Минпросвещения определило порядок приемки школ и детских садов к началу 2024/25 учебного года. В справках есть все необходимые сведения, которые приемочная комиссия внесет в мониторинговые формы. Подготовиться к приемке помогут чек-листы с контрольными вопросами.
Что изменилось в порядке приемки
Приемку школ и детских садов к началу 2024/25 учебного года проведут оценочные комиссии. В этом году они будут работать по новому положению и рекомендациям (распоряжение Минпросвещения от 22.08.2023 № Р-178, письмо Минпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Задачи комиссии практически не изменили. При этом Минпросвещения больше не называет комиссию «межведомственной». Кроме того, оно предлагает формировать ее только из представителей региональных органов власти или органов местного самоуправления. Сотрудников МЧС, Роспотребнадзора и других ведомств министерство рекомендует приглашать только на заседания. При этом конечное решение о составе комиссии по-прежнему осталось за местными властями.
Сроки приемки в 2024 году сократили. Все оценочные мероприятия завершат до 16 августа, а не как в предыдущие годы – до 20 августа. При этом итоговые данные оценочные комиссии должны подать в Минпросвещения до 10:00 часов 19 августа. Именно до этого времени у школ и детских садов есть шанс исправить негативные результаты оценки или по решению комиссии дослать недостающие сведения.
Критерии оценки изменили незначительно. Например, в этом году комиссия уделит больше внимания требованиям пожарной безопасности, а вопросы о мерах антитеррористической защищенности в этом году будет задавать в зависимости от категории опасности. Данные о мерах профилактики COVID-19 проверяющие не будут запрашивать вовсе.
Кто проходит приемку
Оценку готовности к новому учебному году проходят все государственные и муниципальные школы и детские сады (п. 1 Рекомендаций изписьма Минпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Филиалы таких школ и детских садов также оценивают (п. 3 Рекомендаций из письма Минпросвещения от 22.05.2024№ СК-277/02).
Когда пройдет приемка
Возможные сроки приемки школ и детских садов в 2024 году – с начала июня по 16 августа (п.3 Рекомендаций из письмаМинпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Точную дату или период проверки для вашей организации смотрите в региональном или муниципальном графике. График утвердят правовым актом органа власти, разместят на его сайте и в открытых правовых базах (п.3.1 Рекомендаций из письмаМинпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Генпрокуратура и контролирующие органы график не утверждают.
Кто проведет приемку
Приемку проведет оценочная комиссия (абз. 1 п. 3.1Рекомендаций из письма Минпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Ее состав утвердят распорядительным актом местного органа власти (п. 9 Примерногоположения, утв. распоряжением Минпросвещения от от 22.08.2023 № Р-178). В состав комиссии войдут представители регионального органа власти или органа местного самоуправления, при необходимости общественных организаций. Также к приемке могут привлечь должностных лиц территориального органа Роспотребнадзора, МВД, Росгвардии, МЧС (подп. «б» п. 7 Примерного положения,утв. распоряжением Минпросвещения от от 22.08.2023 № Р-178).
В разных муниципальных районах и городских округах численность и состав оценочных комиссий могут отличаться. Кроме того, в одном населенном пункте вправе работать несколько комиссий с разным составом. Например, одна – для проверки школ, другая – для детских садов. Такие обстоятельства связаны с тем, что Минпросвещения не устанавливает конкретные требований к составу контролеров (п. 9 Примерного положения, утв. распоряжениемМинпросвещения от от 22.08.2023 № Р-178).
Как подготовиться к приемке
Чтобы подготовить школу и детский сад к приемке, издайте приказ. Мероприятия по подготовке определите в плане, а поручения для работников – в карточках. Подробности читайте в разделе ниже.
Издайте приказ
Приказом утвердите состав комиссии, которая проведет внутреннюю приемку. Отдельными пунктами определите ее полномочия, утвердите план мероприятий по подготовке к началу учебного года и график подготовки к приемке.
В состав комиссии по внутренней приемке рекомендуем включить не менее пяти работников. Это могут быть заместитель руководителя по АХЧ, медработник, ответственные за пожарную и антитеррористическую безопасность, заместитель директора по учебной и воспитательной работе в школе, старший воспитатель в детском саду. Перечисленные специалисты нужны, чтобы охватить все направления проверки. Дополнительно привлеките к работе бухгалтера и кадровика. Они должны предоставить комиссии сведения о кадровом составе и финансировании.
Предлагаем образец приказа, чтобы вы могли подготовить школу к новому учебному году и приемке-2024. В приказе – примерный состав комиссии, которая проведет внутреннюю проверку. Приложением к приказу оформлен план мероприятий по подготовке школы к учебному году и приемке.
