Найти тему
Элен Панкова

Про деревья, дриад и экологию

Статья о философском осмыслении отношений между природой и человеком и о поисках путей, ведущих к гармонизации этих отношений.

Так как я любитель фантастики, хочу поделиться с вами потрясающим сборником экологической фантастики, это повести и рассказы зарубежных писателей-фантастов о том, что ожидает нас в будущем, если мы останемся потребителями природных богатств. Ни в коем случае это не об эко-активистах или прочем бреде. Сборник называется "Крик дерева", и вспомнила я о нем вчера, когда писала статью о деревьях.

Обратите внимание на картинку, на ней реальное произведение энергетиков - действующая ЛЭП в городе, курская яблоня! ))

О чем сборник? Тут и про гибель в будущем мирового океана (Джеймс Баллард "Конец")

Абсурдные зарисовки будущего про мусор, свалки и срок потребления (Дж. Эзертон "Нежданно - негаданно", Адам Вишневский-Снерг "Оазис", и даже любимый мной Джанни Родари "Мир в консервных банках и бутылках")

Про настоящего старого льва, которому не дают умереть (Фернандо Акунья "Лев")

Про живое настоящее дерево, ставшее в мире пластиковой растительности объектом паломничества людей (Лентини "Дерево")

Про потребительство, изобилие, вот только в этом мире отсутствует творчество (Роже Мандершайд "Рай земной")

Про потребителей, у которых в жизни нет вопросов (Дж. Уиндэм "Будь мудрым, человек!")

Один из поразивших меня - рассказ Роберта Янга "Срубить дерево". Удивительный по поэтичности рассказ, буквально пронзающий до глубины души. Про дровосека и дриаду, живущую в дереве.

Это прекрасная планета, с огромными деревьями и до них добрались земляне. Они травят друг другу байки о дриадах, и вот, наконец, главный герой ее встречает. Очень тонкое повествование, пронизанное светом, щемящим чувством безнадежности, боли, убогости, борьбы, наконец, с самим собой. Дриада говорит с дровосеком ночью, в его палатке, которая расположена она одной из ветвей гигантского дерева, которое он срубает.

- Я буду на каждой ветви, которую ты срезаешь. Каждый упавший лист будет казаться тебе моей рукой, каждый умирающий цветок - моим лицом.
- Мне очень жаль, - сказал он.
- Я знаю, - сказала она. - Но часть твоей души, которая испытывает жалость, живет только ночью. Она всегда умирает на рассвете.
- Я устал, - произнес он. - Я ужасно устал. Мне нужно выспаться.
- Так спи, маленький землянин, у своего маленького игрушечного костра, в своей маленькой игрушечной палатке... Ложись, маленький землянин и свернись калачиком в своей теплой уютной постели... Спи...

А вот совсем короткий рассказ. То, что я его привожу здесь, чревато тем, что статистика прочтений статьи будет где-то в районе 30%😂 Ну так штош, значит, ни я ни Лентини взыскательного читателя Дзен не заинтересовали 😁

