Найти в Дзене
EnMørk

Шорт-трек - самые короткие собеседования. Из найма, ч.9

Оглавление

Расскажу несколько историй из цикла про собеседования. Я писал про самые длинные собеседования из моей практики - то собеседовали меня. И про массовое мероприятие, где в один день проводили собеседования - я бы даже сказал, смотрины - сотен соискателей.

Больше историй из найма и адаптаций и увольнений вы можете найти здесь.

============

Тут же речь пойдёт про шорт-трек.

Нормальный цикл собеседования сейчас к нам состоит из нулевого этапа, когда, например, отсеиваются откликнувшиеся на вакансию начальника отдела разработки ПО руководители отделов ИТ администрирования, вчерашние парикмахеры и баристы после курсов "войти в АйТи", и иные нерелевантные отклики. Нет, конечно эти соискатели тоже отличные, и мы тоже их рассматриваем, но зовём тогда, когда они откликаются на позиции с совпадающими с запросом навыками. Просто надо попадать в целевой запрос, или же не удивляться мгновенным отказам.

Затем идёт запись на собеседование, и тут развилка. Если в составе команды есть HR, то они сами разбираются в вопросах первичного отбора, в зависимости от задач и особенностей вакансии. В проектах, где HR по какой-либо причине нет (или ещё нет, но нам начинать уже надо), я привык звать на встречу через сервисы самозаписи, например, calendly. Зачем?

Во-первых, так приходят точно те, кто готов быть активным.

Во-вторых, они показывают умение пользоваться современными ИТ средствами: неизвестный новый сервис + почта + календарь в телефоне. Не хочешь / не можешь - значит это не к нам, у нас каждая задача будет в формате "нужно сделать что-то с большой долей новизны, и даже если это работало в понедельник в квартире X, то во вторник в квартире Y оно уже работать не хочет, надо разбираться".

В-третьих... В-третьих, в нашем случае чаще всего интроверты ищут интровертов, и никто не любит разговаривать о непрофильных вопросах, и обеим сторонам становиться комфортно без личного контакта договориться об удобном времени. Примерно как с онлайн покупками: выбрал, положил в корзину, подтвердил, пришёл. От меня требуется держать свой календарь актуальным. Соискателю надо быть пунктуальным, и если он не может этого сделать - то и у нас будет трудно - сроки, сроки, сроки...

А дальше первичное собеседование, собеседование по профессии и управленческое (если требуется), всё занимает 2 встречи, и не более того - нам жалко и своё, и чужое время.

Расскажу о тех встречах, шорт-треках, так сказать, что были короткими именно на втором этапе. Обычно такая ситуация не допускается - раз уж мне предложили кандидата, значит он коммуникабелен, на людей не бросается и на вопросы отвечает адекватно.

3 место. Прокуратура

- Почему вы ушли с прошлой компании?

- Я уже рассказывал вашим коллегам, HR, что там не соблюдались условия.

- Так, какие?

- С деньгами.

- Так... Зарплату?

- Не платили то, что обещали.

- Так...

- Ну мне обещали, что если всё будет хорошо, то мне повысят зарплату, дадут должность...

Далее следовало длительное пояснение с его стороны, где я молчал и иногда просто подталкивал его говорить, а соискатель раскручивал маховик своей истории, и закапывал себя всё глубже и глубже. В целом, исходная проблема была с ответом что надо сделать на его просьбу что-то изменить в условиях.

- И Вы, как полагаете, сделали, но изменений не было?

- Да! Они ничего не изменили, сказав, не всё идеально, и что пока у компании не лучшее положение - соискатель вошёл в раж и уже не останавливался в потоке своего сознания - но у меня-то все ходы записаны! Я обратился с жалобой в трудовую инспекцию и прокуратуру, потом совместно с юристами составил обращение в суд - и вот мы уже несколько месяцев судимся с компанией...

Дальше шли пространные объяснения деталей судебных тяжб с его работодателем.

Мои коллеги сидели открыв рот примерно с таким видом:

Ещё через несколько минут монолога соискатель вдруг осознал, что с его стороны это был поворот не туда...

10 минут...

2 место. Вы неправильно работаете.

