Найти тему

Линеарные конструкции Наума Габо

Оглавление

Продолжаю тему кинетического искусства. Ранее, я рассказывала, о его формах, жанрах, признаках и истоках, а также об одном из ярких представителей этого направления — об Александре Колдере.

Сегодня речь пойдет о ещё одном пионере кинетического искусства родом из Брянска, но покорившем весь мир. Его имя —
Наум Габо.

Наум Габо (1957)
Наум Габо (1957)

Биография

Наум Габо (при рождении Наум Певзнер) — художник, скульптор, архитектор, теоретик искусства, один из лидеров мирового художественного авангарда — родился в Брянске в 1890 году. Учился в Томске, Курске, затем — с 1914 года — жил и работал за рубежом.

-2

После революции 1917 года Габо с братом Антуаном, тоже известным художником, вернулся в Россию и преподавал во ВХУТЕМАСе, был близок к Татлину, Малевичу, Родченко. Братья выступили с резким «Реалистическим манифестом» против кубизма и футуризма, этот манифест стал важным документом для конструктивизма.

Позже, в 1922 году, художник эмигрировал и жил в Германии (преподавал в Баухаусе), Франции (был близок к Мондриану) и Великобритании (стал почётным рыцарем-командором ордена Британской империи, почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне). Затем, с 1946 года, Габо жил и работал в США (награждён Логановской медалью за вклад в искусство, преподавал в Гарварде).

-3

Кинетические скульптуры

Габо — один из пионеров кинетической скульптуры. Его работы часто созданы из металлических проволок и прозрачных материалов, таких как пластик и стекло. Они выглядят очень легкими и словно парящими в воздухе.

Габо использовал линии и формы, чтобы создавать ощущение движения и объема. Его скульптуры играют со светом и пространством, что делает их еще более интересными. Даже когда его работы статичны, они все равно выглядят постоянно меняющимися.

Наум Габо. Линеарная конструкция в пространстве, 1946

Габо начал создавать свои зрелые кинетические произведения в 40-х годах. И выглядят они обворожительно. Эта конкретная работа создана из пластиковой рамы и нейлоновых нитей. Художник пропускает само пространство в произведение, скульптура как будто подчеркивает ценность среды, в которой находится зритель, чего-то неуловимого, что проникает повсюду. Объект ловит это самое неуловимое в свои «сети».

Наум Габо. Линеарная конструкция в пространстве, 1946
Наум Габо. Линеарная конструкция в пространстве, 1946

Конечно, и сама по себе конструкция весьма эстетична. При перемещении вокруг произведения облик скульптуры постоянно меняется, играя со зрителем. С разных ракурсов мы будем видеть разную интенсивность, плотность нитей, а где-то объект будет почти исчезать, интригуя и завораживая своими изменениями.

Наум Габо. Линеарная конструкция в пространстве 2, 1958

В этой линеарной скульптуре можно увидеть что-то живое и органичное, в её криволинейных, плавных формах. Из-за плотностей нитей создается ощущение свечения, местами более яркого.

Наум Габо. Линеарная конструкция в пространстве 2, 1958
Наум Габо. Линеарная конструкция в пространстве 2, 1958

Важно отметить, что для работ Габо очень важно освещение. При дневном свете его произведения создают один эффект, при уменьшении света или искусственном свете — другой. И в этой изменчивости тоже проявляется кинетизм. Важным компонентом произведений становится само наше восприятие, без него — искусство не имеет смысла.

Наум Габо. Линеарная конструкция в пространстве 2, 1971

Ещё одна линеарная конструкция — очень похожа на предыдущую. Но хочу показать вам это фото, чтобы отметить, как от освещения меняется восприятие работы. То что на фото выше «светится» от плотности нитей, здесь — наоборот становится темными пятнами.

И, конечно, мы снова видим эффект движения за счет криволинейных ритмов, динамику за счет острых углов. Но также подвесные конструкции Габо обогащаются дополнительными эффектами за счет движения воздуха и его колебаний.

Линеарные конструкции Наума Габо смотрятся лего и эстетично. Но это лишь одна грань творчества художника. Он работал не только с нитями, но с разнообразными материалами. И произведения Габо можно поместить как в пространство музея, так и в жилое помещение. В этих скульптурах дизайн встречается с искусством. И, конечно, интересно, как из статичного произведения получается что-то изменчивое и динамичное.

-9

А вы поместили бы такие произведения в свой интерьер? Делитесь впечатлениями