Найти в Дзене

Что такое кинетическое искусство?

Оглавление

Кинетическое искусство — это форма художественного выражения, которая использует движение как ключевой элемент или средство выражения. Этот термин ассоциируют с работами, которые включают в себя движущиеся части или создают иллюзию движения с помощью различных техник.

Заметные произведения этого направления начали появляться в 50–60-х годах XX века. Расцвет же кинетического искусства пришелся на 1950–1970-е годы. Причем, появлялись такие работы в разных частях мира. Но главным в них оставалось одно — движение, трансформация как художественной формы, так и процесса восприятия. Художники экспериментировали с различными материалами и механизмами, чтобы создавать произведения, которые взаимодействуют с окружающим пространством или зрителями через движение.

Александр Колдер. «Ловушка для лобстера и рыбий хвост». 1939
Александр Колдер. «Ловушка для лобстера и рыбий хвост». 1939

Главные качества кинетических произведений:

  • подвижность, изменчивость, нестабильность;
  • преобразование объектов с помощью механических сил или визуальных эффектов;
  • создание художественного образа посредством непосредственного движения или его иллюзии;
  • игра ракурсов, динамика, процессуальность — главное не завершенный конкретный статичный образ, но образ, который рождается в процессе, важен сам опыт взаимодействия;
  • полисенсорность восприятия (задействование разных органов чувств).
Наум Габо. «Линеарная конструкция в пространстве 2». 1958
Наум Габо. «Линеарная конструкция в пространстве 2». 1958

Формы и жанры кинетического искусства:

  • мобили («мобильные скульптуры»);
  • самонапряженные конструкции (держатся за счет собственного веса, некоего уравновешивания);
  • трансформирующиеся скульптуры;
  • оптическая живопись, графика, коллаж;
  • фотография, видеопроекции;
  • звуковые и световые инсталляции;
  • интерактивные объекты.
Жан Тэнгли. «Оммаж Нью-Йорку». 1960
Жан Тэнгли. «Оммаж Нью-Йорку». 1960

Области творчества художников:

  • изобретение визуальных систем передачи информации, отвлечение от логически-вербальных средств коммуникации, от языка;
  • исследование особенностей образного мышления, наблюдение за зрителями и за собой в процессе работы, поиск ответов на вопросы: в какой момент включается воображение? что разные люди видят перед собой?
  • эксперименты с новейшими технологиями и материалами, свобода использования многообразия средств;
  • творческий процесс как алгоритм; художники прорабатывали выверенные последовательности действий, часто с ними работали инженеры, создавались точные технические указания, творческий процесс раскладывался на составляющие.
Поль Бери. «Шары на плите». 1971
Поль Бери. «Шары на плите». 1971

Влияние других художественных направлений

На формирование кинетического искусства повлияли несколько направлений: футуризм, конструктивизм, дадаизм, баухауз и даже сюрреализм.

Футуризм

Футуризм пропагандировал любовь к скорости, технологии и промышленности. Это направление оказало влияние на кинетическое искусство через свою ориентацию на динамичные формы и движение. Художники футуризма стремились зафиксировать движение и энергию в своих работах, что нашло отражение в кинетическом искусстве через использование движущихся элементов и создание ощущения динамики.

Жан Тэнгли. Meta-Maxi-Maxi Utopia. 1987
Жан Тэнгли. Meta-Maxi-Maxi Utopia. 1987

Конструктивизм

Конструктивизм поддерживал идею функциональности и промышленности в искусстве, использование современных материалов и технологий для создания механизмов и машин. Художники-кинетики, на которых в большей степени повлиял конструктивизм, развивали идею реабилитации технического прогресса и техники (которая была дискредитирована после войны) и внедрения искусства в жизнь.

Дадаизм

Дадаизм выдвигал идею абсурда и протеста против установленных норм и ценностей. Это движение внесло вклад в кинетическое искусство через свою экспериментальность и стремление к шокированию зрителя. Дадаисты часто использовали движущиеся объекты и механизмы в своих работах, чтобы вызвать чувство неожиданности и непредсказуемости. Художники-кинетики, продолжавшие традиции дадаизма, в противовес сторонникам конструктивизма, с иронией и критикой воспринимали прогресс и зависимость общества от науки, технологий и капиталистического производства.

Александр Колдер. «Красные листы кувшинки». Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. 1956
Александр Колдер. «Красные листы кувшинки». Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. 1956

Баухауз

Одним из ключевых аспектов влияния баухауза было стремление к объединению искусства и технологии, а также к созданию функциональных и промышленных объектов. Баухауз пропагандировал использование современных материалов и технологий в искусстве, а также акцентировал внимание на форме и функции. Эти идеи нашли отражение в кинетическом искусстве через создание движущихся объектов и инсталляций, которые не только были эстетически привлекательными, но и выполняли определенные функциональные или интерактивные задачи.

Сюрреализм

Сюрреализм ориентирован на подсознание, мечты и необычные ассоциации. Влияние сюрреализма на кинетическое искусство проявляется в его стремлении к необычным и фантастическим образам, а также в использовании движущихся объектов для создания мистических или нереальных эффектов.

Жан Тэнгли. «Метаматик №10». 1959
Жан Тэнгли. «Метаматик №10». 1959

Как понятно из всего вышесказанного, кинетическое искусство — это неоднородное, многоплановое движение. Можно сказать, что оно продолжает развиваться и сегодня, интегрируя новые технологи и материалы в искусство.

В одной из следующих статей я подробнее расскажу об известных художниках и произведениях кинетического искусства.