешь, я подумала, как много уже произошло с того, первого ремонта. Как будто я прожила целую жизнь...
- Глупая. - Ласково укорил Никита. - Не прожила, а проживёшь ещё целую жизнь, новую, как этот самый ремонт. Ведь по-настоящему всё только сейчас и начинается.