Найти тему

Александр Колдер — создатель кинетических скульптур

Оглавление

В предыдущей статье я рассказывала о том, что такое кинетическое искусство. А в этой — расскажу про одного из ярких представителей этого направления — про американского скульптора и художника Александра Колдера.

Про художника

Александр Колдер (1898–1976) происходит из семьи художников: он сын и внук скульпторов, а его мать — художница-портретистка. Рядом с ним всегда была творческая атмосфера и родительская мастерская.

Начинал свою карьеру Александр как живописец, и лишь позднее перешел к скульптуре, в которой и нашел себя. Он стал известен своими
инновационными работами, превращающими скульптуру в движущиеся объекты, известные как мобили или кинетические скульптуры.

Кинетическое искусство Колдера сделало его одним из наиболее влиятельных скульпторов 20-го века. Он начинал работать в 30-е и своим творчеством как бы связал модернистский период с постмодернистским, его можно назвать переходной фигурой.

-2

Мобили Колдера, изготовленные из легких материалов, таких как металлические пластины и проволока, характеризуются гармоничными движениями под воздействием ветра или механических устройств. Он использовал скульптуру не только для создания статичных форм, но и для передачи энергии и динамики. Его работы создают ощущение легкости и грации, а также визуально и ментально стимулируют зрителя, заставляя его взаимодействовать с произведением искусства, что свойственно кинетическому искусству.

Про произведения

Александр Колдер. А-Вселенная (A-Universe), 1934

Самая знаменитая работа Колдера. Это абстрактная и динамическая модель вселенной, солнечной системы. Такая тема напрямую связна с научными открытиями — пространство-временем, Эйнштейном. При этом произведение можно назвать выходом абстрактной живописи за пределы холста.

Мы видим конструкцию из проволоки и два шарика: они двигаются по своим орбитам. У основания конструкции — моторчики. Оба шарика проделывают путь за 40 минут.

На эту конструкцию можно смотреть с разных сторон. При этом неотъемлемо ощущение движения: как нашего движения вокруг произведения, так и движения самой динамической скульптуры. Это художественный пространственно-временной образ, который добавляет к восприятию четвертое измерение — измерение времени, которое становится ощутимым в работах художников-кинетиков.

Александр Колдер. А-Вселенная (A-Universe), 1934
Александр Колдер. А-Вселенная (A-Universe), 1934

Александр Колдер. Ловушка для лобстера и рыбий хвост, 1939

В этой работе заметно влияние на кинетическое искусство сюрреализма. При взгляде на эту скульптуру вспоминаются образные произведения Жоана Миро.

Жоан Миро. Созвездия. 1940 - 1941
Жоан Миро. Созвездия. 1940 - 1941

Мы видим мобильную скульптуру из тонких проволок и нанизанных на них объектов из крашенного алюминия. В этом случае в работе нет никаких моторчиков — движение создается за счет воздуха, малейших колебаний воздушной среды. Дополняет картину тень, создавая новое измерение и художественный эффект.

Но что же мы видим? Рыбка? Листочек? Интересные биоморфные формы, идея движения чего-то природного, неконтролируемого, изменчивого. Ветерок, тоже неконтролируемый, завершает произведение, которое в каждый момент разное. И в этом тоже есть часть сюрреализма как чего-то неподвластного разуму.

Александр Колдер. Красные листы кувшинки, 1956

Эта работа была представлена в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Чуткость художника здесь проявляется в том, что форма кувшинок вторит спиралевидному ритму самого музея Гуггенхайма и его плавным линиям. Получилось трепетное, живое и очень органичное пространству украшение музея.

Александр Колдер. Красные листы кувшинки, 1956
Александр Колдер. Красные листы кувшинки, 1956

Александр Колдер. Дерево, 1941

Колдер в своих работах часто обращался к органическим образам, создавая тонкие работы, напоминающие о хрупкости природы. Мы уже видели мотивы листков и лепестков выше, и в этой работе снова что-то подобное.

Мы видим мощные ствол и корни, на фоне которых листочки почти не видны. В работе чувствуется устойчивость. А игривости ей придают трепещущие от дуновения ветерка листья, раскрашенные разными цветами, добавляющие интересные колористические блики. Художник играет на контрасте форм: легкого и трепетного, плотного и основательного.

Александр Колдер. Дерево, 1941
Александр Колдер. Дерево, 1941

И ещё несколько работ Александра Колдера:

  • Александр Колдер. Спираль, 1958: монументальная кинестетическая скульптура. Движение от воздушных потоков дополняется игрой теней на стене.
Александр Колдер. Спипаль, 1958
Александр Колдер. Спипаль, 1958
  • Александр Колдер. Арка из лепестков, 1941: снова тонкая работа, напоминающая о хрупкости и изменчивости природы.
Александр Колдер. Арка из лепестков, 1941
Александр Колдер. Арка из лепестков, 1941
  • Александр Колдер. Южный крест, 1963: образ южного креста — созвездия южного полушария, при этом мотивы «Дерева», те же противопоставления массивных и трепетных форм. Апелляция к космической теме, вселенной, небосводу. Абстрактное, образное искусство.
Александр Колдер. Южный крест, 1963
Александр Колдер. Южный крест, 1963
  • Александр Колдер. Слон, 1936
Александр Колдер. Слон, 1936
Александр Колдер. Слон, 1936
  • Александр Колдер. Осина, 1948
Александр Колдер. Осина, 1948
Александр Колдер. Осина, 1948
  • Александр Колдер. Рыба, 1944
Александр Колдер. Рыба, 1944
Александр Колдер. Рыба, 1944

Александр Колдер. Маленькие перья, 1931

-14