Круглый стол «Продвинутый пользователь и базовые компетенции» состоялся в ТюмГУ в рамках форума «Искусственный интеллект в высшем образовании». Его участниками стали представители ведущих вузов страны и профильных компаний. Многие из выступающих отмечали, что такой серьезный инструмент, как ИИ, будет влиять на все типы компетенций.
«Во многих сферах деятельности наблюдается революционное изменение технологий. Оно будет продолжаться и приведет к серьезным изменениям структуры компетенций, квалификаций, функционала в технологической и бизнес-цепочке. И каждый из нас это понимает.
На мой взгляд, главное, что произошло – это обнуление прежней модели образования. Образование в виде преподавателя-транслятора, каким бы выдающимся он не был, исчезло. Случилась образовательная катастрофа. Впервые за историю человечества ученики знают больше учителя. Да, мы обладаем большим предметным знанием, но инструментальным уже нет. И с этой точки зрения никакого авторитета нет, и модель обрушилась. Но проблема в том, что с помощью этого инструментария и на часть предметного знания – выход на предметные знания с помощью ИИ происходит гораздо быстрее, чем у учителей. Это касается всего образования – и высшего, и школьного. И в этом смысле это революция», – сообщил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
Доцент Уральского государственного юридического университета имени В. Яковлева Галина Брусницына обратила внимание на то, что с точки зрения истории искусственный интеллект развивался неравномерно, но темп, который набрали технологии сейчас, указывает на революционные изменения.
«Впервые в истории человека технологии претендуют на имитацию когнитивных способностей. Это другой тип не конкуренции, а осмысления того, что может и что должен делать в этих условиях человек. Новые условия нужно принять и университетам. С появлением такого мощного инструмента нужно перестраивать многое, в том числе собственные позиции, и на это влиять с точки зрения образовательного процесса», – подчеркнула Брусницына.
По словам ректора Приволжского исследовательского медуниверситета Минздрава России Николая Карякина, акцент необходимо делать на педагога, его готовности применять и корректно использовать ИИ.
«Невозможно идти по пути: пришла новая технология – поменяли преподавателей. Потому что университет – это не про трансляцию знаний. Это воспитательный пласт инструментов социальной личности, большой объем психологических инструментов в формировании личности и передача этой личности тех или иных знаний», – уверен ректор.
В рамках дискуссии прозвучало множество мнений, подчеркивающих, что технологические изменения будут только нарастать.
«Мы оказываемся в ситуации, когда не имеет значения производительность труда отдельного человека, потому что производительность генеративных технологии выше, и она возьмёт эту нагрузку на себя. А значит, наконец-то мы сможем посмотреть на человека не только как на специалиста. При интеграции технологий в экономику появится пространство для того, чтобы понять, что значит быть человеком, личностью, и как с этим можно работать», – подытожила директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц.
Форум был организован Тюменским государственным университетом и Центром трансформации образования МШУ СКОЛКОВО.