Артем, сын моего московского друга, расстроен, бледен. Он не знает, куда деть свои длинные руки. Какой альтист отличный бы получился из парня с такими руками! Ему двадцать три. Уже за плечами школа и институт. Армия ему не светит - из кармана выглядывает баллончик для астматиков.
Я вытащил Артема на беседу, когда он сам не решился со мной поговорить, хотя очень хотел. Это было очень видно. Плохо сравнивать людей с животными, но он очень походил на больного щенка, помесь с кокер-спаниелем, которого я однажды подобрал на улице, отвез к ветеринару, а потом пристроил в хорошие руки. Тогда молчаливый щенок взглядом рассказал мне про боль в перебитой лапе. А вот Артем взглядом рассказал мне про боль души.
Я хотел прогуляться с ним по парку рядом с его работой в его перерыв. А посмотрел на болезненность Артема и предложил посидеть.
Он сидит против меня в летнем кафе и выписывает пальцами замысловатые фигуры. Подталкиваю к разговору:
- Устаешь на работе?
- Нет… Я решил, что надо воцерковляться. А у меня не получается. Очень много грешу. Особенно по части похоти.
Артем совершенно не похож на сластолюбца, на ловеласа, который девушек меняет как перчатки. Я так ему и сказал.
А он мне в ответ:
- Не меняю. А мысли куда деть?!
Он постучал по голове, причем достаточно сильно. Он мрачно продолжил:
- Ехал на работу, и за час согрешил шесть раз на этой почве.
Я решил прояснить до себя все. Артем с готовностью, но еще более мрачно рассказал:
- Только вышел из дому - поворот на проспект. А там здоровенный баннер с женскими ножками. Реклама колготок. Озвучить, что подумал? Нет? Тогда продолжаю. Подхожу к метро. Там девушка хорошенькая стоит. Талия - две ладони. Сердитая, по телефону говорит, а сама декольте поправляет. Понятно? Потом в метро дама взрослая рядом. Духи умопомрачительные. Снова фантазии полезли. Потом снова женщина взрослая, красивая, яркая. Протерлась бюстом по моей спине. Начал нашу с ней разницу в возрасте считать. Расстроился. Потом девушка с парнем зашли. У нее шортики коротенькие. От нее просто в жар кинуло. Вышел на своей станции, думаю, зайду в круглосуточное кафе, выпью что-нибудь освежающее, а там… Лучше не рассказывать.
С минуту я думал. Потом я призвал на помощь преподобного Иоанна Многострадального, одного из великих Киево-Печерских святых. Его житие - это подвиг невероятной по накалу борьбы и Пасхальной победы над блудной страстью. Я хотел подробно рассказать Артему житие преподобного, но времени было маловато, и я оставил его как домашнее задание - для самостоятельного изучения.
Свою речь я построил так:
- Блудная страсть - она липкая, трудно изводимая. Слишком много искушений в нашем мире. Трудно было в древние времена. А сейчас с обилием интернета, современной моды, искусственно насаждаемого культа тела, потребления и вседозволенности, бороться все сложнее. Но тем ценнее награда.
- Какая может быть награда? - глухо спросил Артем, не поднимая на меня глаз. - Царствие Небесное?
- Не только. Есть еще земная жизнь. Это может быть обоюдное целомудрие до брака.
Артем вскидывает глаза:
- Вы верите, что такое возможно?
- Верю.
- В мегаполисе, в Москве, в двадцать первом веке?!
- Да.
- И где-то есть девственница для… девственника?
Он стесняется своей чистоты… Невозможно… Несправедливо… О горе лукавым, извратившим представление о черном и белом! Горе блудникам, поднявшим грехи своей похоти на пьедестал личных достижений! Горе лицемерам, рядящимся в тоги проповедников и примиряющим добро и зло! Никогда не примирятся целомудрие и грех, верность и блуд, брак и сожительство, любовь и похоть! Никогда не примирятся браки богоугодные и безумные союзы извращенцев!
