Любая война – это не только массовая гибель людей и разрушение сооружений, но и непоправимый урон, наносимый как братьям нашим меньшим, так и экологии планеты.
В этом отношении Война в Персидском заливе 1990-1991 года является самой «урожайной», так как отступающие войска Саддама Хусейна подожгли за собой 600 нефтяных скважин, что вошло в историю человеческой цивилизации как одна из крупнейших техногенных катастроф.
Ход Войны в Персидском заливе
Сейчас уже мало кто вспомнит, как в указанные годы схлестнулся Ирак и Многонациональные силы (МНС) на территории многострадального Кувейта.
Формальным поводом начала конфликта послужили выдвинутые к Кувейту обвинения со стороны Ирана, которые заключались в том, что якобы представители обвиняемой стороны не только участвуют в каком-то «антииракском заговоре», но и регулярно воруют нефть с приграничных территорий.
Когда страны обменялись «острыми» мнениями, «был вынут меч из ножен» и 2 августа 1990 армия Ирака начала массовое вторжение в земли соседней страны. Кувейт сдался практически за день – уже 3 августа сопротивление было подавлено по всей территории захваченного государства.
Официальное правительство сложило свои полномочия. Пост временного управляющего занял ставленник из Багдада, а Кувейт стал считаться девятнадцатой провинцией Ирака.
Естественно, подобные выходки Саддама Хусейна очень не понравились мировому сообществу. И 17 января 1991 года МНС, возглавляемые Соединёнными Штатами Америки, вошли на территорию оккупированной страны.
Вплоть до 28 февраля Вооружённые Силы Ирака оказывали доблестное сопротивление превосходящим силам противника, постепенно отступая из «девятнадцатой провинции». Но исход Войны в Персидском заливе был предрешён с самого начала и 3 марта 1991 года был подписан документ, регламентирующий прекращение огня и возвращение независимости Кувейту.
Небывалая дымовая завеса
Ещё в январе 1991 года, отступающие иракские силы, стремясь нанести как можно больший урон территории «девятнадцатой провинции», которая как песок, «уходила сквозь пальцы», а так же с целью создания небывалой дымовой завесы против авиации противника, начала поджигать нефтяные скважины.
В конечном итоге, общее количество подожжённых скважин превысило 600 штук.
Согласно имеющимся данным, каждый день, пока горела вся совокупность скважин, Кувейт лишался от 600 до 800 тонн нефти, которая выбрасывалась в атмосферу. Из-за этого не только «местная» природа, но и Природа всего земного шара, а так же сверхрупкий озоновый слой, терпели урон, сопоставимый разве что с применением нескольких ядерных боеголовок или извержением нескольких крупных вулканов.
Ко всему прочему почти 100% территории Кувейта, а так же ряд регионов соседних стран, были покрыты единым масляным пятном, а редкие дожди ещё долго изливались чёрной влагой на безжизненную почву.
Только к ноябрю 1991 года последний пожар был локализован. Но военная и техногенная катастрофа ещё долго «аукалась» как экономике и экологии страны, так и сфере сельского хозяйства и здравоохранения – количество животных и людей, страдающих болезнями лёгких, превысило все мыслимые пределы, а цифры статистики раковых заболеваний резко понеслись к новым вершинам.
Именно поэтому можно образно сказать, что Война в Персидском заливе «продолжается» до сих пор, так как по сей день многие жители Кувейта рождаются со сниженными показателями здоровья, несмотря на то, что ключевые события развернулись 33 года назад.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «С миру по нитке», ставьте лайки, делайте репосты, пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.