Статья кандидата философских наук, доцента, преподавателя МГУ им. М. В. Ломоносова Юрия Владимировича Пущаева из сборника философского собора «Великое русское исправление имён».
I
Очередной парадокс русской истории сегодня может состоять в её своеобразном закольцовывании: в месте, откуда есть пошла Русская Земля больше тысячи лет назад, она подвергается теперь опасности там же и закончиться. Либо — получить новый импульс исторического развития. Киев — мать городов русских, но как бы эта непостоянная мать не стала бы и их могилой. Ход событий после распада СССР вполне логично дошел до точки «или — или». Наиболее проницательным людям было видно сразу, еще 30 лет назад, что до этого дойдет. Однако, как известно, где опасность — там вырастает и спасительное.
Хотя это закольцовывание во многом объясняет важность украинского вопроса и харизматичность южнорусского сепаратизма, который мутировал в украинский национализм. Украина — не просто окраина (отсюда слово «украина») исторической России, это не стандартная провинция. Это та окраина, которая ранее была истоком и центром всей Русской земли. Это маргиналия, которая претендует на замещение всего целого, у нее просматриваются поэтому претензии быть не просто Анти-Россией, но и вместо-Россией. В том числе отсюда черпает внутреннюю энергию сегодняшний украинский национализм. Сегодняшняя Украина — это та самая другая Россия, альтернативная, о которой говорили и говорят российские оппозиционеры. Но рисуемая в мечтах другая Россия на деле вышла тёмной стороной России, анти-Россией.
Желания у новой, так называемой независимой Украины никогда не совпадали с возможностями, претензии — с наличными силами. Поэтому ни одного дня, никогда (как и во всей прежней истории украинского сепаратизма) она не могла опираться на свои силы, но всегда искала и требовала чужой поддержки как необходимого условия своего существования. Поэтому и сегодняшняя война — это не только и не столько война с Украиной, сколько удивившее многих своей вдруг вспыхнувшей яростью и непримиримостью цивилизационное столкновение с Западом.
Но подобные судьбоносные войны не выигрываются ограниченными средствами и в щадящем режиме. Это требует напряжения всех сил. 24 февраля 2022 года Россия пошла на действие, которое находится где-то на границе между дерзновением и дерзостью. Почему речь идёт о дерзости? Один мой мыслящий друг, известный православный публицист Андрей Рогозянский высказал любопытное и одновременно тревожное, задевающее наблюдение. Мы в России живем, сказал он, уже одной ногой в эпохе постмодерна. А это предполагает соответствующий тип личности, не готовый пойти на страдания и лишения за какие-то идеалы. Так готовы ли мы сегодня к войне по-настоящему?
Действительно, война — это не прогулка по Невскому проспекту или Тверской, это максимум общенародных страданий, проходя через которые, народ имеет шанс очиститься и выйти на новый уровень исторического существования. Вообще человек по-настоящему учится только страданием. Вот единственное реальное средство преобразования себя, а не «головные» знания и тем более не голая эрудиция. Чтобы действительно узнать себя и мир, нужно пострадать. Достоевский говорил в набросках к роману «Преступление и наказание»: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты <...> Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание (т.е. непосредственно чувствуемое телом и духом, т.е. жизненным всем процессом) приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе»*.
Сегодня, пройдя через настоящие страдания к будущей победе (а иных путей к настоящей победе нет), мы имели бы шанс исправить те грандиозные ошибки, которые понаделали с конца 1980-х гг.
Однако современный человек в России сформировался в эпоху, когда на него вовсю действовали убивающие дух гедонизм и игривый постмодернизм. Способен ли он после этого на обучение страданием? Готов ли он по-настоящему платить страданием, расширяющим душу и сознание? Возможно, современного человека, если он слишком пропитался этой идеологией, страдания уже ничему научить не могут. Он уже не способен принять на себя серьезные обязательства. И тогда скорби и страдания — это не путь научения и внутреннего преобразования, а скорее путь к саморазрушению и гибели. Он просто не сможет понести возложенное на него судьбой бремя, начнет винить всех вокруг себя и изберет в итоге саморазрушение.
Отсюда — тревога. По силам ли стране и народу предприятие 24 февраля? Как будет, если война вдруг коснется каждого? Поэтому и были такие сомнения с мобилизацией, поэтому она только частичная.
Мне кажется, в глубинном смысле волна неприятия СВО и эмиграция отчасти была вызвана в том числе неприятием самой мысли, что страдание допустимо в современном мире. Тем более, что и я необходимо должен и обязан буду ему подвергнуться. Слишком многие не выносят уже самой мысли, что для счастья нужно пострадать, что земное беспроблемное счастье — это иллюзия. Как иронично говорил поэт Иосиф Бродский, вы вообще замечали, чем эта жизнь заканчивается? Что мир на самом деле во зле лежит и просто глупо требовать от него продолжительного личного благополучия.
Событие 24 февраля — это на метафизическом уровне бунт России против мира постмодерна, который не признает страдания как необходимой составляющей жизни, как условия, на котором человеку вообще дана жизнь на Земле и счастье.