Составьте план и график
Мероприятия по подготовке к учебному году удобно фиксировать в плане, а обязанности комиссии – в графике. Оформите их приложением к приказу. Рекомендуем составить документы в виде таблиц с четырьмя графами: контрольное мероприятие, его номер, срок выполнения, исполнитель. Рассчитайте сроки так, чтобы до начала приемки подготовить данные для проверочной комиссии, провести самопроверку и при необходимости ликвидировать недочеты.
Раздайте карточки с поручениями
Составьте для каждого члена комиссии по подготовке к новому учебному году карточки с поручениями. Проверять состояние территории, здания, помещений и оборудования можно поручить заместителю по АХЧ. Условия обучения и воспитания – заместителю по УВР в школе и старшему воспитателю в детском саду, а санитарное и гигиеническое обеспечение – медработнику. Ответственные за безопасность пусть контролируют, как обеспечена защита.
Раздайте карточки на оперативном совещании. Используйте готовые: в них можно вписать даты и, если необходимо, дополнительные задания.
Какие справки составить к приемке
Подготовьте для приемочной комиссии сведения о показателях деятельности образовательной организации. Предлагаем оформить сведения в виде справок.
Школа должна составить справки: о состоянии системы образования, новых объектах образования, финансировании, учебниках, подвозе детей, о спортивных объектах и клубах, максимальной скорости доступа к интернету.
Образовательные организации из новых регионов все сведения могут оформить в одной справке – о показателях деятельности садов и школ из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Если школа участвует в программе «Модернизация школьных систем образования», нужно подготовить еще две справки – о ходе реализации мероприятий программы и по необходимости об учениках, которых перевели на временный режим обучения.
Справка о состоянии системы образования
В первую справку внесите сведения о численности учащихся, в том числе детей ОВЗ. Школьную справку дополните сведениями о прогнозном количестве учебных смен, об охвате учеников горячим питанием и профориентации. Затем пропишите общую численность педагогов и укажите, сколько из них специалистов принято для работы с детьми с ОВЗ. Отдельно отразите общее число вакантных должностей. В школе дополнительно – о количестве вакантных должностей по каждой педагогической специальности. В конце укажите информацию о доступности детского сада и школы для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Данные для справки берите из первичной учетной документации образовательной организации. Например, списков учащихся, классных журналов, графиков учебного процесса, штатного расписания, приказов. Все сведения нужно указать по состоянию на 1 сентября (формы 4 и 9 приложения 3 кРекомендациям из письма Минпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Предлагаем образец справки.
Справка о новых объектах образования
Во второй справке пропишите сведения о новых объектах образования детского сада и школы, которые начнут работать с 1 сентября и с сентября по декабрь (формы 2 и 3 приложения 3 к Рекомендациям из письмаМинпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Например, об отделении дополнительного образования. По каждому объекту нужно отразить общие данные: почтовый адрес, количество новых мест, статус, доступность для детей с ОВЗ, объем финансирования и наименование программы, в рамках которой создали объект.
Данные для справки можно взять из документации, которая регулирует деятельность объекта и есть в наличии. Это может быть положение, устав, приказ о создании, запись в реестре образовательных лицензий и реестре аккредитованных образовательных организаций. Скачайте образец справки.
Справка о финансах на подготовку к учебному году
В третьей справке отразите информацию о средствах, которые выделили на подготовку к 2024/25 учебному году. Суммы нужно расписать по источникам финансирования – федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъекта и внебюджетные источники.
Сведения указывайте по мероприятиям подготовки: текущий ремонт, капитальный ремонт, обеспечение пожарной безопасности и защиты от ЧС, антитеррористические мероприятия, санитарное обеспечение, иные мероприятия (формы 2, 6, 7, 8, 12 и 16 приложения 3 к Рекомендациям из письмаМинпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Расходы на подготовку к учебному году смотрите в бухгалтерской документации. Например, накладных, актах, справках и отчетах.
В четвертую справку внесите фактические сведения о количестве бесплатных учебников и доле учащихся школы и детского сада, которые ими обеспечены (форма 11 приложения 3 к Рекомендациям из письма Минпросвещенияот 22.05.2024 № СК-277/02). Отдельно укажите объем средств и наименование бюджета, за счет которого их закупили. Если учебников не хватает, укажите их потребность в штуках и процентах, причины и принятые меры. Данные в справке рекомендуем указывать на основании сведений инвентаризации библиотечного фонда и списочной численности учащихся.
Справка об автобусах и подвозе детей
Пятую справку составьте, если в детском саду и школе обеспечили подвоз детей (форма 10 приложения 3 к Рекомендациям из письмаМинпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Сначала нужно указать количество организаций, которые подвозят детей до образовательной организации и обратно. Затем – количество автобусов детского сада и школы с годом выпуска до и более 10 лет и автобусов, оборудованных для подвоза детей-инвалидов. В конце отражают потребность в новых автобусах в 2024 году. Сведения в справку вносят на основании договоров фрахтования и паспортов на автобусы.
