Кинетическое искусство — это форма художественного выражения, которая использует движение как ключевой элемент или средство выражения. Этот термин ассоциируют с работами, которые включают в себя движущиеся части или создают иллюзию движения с помощью различных техник.
Заметные произведения этого направления начали появляться в 50–60-х годах XX века. Расцвет же кинетического искусства пришелся на 1950–1970-е годы. Причем, появлялись такие работы в разных частях мира. Но главным в них оставалось одно — движение, трансформация как художественной формы, так и процесса восприятия. Художники экспериментировали с различными материалами и механизмами, чтобы создавать произведения, которые взаимодействуют с окружающим пространством или зрителями через движение.
Главные качества кинетических произведений:
- подвижность, изменчивость, нестабильность;
- преобразование объектов с помощью механических сил или визуальных эффектов;
- создание художественного образа посредством непосредственного движения или его иллюзии;
- игра ракурсов, динамика, процессуальность — главное не завершенный конкретный статичный образ, но образ, который рождается в процессе, важен сам опыт взаимодействия;
- полисенсорность восприятия (задействование разных органов чувств).
Формы и жанры кинетического искусства:
- мобили («мобильные скульптуры»);
- самонапряженные конструкции (держатся за счет собственного веса, некоего уравновешивания);
- трансформирующиеся скульптуры;
- оптическая живопись, графика, коллаж;
- фотография, видеопроекции;
- звуковые и световые инсталляции;
- интерактивные объекты.
Области творчества художников:
- изобретение визуальных систем передачи информации, отвлечение от логически-вербальных средств коммуникации, от языка;
- исследование особенностей образного мышления, наблюдение за зрителями и за собой в процессе работы, поиск ответов на вопросы: в какой момент включается воображение? что разные люди видят перед собой?
- эксперименты с новейшими технологиями и материалами, свобода использования многообразия средств;
- творческий процесс как алгоритм; художники прорабатывали выверенные последовательности действий, часто с ними работали инженеры, создавались точные технические указания, творческий процесс раскладывался на составляющие.
Влияние других художественных направлений
На формирование кинетического искусства повлияли несколько направлений: футуризм, конструктивизм, дадаизм, баухауз и даже сюрреализм.
Футуризм
Футуризм пропагандировал любовь к скорости, технологии и промышленности. Это направление оказало влияние на кинетическое искусство через свою ориентацию на динамичные формы и движение. Художники футуризма стремились зафиксировать движение и энергию в своих работах, что нашло отражение в кинетическом искусстве через использование движущихся элементов и создание ощущения динамики.
Конструктивизм
Конструктивизм поддерживал идею функциональности и промышленности в искусстве, использование современных материалов и технологий для создания механизмов и машин. Художники-кинетики, на которых в большей степени повлиял конструктивизм, развивали идею реабилитации технического прогресса и техники (которая была дискредитирована после войны) и внедрения искусства в жизнь.
Дадаизм
Дадаизм выдвигал идею абсурда и протеста против установленных норм и ценностей. Это движение внесло вклад в кинетическое искусство через свою экспериментальность и стремление к шокированию зрителя. Дадаисты часто использовали движущиеся объекты и механизмы в своих работах, чтобы вызвать чувство неожиданности и непредсказуемости. Художники-кинетики, продолжавшие традиции дадаизма, в противовес сторонникам конструктивизма, с иронией и критикой воспринимали прогресс и зависимость общества от науки, технологий и капиталистического производства.
Баухауз
Одним из ключевых аспектов влияния баухауза было стремление к объединению искусства и технологии, а также к созданию функциональных и промышленных объектов. Баухауз пропагандировал использование современных материалов и технологий в искусстве, а также акцентировал внимание на форме и функции. Эти идеи нашли отражение в кинетическом искусстве через создание движущихся объектов и инсталляций, которые не только были эстетически привлекательными, но и выполняли определенные функциональные или интерактивные задачи.
Сюрреализм
Сюрреализм ориентирован на подсознание, мечты и необычные ассоциации. Влияние сюрреализма на кинетическое искусство проявляется в его стремлении к необычным и фантастическим образам, а также в использовании движущихся объектов для создания мистических или нереальных эффектов.
Как понятно из всего вышесказанного, кинетическое искусство — это неоднородное, многоплановое движение. Можно сказать, что оно продолжает развиваться и сегодня, интегрируя новые технологи и материалы в искусство.
В одной из следующих статей я подробнее расскажу об известных художниках и произведениях кинетического искусства.