Метамеханика Жана Тэнгли: кинетическое искусство

Продолжаю тему кинетического искусства. Ранее, я рассказывала, о его формах, жанрах, признаках и истоках, а также о ярких представителях этого направления — об Александре Колдере и Науме Габо.

Сегодня речь пойдет о ещё одном ярком представителе кинетического искусства — о Жане Тэнгли (или Тенгели). Он создавал фантастические машины и механизмы, гигантские сложные и саморазрушающиеся конструкции, которые называли метамеханикой.

Продолжаю тему кинетического искусства. Ранее, я рассказывала, о его формах, жанрах, признаках и истоках, а также о ярких представителях этого направления — об Александре Колдере и Науме Габо.

О художнике

О биографии художника я подробно рассказывать не буду. Во-первых, мне не показалось что-то особенно интересным. Во-вторых, интересующиеся могут ознакомиться с ней на Википедии или в других источниках :)

Jean Tinguely
Jean Tinguely

Но несколько фактов для общего понимания все же приведу:

  • Жан Тэнгли (1925-1991) — франкоговорящий швейцарец, родился и рос в Базеле;
  • подростком пытался уехать в Албанию, чтобы бороться против оккупировавших страну итальянских фашистов; позже был близок к коммунистам и анархистам;
  • в 1952 переехал в Париж, сблизился с художниками Константином Бранкузи, Ивом Кляйном; с 1960 — работал в группе «Новые реалисты»;
  • в 70-е и 80-е года ретроспективные выставки Тэнгли проходили во многих городах Европы; большая ретроспективная выставка состоялась в Центральном доме художника в Москве в 1990 году;
  • художник был трижды женат, две из его супруг — тоже художницы: Ники де Сен-Фалль – французская художница, представительница поп-арта и болгарская художница Милена Палакаркина.
Jean Tinguely
Jean Tinguely

О произведениях

Тэнгли. Метамеханическая скульптура с треногой. 1954

Это ранний пример скульптуры Тэнгли. Она собрана из колесиков, штырьков и проволоки, на которую нанизаны картонки, напоминающие что-то органическое — лепестки или бабочки. С одной стороны эти «лепестки» белые, с другой — черные.

Но самое интересное — моторчик, который приводит конструкцию в движение. Эта деталь отличает работы Тэнгли от его товарищей по кинетическому направлению, о которых я рассказывала раньше — их произведения двигались от дуновения ветра или менялись только при перемещении самого зрителя.

Вся эта работа построена на контрастах: статичность против подвижности, постоянство против изменчивости, круги против прямых линий, черный против белого, толстые прутья треноги против тонких линий проволоки. Даже без моторчика динамичность, присущая
кинетическому искусству, создается уже за счет этих противопоставлений.

Жан Тэнгли. Метамеханическая скульптура с треногой. 1954
Жан Тэнгли. Метамеханическая скульптура с треногой. 1954

Тэнгли. Мета-матик №17. 1959

Это изобретательное произведение сложнее, чем предыдущее — оно не может завершиться без зрителя. К колёсикам, прутикам, мотору и коленвалу художник добавляет интерактив!

Задача зрителя — не только понаблюдать, как движутся элементы конструкции. Хотя и это интересно: они меняют скорость и направление, все это трещит и грохочет, включая в восприятие не только зрение, но и слух. Но также зритель может подойти к машине, выбрать средство рисования и вставить в специальный держатель. То есть, включается еще и осязание!

После того, как средство рисования выбрано — машина начинает изображать на бумаге что-то свободное. Каждый рисунок получается уникальным. Машина практически живет своей жизнью и создает собственные произведения, отодвигая фигуру художника на задний план. С другой стороны, зритель становится соавтором произведения, как созданного машиной, так и создателем машины — Жана Тэнгли. И это интересная тема для размышлений.

Жан Тэнгли. Мета-матик №17. 1959
Жан Тэнгли. Мета-матик №17. 1959

Тэнгли. Оммаж Нью-Йорку. 1960

Это, пожалуй, самое знаменитое произведение художника. Оно создано совместно с инженерами и другими художниками (например, Робертом Раушенбергом).