Справка о спортивных объектах и клубах
Шестую и следующую справки составляют только для школы. В этой указывают, как развиваете школьные спортивные объекты и клубы (форма 12 приложения 3 к Рекомендациям из письма Минпросвещения от 22.05.2024 №СК-277/02). Сначала – количество спортивных клубов, которые создали и планируете открыть, площадок, которые оборудовали и еще планируете. Если школа сельская, дополнительно укажите, сколько отремонтировали спортзалов, перепрофилировали помещений. В конце отразите сумму затрат и источник финансирования.
Справка о максимальной скорости доступа к интернету
Внесите в справку данные общей максимальной скорости доступа к школьному интернету и отдельно по типам доступа (форма 5 приложения 3к Рекомендациям из письма Минпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Сведения нужно указать по школе, ее филиалам и отдельно стоящим зданиям. Если в школе есть копия статистической формы № ОО-2 за последний год, предоставьте ее комиссии вместо справки.
Справки об участии в программе «Модернизация школьных систем образования»
Еще две справки составьте, если школа участвует в программе «Модернизация школьных систем образования» (формы 13–15 приложения 3 кРекомендациям из письма Минпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). В одной надо прописать сведения о здании и его мощности, статусе контракта и рисках несвоевременной реализации мероприятий. Другая справка понадобится, если на 1 сентября мероприятия программы приостановят образовательную деятельность или повлияют на вместимость здания (п. 5.4.1 Рекомендаций из письма Минпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Отразите в справке сведения о местах, выведенных из эксплуатации на время капитального ремонта, и учениках, которых перевели на временный режим обучения. Руководствуйтесь соглашением о предоставлении школе субсидии. Предлагаем готовые образцы.
Справка о показателях деятельности школ из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей
Школам из новых субъектов достаточно отразить в справке сведения о состоянии системы образования, отдельные сведения о санитарном режиме и системе безопасности. По незапрошенным показателям проверяющие поставят в мониторинговых формах значение «0» (приложение 3 кРекомендациям из письма Минпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Подробности заполнения справки – в образце.
На какие вопросы отвечать в ходе приемки
В ходе приемки зададут вопросы, которые позволят оценить готовность образовательной организации к новому учебному году (п.8 Типового положения, утв. распоряжениемМинпросвещения от 22.08.2023 № Р-178, п.3.2 Рекомендаций из письмаМинпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02).
Все критерии оценки и вопросы к ним – в чек-листах. Заранее вручите их членам комиссии по подготовке к приемке и поручите провести самопроверку школы или детского сада. Предварительно лучше дополнить листы вопросами с учетом региональных условий и характера деятельности образовательной организации. Поручите поставить в листах отметку «да» или «нет», дать заключение о готовности к учебному году или наличии нарушений.
Как оформят результаты приемки
Результаты приемки отразят в федеральных мониторинговых формах. Ознакомиться с ними не получится – их разместят в закрытой системе (абз. 2 письма Минпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02).
Оформлять акт оценки в 2024 году Минпросвещения не требует. Однако на практике региональные и местные власти продолжают его составлять. Требования к акту и другим документам об итогах приемки органы власти закрепляют в своих правовых актах (п. 7 Рекомендаций из письмаМинпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02).
Что делать, если при приемке выявят нарушения
Если во время приемки выявили нарушения, продумайте, как их устранить. Согласуйте решение с комиссией (п. 3.2 Рекомендаций из письмаМинпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02). Рекомендуем подготовить план мероприятий. Составьте его в свободной форме или используйте готовый образец. В плане можно указать мероприятие и конкретный срок устранения нарушения, а при необходимости – сумму затрат, источник финансирования, ответственного исполнителя, отметку о выполнении.
После того как устраните нарушения, составьте отчет о принятых мерах. Форма отчета не определена. Можно подготовить ее самостоятельно или использовать образец. Подайте отчет в установленные комиссией сроки (п. 3.2Рекомендаций из письма Минпросвещения от 22.05.2024 № СК-277/02).
Если устранить нарушения в срок невозможно, направьте в комиссию сведения о принятых мерах и укажите планируемые сроки устранения нарушений (п. 3.2 Рекомендаций из письма Минпросвещения от 22.05.2024 №СК-277/02). Рекомендуем оформить сведения в виде ходатайства. Если есть документы, которые подтвердят, что в образовательной организации провели часть компенсирующих мероприятий, приложите их к ходатайству.
Источник:«Оценка готовности к учебному году: какие новые требования выполнить школе и детскому саду». Е.В. Пуляева, Ю.Т. Патеева
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://1obraz.ru/#/document/16/39820/bssPhr170/?of=copy-59545e8810