При жизни известного советского писателя-фантаста Анатолия Днепрова вышло целых шесть сборников в СССР и более десятка – за рубежом, включая Западную Европу и Японию. И только в одном из них (не считая болгарского 1985 года) появился научно-фантастический рассказ автора «Трагедия на улице Парадиз», написанный еще в 1961 году, но по какой-то причине не получивший популярности ни у нас, ни за рубежом. Представляю этот рассказ в самом первом, журнальном варианте, да еще и с иллюстрациями, которых не было больше ни в одном другом издании рассказа, включая и современные.
Анатолий Днепров (1919-1975 гг.) – писатель известный даже сегодня, причем не только у нас. Я написал об этом авторе, настоящая фамилия которого – Мицкевич, несколько публикаций, включая и биографический, ссылки на них – внизу. Кстати, своей настоящей фамилией Днепров подписывал почти все свои научно-популярные статьи, и даже один фантастический рассказ.
Пик творчества А. Днепрова-Мицкевича пришелся на 60-е, когда его научно-фантастические повести и в СССР издавались массовыми тиражами, и за рубежом, причем не только в социалистических странах. Я тут прошелся по некоторым каталогам, и обнаружил, что относительно массово (за рубежом тиражи не такие большие, как в СССР, но зато цены кусачие) А. Днепров издавался по всему миру – от США, Франции, Италии и Испании до Индии и Японии. Понятно, что от каждого зарубежного издания какой-то книги автору доставалось относительно немного, но публиковался он за рубежом активно и даже массово, а потому я имею сведения, что и от этих изданий в целом он получал приличные деньги.
Но не будем о меркантильном – это не цель моей публикации, просто я хочу показать, что этот мэтр советской фантастики от нищеты и забвения не умирал. И многие наши писатели той эпохи его уважали, а Иван Ефремов – так тот вообще его опекал как отец родной и никому в обиду не давал, прекрасно понимая, что такие таланты, как Днепров, на дороге не валяются.
Я очень хорошо помню, что повести и рассказы Анатолия Днепрова мне в начале 70-х попадались в очень многих советских журналах за 60-е годы, причем с отличными рисунками – а что еще подростку надо? В те годы иллюстрирование фантастики в СССР было на высшем уровне, часто встречались в журналах даже цветные рисунки. И ассортимент журналов с произведениями А. Днепрова был очень большим – это и «Техника – молодежи», и «Знание – сила», и «Искатель», и «Молодая гвардия», и «Наш современник», и «Уральский следопыт», мне один рассказ Днепрова попался даже в таком малоизвестном сегодня журнале «НТО СССР» (рассказ «На низкой частоте», который, кстати, потом нигде вообще в мире до 2017 года не публиковался).
Но речь не об этом рассказе, а о другом, который все же пару раз публиковался в книгах с мягким переплетом, но вот иллюстрации были только в журнальном варианте. Это рассказ «Трагедия на улице Парадиз», который впервые был напечатан в журнале «Знание – сила» (№8, 1961 г.), а потом появился в авторском сборнике Днепрова «Пророки» (1971 г.), а в 1985-м был опубликован опять-таки в авторском сборнике «Глиняный бог» в Болгарии (на болгарском языке). И всё - больше в советские времена этот рассказ (величиной с небольшую повесть) нигде не публиковался.
И это довольно странно, потому что, с одной стороны, рассказ неплохой по всем статьям (идея, воплощение, стилистика и др.), а с другой – в то время произведения Анатолия Днепрова издавались регулярно – и в СССР, и за рубежом, то есть он был во всем мире популярен по-настоящему.
Хотя, конечно же, были у него рассказы и повести, которые «не пошли» ни там, ни там, но таких было очень мало. Поэтому тут надо разбираться, почему одни произведения А. Днепрова бурно издавались везде, а другие – практически нигде, хотя были написаны почти в одно и то же время, и представляют собой практически одинаковый интерес.
Но при этом речь о каком-то негласном цензурном запрете не идет, иначе хотя бы изредка редкие произведения не печатались бы в разные годы – взять хотя бы тот же рассказ «Трагедия на улице Парадиз», или «Пурпурную мумию», или «Лунную сонату», которые в СССР были опубликованы только по два раза, включая журнальные варианты. А вот, к примеру, рассказ Днепрова «Машина «ЭС», модель №1» только за пять лет (1961-1965 гг.) был издан в трех советских книгах общим тиражом почти 250 тысяч и в семи иностранных, тиражом более 100 тысяч. И это не считая первой журнальной публикации!
А рассматриваемый мной рассказ-повесть «Трагедия на улице Парадиз» почему-то в СССР «не пошла» - появилась в журнале в 1961-м, через десять лет кто-то об этом рассказе вспомнил, и в 1971-м втиснул его в авторский сборник, и потом был забыт на целых 32 года, как будто и не было этого произведения.
Ну ладно, в 2003 о нем вспомнило издательство «АСТ» и отпечатало тиражом в 5 тысяч сборник А. Днепрова «Глиняный бог», в который был включен и этот рассказ. А в 2017-м он был включен еще в один авторский сборник «Там, где кончается река» от издательства «Престиж Бук», но тираж был совсем смехотворным – всего 300 экземпляров.
Итого, за последние 63 года рассказ «Трагедия на улице Парадиз» увидел свет всего 5 раз, в то время как рассказ «Крабы идут по острову» почти за тот же срок был опубликован 50 раз, в том числе 30 раз – за рубежом, 7 раз – в СССР еще при жизни автора, 2 – на эстонском и литовском языках уже после смерти Днепрова, в 70-х, а все остальное – на русском языке после 1991-го.
Я не знаю, почему такой интересное произведение Анатолия Днепрова оказалось таким не популярным у издателей. Я думаю, что оно ничем не хуже, чем главные его хиты – «Суэма», «Глиняный бог» или «Крабы идут по острову», поэтому я его решил разрекламировать единственным мне доступным образом – выложить на обозрение моих читателей журнальный, то есть самый первый вариант рассказа «Трагедия на улице Парадиз», да еще и с иллюстрациями, которых нет ни в одном другом издании.
Да и не будет наверняка, потому что вряд ли кто-то будет этот рассказ сегодня заново иллюстрировать, даже если и соберется кто-то организовать новое полное собрание сочинений Анатолия Днепрова в бумажном, но уже по-настоящему массовом варианте.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ОБ А. ДНЕПРОВЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Глиняный бог» Анатолия Днепрова – наилучший образчик советской приключенческой фантастики 60-х