Жан Тэнгли. Оммаж Нью-Йорку. 1960
Жан Тэнгли. Оммаж Нью-Йорку. 1960

Тэнгли после 60х начал собирать всякий хлам, промышленный утиль: колеса, моторы, лестницы, ванны, коляски, трубы и т.п. Из всего этого он и создал конструкцию, которая приводится в действием мотором. При этом, это не какая-то согласованная система, не гармония, а хаос — все навалено в кучу и противоречит друг дургу.

В результате работы этой конструкции произошло возгорание! Но, оно было в замысле художника. Скульптура перестала работать и начала саморазрушаться. Можно сказать, что подобными саморазрушающимися конструкциями Тэнгли и прославился. Остатки оригинальной инсталляции хранятся в музее Нью-Йорка.

Жан Тэнгли. Оммаж Нью-Йорку. 1960
Жан Тэнгли. Оммаж Нью-Йорку. 1960

Тэнгли иронически и критически относился к зависимости человека от техники. В этой работе он говорит о том, что современная цивилизация — это хаос и разрушение, происходящее у нас на глазах. Это эффектное произведение за счет сочетания несочетаемого, разного мусора и треша, создает пародийный, абсурдистский эффект.

Такой же пародийный эффект, а также масштабность и сочетание несочетаемого, можно увидеть и в других произведениях Тэнгли. Например, в огромной, цветной и нелепой работе Фата-Моргана (Метагармония IV), 1985.

Жан Тэнгли. Фата-Моргана (Метагармония IV), 1985 (Метагармония IV), 1985
Жан Тэнгли. Фата-Моргана (Метагармония IV), 1985 (Метагармония IV), 1985

Или в работе Meta-Maxi-Maxi Utopia (1987). Это 17-метровая композиция из огромного количества объектов. Она абсурдна и показывает ,что абсурд пронизывает все сферы нашей жизни — такая вот смешная и нелепая цивилизация, как бы говорит художник. Вся эта масштабность, яркость, сумбур и пародийность дают особый тон произведениям Тэнгли.

Жан Тэнгли. Meta-Maxi-Maxi Utopia. 1987
Жан Тэнгли. Meta-Maxi-Maxi Utopia. 1987

Тэнгли. Каскад. 1991

В этом произведении всё примерно также: всё яркое, масштабное, странное и двигается. Но в этот раз работа подвешена под потолком, и к движению от мотора добавляется движение воздуха и зрителя вокруг произведения. Качественных фото я, увы, не нашла, но в целом — рекомендую смотреть видео с работами Тэнгли, всё-таки движение — важнейшая их часть.

В этой работе Тэнгли поднимает тему мультикультурности — и снова в ироническом ключе. Он объединяет в одном произведении несовместимые элементы, что-то непохожее, при этом задается вопросом: а возможно ли такое объединение в обществе и на каких условиях? Не утопия ли это? На примере своей работы Тэнгли рассуждает, возможно ли гармоничное сосуществование, чтобы не получилось собрание бессмысленных разрозненных элементов, искусственно и принудительно создающих цельную картину.

Тэнгли, Ники де Сен-Фалль. Фонтан Стравинского. 1983

Напоследок покажу яркую и не совсем типичную для Тэнгли работу, созданную совместно с художницей Ники де Сен-Фалль — супругой Жана. Это памятник-фонтан Стравинскому возле центра Помпиду в Париже. Тэнгли здесь работал над чёрными колесными механизмами из железа, а разноцветные авангардные фигуры создавала Ники.

16 фигур движутся и испускают струи воды, разыгрывая спектакль под лучшие произведения Стравинского, который в 20-40е годы жил в Париже. Яркие образы сочетаются с яркой музыкой. Здесь есть игра цвета, формы, материалов, движения, звука — и всё это работает сообща, создавая общее мощное эстетическое впечатление.