- Ты хочешь чистым соединиться с чистой девушкой для супружества и деторождения? - мой голос звучит тихо, но торжественно. Я не специально. Так получилось.
- Хочу.
Артем познакомился со мной в три года. Он сейчас верит мне как человеку. Но не верит Богу. Не знает Его. То, что от священника исходит Божье слово, он принимает условно. А я хочу, чтобы он сейчас оторвался от моей личности, и услышал Господа в том, что и как я говорю.
- Сохрани себя, раб Божий Артемий, для своей целомудренной невесты. Тогда никакое прошлое никогда не встанет между вами. И тогда не коснется вас ни ревность, ни осуждение, ни ложь. Не верь лжецам, которые будут насмехаться над твоим девством. Они будут доказывать тебе, что опыт до брака необходим. А врачи- сексологи расскажут, как «опасно» воздержание. На самом деле, опыт - это отрава для молодоженов. Помимо физической и духовной грязи он сеет сомнение: не сделана ли ошибка? может есть кто-то лучше? Там, где начинается сомнение и сравнение, всегда зреет измена и крушение брака.
Артем смотрит мне в глаза без отрыва. Я смягчаюсь, слегка улыбаясь:
- Я помню, как ты любил в детстве сказки… Попробую тебе объяснить иначе. Представь себе, что Земля - это целая Вселенная. В ней много миров, где живут разные люди, строят свои семьи, трудятся, творят хорошее и плохое. Но есть один мир, одна планета. Это твоя семья. Ты отпочковался от семьи своих родителей. И ты пока один. Ты один на планете, как Маленький Принц. Но однажды твоя планета нежно или бурно столкнется с другой планетой, на которой живет Маленькая Принцесса. Две планеты сольются в одну. И будет только Принц для Принцессы и Принцесса для Принца. Надо не смотреть по сторонам, а значит, можно не видеть и не обольщаться чужими мирами.
- А если нет для меня Принцессы?
- Значит, будет Маленький Принц на Божьей планете, будет возделывать ее, а потом окажется, что эта планета - его душа, чистая, легкая, угодная Богу. И собратья-Ангелы встретят Принца в назначенный час.
Артем тоже слегка улыбается, явно снижая градус своей тревожности. Зачем тревожиться, если преодолевать страсти - радостно! С каждой маленькой победой встречаться с Господом - радостно! Доверять Господу - радостно!
- Вот если бы с таким настроением, да с Иисусовой молитвой ехал на работу, что бы ты вспомнил насчет своей дороги?
Артем задумчиво говорит:
- Я бы обратил внимание на погоду. Настоящее лето вернулось, не бабье. Настоящее лето! Около дома щит валяется. Я бы его поднял. Я бы старушку в метро вперед пропустил… Много всего… Я понял вас, отец Игорь.
- И про исповедь и причастие не забывай!
- Само собой! - улыбается Артем.
- Не само собой, а с усердием! - напоследок ехидничаю я.
Артем склоняется под благословение и уходит. А я допиваю кофе и продолжаю улыбаться. Дело в том, что ровно месяц назад в другом городе я давал почти такие же советы рыженькой большеглазой студентке. Только ей я добавил еще одну мысль:
- Любовь и целомудрие требуют тишины. Не следует посвящать никого в дела на твоей «планете». Хорошо? Находи другие темы для обсуждения.
Девушка энергично замотала головой. А вот Артему я это не озвучил. Он сам это знает.
Я не собираюсь знакомить между собой их, юных девственников современного мира. Я и не смог бы. Но для меня эти две беседы - как откровение. Они есть! Новая надежда человечества! Не неудачники, не «лохи», не «синие чулки», не «ботаники»…Правда, это определения из другого поколения. Сейчас словечки другие применяются.
Если Господь дает зарвавшемуся человечеству еще один шанс на спасение, то он в целомудрии, в жертвенной чистой любви. И слава Богу!
ПОДАТЬ ЗАПИСКИ на молитву в храме Покрова Пресвятой Богородицы Крым, с. Рыбачье на ежедневные молебны с акафистами и Божественную Литургию ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ
Священник Игорь Сильченков.