А. Лентини
Дерево
Сегодня я в первый раз увидел дерево. Мама не отставала от папы две недели, и наконец он согласился и повез нас в Третий район Восточного Бостона. По-моему, потом он сам был доволен, что мы поехали, потому что, когда мы возвращались домой, он все время улыбался. Папа до этого много раз рассказывал мне про деревья - он их видел, когда был мальчиком, тогда еще кое-где деревья росли. Правда, их уже оставалось немного, градостроительная программа действовала вовсю, но почти все, когда шли в первый класс школы, видели своими глазами уже хотя бы одно дерево. Во всяком случае, тогда было не так, как теперь. Пластиковые деревья и я видел - сейчас нет улицы, где бы не стояло несколько. Но если ты хоть раз брал в библиотеке видеозапись с изображением настоящего дерева, ты сразу поймешь, что пластиковое дерево не настоящее, а искусственное. А теперь, когда я сам увидел настоящее дерево, я знаю, что искусственное - это совсем не то. С самого утра сегодня мы все очень суетились. Мама набрала цифры легкого завтрака, только тосты и синтетическое молоко, чтобы мы управились побыстрей. После этого мы поднялись на лифте на четвертый уровень, а оттуда перелетели по воздуху в Бруклин, там спустились на лифте на главный уровень, проехали монорельсовым экспрессом до Двадцать седьмой станции междугороднего метро и сели на поезд, который идет по второму нижнему уровню в Бостон. Не могли дождаться, когда доедем, и мы с папой были даже рады, когда мама снова начала рассказывать о том, как обнаружили это дерево. Дом О'Брайенов - один из нескольких старинных деревянных домов, которые уцелели во время кампании за обновление города, проходившей в Бостоне на рубеже столетий. Владельцы дома смогли предотвратить снос благодаря своему богатству п политическому влиянию, и дом так и переходил от одного поколения к другому. У последнего владельца наследников не оказалось, после его смерти дом пошел с молотка, и его купил район. И когда представителя местных властей явились осмотреть дом, они обнаружили задний двор, иметь который в нашем поясе запрещено. Во дворе росло настоящее дерево, "дуп" - так его назвала мама. Когда люди узнали о дереве, очень многие стали приходить, чтобы поглядеть на него, и местные власти поняли, что эго может давать доход. Они стали брать деньги с тех, кто приходил смотреть, и даже начали рекламировать дерево как достопримечательность. И теперь все время приезжают смотреть школьники целыми классами и отдельные семьи - ну, как мы. Наконец мы прибыли в Главный Бостон, поднялись на лифте на поверхность, там снова пересели на монорельсовый поезд и на нем приехали в Третий район Восточного Бостона. Такси на воздушной подушке доставило нас со станции к самому дому О'Брайенов. Сам дом - ничего особенного. С современными зданиями и сравнить нельзя ни больших стекол нет, ни блестящей стали, цвет какой-то тоскливый белый, и даже краска кое-где облупилась. Папа заплатил за вход, и пятнадцать минут экскурсовод водил нас но дому - это было довольно скучно. В комнатах везде протянуты веревки, чтобы люди ни до чего не могли дотянуться и потрогать. Я ни о чем не мог думать, кроме дерева, и не мог дождаться, когда осмотр дома кончится, но наконец через потайную дверь, замаскированную под книжные полки, мы вышли во двор. Двор был большой, десять на двадцать футов самое меньшее, и я очень удивился, когда по обе стороны бетонной дорожки, сделанной для туристов, увидел настоящую траву. Но на траву я смотрел недолго - едва я увидел дерево, я уже не мог оторвать от него глаз. Оно стояло в конце двора, и его окружала высокая ограда из металлической сетки. Форма у него такая же, как у пластиковых деревьев, но в нем много и такого, чего у тех совсем нет. Оно куда сложнее, чем любое сделанное растение - в искусственных не увидишь и половины того, что увидишь в настоящем. Это дерево О'Брайенов - живое. Кто-то давным-давно вырезал на коре свои инициалы, и ты теперь видишь это место - рану, которая залечилась. Но лучше всего был запах. Какой-то свежий, живой, совсем необычный для нас, привыкших к металлу, стеклу и пластику. Мне хотелось потрогать кору, но из-за сетки не удалось. Мама и папа просто дышали глубоко, смотрели на него вверх и улыбались. Мы постояли во дворе немножко, а потом экскурсовод сказал, что надо уступить место следующей группе. Мне не хотелось уходить и, пожалуй, даже хотелось плакать. На обратном пути мама и папа молчали, и я стал читать брошюрку, которую нам, как и другим, выдал экскурсовод. Когда я прочитал, что со следующего года дом О'Брайенов закроют, я расстроился. Хотят снести его и построить на этом месте огромный дом какой-то страховой компании, и дерево исчезнет, как и дом О'Брайенов. Пока мы ехали домой, я сидел и ощупывал у себя в кармане то, что подобрал в траве около дерева. По-моему, то, что я подобрал, называется "желудь".

Как вам? Меня-то проняло давно еще, мне эту книгу подарили где-то на двенадцатый день рождения. С тех пор она одна из самых любимых.

Она буквально утончает какие-то вибрации в душе, лечит болью, милосердием и доводит местами до слез.

Самим если почитать, людям взрослым, то только в удовольствие. А если молодежи подсунуть, поверьте, изменит кардинально.

Кстати, книга продается на Озон в разделе Букинистика за смешные деньги.

Леса
0