Передо мной сидел проектный менеджер из R&D центра питерского офиса разработки американский компании, из которой мы уже взяли себе с десяток человек. Коротко рассказав о нас, мы перешли к предмету разговора - такие собеседования я провожу на кейсах, которые предлагаю обсудить - пути решения, варианты развития событий и потом возможные предупреждающие действия.

Мы обсудили 2 кейса - точнее, как обсудили, попытались обсудить. На оба из них был ответ:

- Вы неправильно делаете! Всё нужно переделать, процессы надо настраивать верно.

- Отлично, и мы это как раз обсудим. Но меня интересует первым шагом - что Вы будете делать в этой, уже возникшей ситуации?

- Вы неправильно настроили процесс! Его нужно менять, чтобы такое не допускать никогда! И тогда всё будет хорошо.

- Я это понял и мы обсудим что и как менять. Но вначале давайте поговорим - что Вы будете делать в такой случившейся ситуации и как будете её решать?

- Я не буду в такой ситуации, потому что ваша компания тупая, раз такое допускает, я здесь работать не буду! Да и вы видимо развалитесь скоро с таким подходом!

-2

Проектный менеджер, что призван не только организовывать ведение проекта, но и решать различные нестандартные ситуации, отказывается решать поступающие извне проблемы...

7 минут заняла встреча.

Я спросил его бывших коллег - а как он к ним попал, что могут рассказать? Оказалось, что он долго-долго не мог продвинуться в предыдущей корпорации, в которой обычно у всех подъем по карьере приходил раз в год-полтора. И он пришёл к ним на собеседование и сходу послал владельца, назвав его тупым и неумеющим вести дела, и что вот он, соискатель с зарплатой в 2к$, сейчас объяснит шефу, с доходом в 2млн$ и выручкой на порядок побольше, как правильно жить. Ну, шеф поржал, но отправил его в какой-то отдел процессы настраивать. Правда, не слишком успешно...

1 место. Закон Ома

Не знаешь закон Ома - сиди дома.

Закон, конечно, звучит не так, но знание его, как и любых аналогичных азов введения в профессию - для каждой свой вопрос - команда задаёт первым делом, даже если перед вами цельный директор этого направления.

Ведь мы не знаем - кто в действительности перед нами? - такой вопрос показывает умение говорить, объяснять простые и точные вещи другим людям. Заученные формулы не подходят, требуется словами рассказать суть происходящего.

Возможно, вы возразите - мы придираемся! Мол, профессионал может не помнить такие азы, потому что занят чем-то по настоящему глубоким и тяжёлым, и зачем ему знать как звучит какой-то там закон, что изучают за студенческой - если не школьной - партой.

-3

Я же полагаю, что если человек не в состоянии объяснить другим простую и известную всем вещь, то как он сможет рассказать - а другие понять и проверить - что-то из Rocket Science, космических технологий. И ответ "У равно И на Эр" - ну такое себе объяснение, правда?

Как говорится, попробуйте-ка теперь объяснить человеку из другой отрасли, или новичку, делающему первые шаги - как именно вы выполняете ... галоп назад на трёх ногах на лошади - далее следует любой сложный процесс, требующий отточенных навыков и глубоких познаний - если даже рассказать что такое лошадь не получается.

В целом, все профи обычно спокойно и уверенно дают ответ на вопрос о простейших азах, а если и сокращают мысль - то после уточнения вопроса легко поясняют её, и даже если есть заминка - мы идём дальше и проверим этот навык на каком-то другом вопросе, давая шанс реабилитироваться.

И самым коротким собеседованием в итоге было:

- Что?!!! Мне 55 лет, у меня 35 лет опыта, и такие вопросы задавать... Всё понятно с вашей компанией, до свидания.

2 минуты, с учётом поздороваться, представиться и рассказать про что будем общаться.

Возможно, он мега профи в своей отрасли, но в данном случае он сразу не вписывается в дух хороших отношений и коммуникаций в команде. Хотя, казалось бы, первичный отбор кое-как прошёл (будем честны, HR дал комментарий перед собеседованием, что общаться с ним некомфортно и трудно, но предложил попробовать понять это на основном этапе).

============

Больше историй из найма и адаптаций и увольнений здесь.