Это смелое дерзновение вопреки, казалось бы, уже почти убившему дух виртуально-потребительскому миру социальных сетей и торговых центров. Характерно, как воюет так называемый коллективный Запад. Воюют по-настоящему только украинцы и русские. Примем, что, хотя бы в этом смысле мы один народ. Запад же воюет по-постмодернистски: дистанционно, чужими руками — «до последнего украинца», поставляя оружие и организуя медийные информационные кампании. Это, казалось бы, очень умно, но это вызывает и глубокое отвращение, как что-то ненастоящее, как признак нежити, признак необратимо изменившихся людей, которые уже не готовы на настоящий риск и страдание во имя чего-то большего.
Хотя нынешний киевский режим многому уже у Запада в этом смысле научился. Взять того же Арестовича, этого игривого пропагандиста-постмодерниста, который сознательно сделал ставку на «постправду» в своей деятельности. Или взять трагические фейки вроде Бучи. Про нее уже все забыли, ведь не названо было ни одной фамилии пострадавших киевскими властями! Случай Бучи дает верный признак лживой информационной кампании — никакой конкретики post factum, никакие фактические данные не приведены (как и в случае с расстрелом Майдана не было никакого расследования).
Хотя, возможно, тут к западному постмодерну примешиваются и элементы гоголевской украино-малороссийской фантасмагории, и создается редчайшая смесь русского (южнорусского или украинского) упрямства, игривой нежити и страшной сказки.
*Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Рукописные редакции // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Том 7. Ленинград, 1973. С. 154-155.
II
Однако невозможно закрывать глаза и на то, что действия России вызвали волну морального возмущения в западном мире и среди тех граждан России, кого принято называть либералами. И надо честно сказать, оно не всегда является проявлением лицемерия. Более того, эти действия вызвали шок и ступор у многих людей, которые, скажем так, несут в себе русско-украинское двойничество, у тех, кто причисляет себя и к тем, и к другим. Та же волна эмиграции из России была во многом вызвана моральным возмущением, а не только желанием бежать из и от мира, в котором возможна и даже законна война, что она по-прежнему отец и царь всех вещей, как говорил Гераклит.
Это моральное возмущение вызвано тем, что Россия якобы первой напала на независимую страну и начала с ней захватническую войну. Не стоит отрицать распространенность таких настроений. Отрицая их и стараясь их не замечать, оказываешься в заведомо проигрышной позиции, потому что оставляешь за противником моральное превосходство, даешь ему право считать, что это он ведет справедливую войну.
И правда, спросим, напала ли Россия первой в феврале 2022-го года? И да, и нет. Нет в том смысле, что война и обстрелы Донбасса украинской армией шли уже почти 8 лет. За эти годы, согласно статистике ДНР, погибло более 14 тыс. человек, в том числе 200 детей.
Еще в 2015 году бард Игорь Сивак, родом из Одессы, написал песню «Горловка» (город Донецкой области примерно в 40 км. от Донецка, в котором шли интенсивные боевые действия), где были такие слова:
Прилетело и в больницу и в клуб,
И в хрущёвках по убитым скорбят.
А с экрана покупной «правдоруб»
Говорит, что это сами себя.
И опять на блокпосты мужики Потянулись, кто откуда, кто с чем,
Карабины, топоры, кулаки,
Супротив артиллерийских систем.
<...>
По ком, по ком, по ком?
Звонит от осколков колокол?
В горле - кровавый ком - Гор-лов-ка.
За что? - За то, что другие!
- За то, что, не шапито.
Когда мы пойдём на Киев,
Не спрашивайте: «за что?»*.
То есть, например, у жителей Донбасса вопрос о справедливости действий 24 февраля не возник. Кто посеял ветер, пожал бурю. Поэтому их не смущает то, что в феврале 2022-го именно Россия первой нанесла удар, не дожидаясь прямой атаки со стороны ВСУ на Донбасс. Был ли этот удар упреждающим или прямо атакующим, мы не знаем и знать по-настоящему сейчас не можем. Однако пока можно говорить, что, как минимум, именно Россия, взяв под официальную защиту ДНР и ЛНР, перевела в феврале 2022 года вялотекущий конфликт, не имевший никаких перспектив мирного разрешения, в его горячую фазу.
Этого почти никто не ожидал. С этим и был связан шок значительной части так называемого креативного класса. Но он во многом объясняется тем, что эти люди, как и большинство населения Украины, все 8 лет были равнодушны к войне на Донбассе и гибели там мирного населения, не следили за этим и не воспринимали это как нечто важное и актуальное.
В то же время надо признать, что американцы и Запад были правы, когда многократно предупреждали, что «Путин нападет на Украину в феврале 2022-го», и западные страны спешно вывозили свои посольства и своих граждан. У нас в России это породило ураган остроумных шуток, но в итоге всем очень скоро стало не до смеха.
В связи с этим мне, однако, вспоминается один случай из жизни философа Л. Витгенштейна. Однажды Витгенштейн и его более молодой коллега, друг и ученик Норман Малькольм, обсуждали сообщение немецких газет о том, что английское правительство причастно к покушению на Гитлера в 1939 году. Витгенштейн сказал, что он бы не удивился, если бы это оказалось правдой. Малькольм на это возразил, что такие неджентльменские приемы не в национальном характере англичан, что британцы слишком порядочны и цивилизованы для того, чтобы заниматься подобными закулисными делами. При этих словах Витгенштейн пришел в негодование от слов Малькольма, посчитав их проявлением полной некритичности и шаблонности его мышления, и даже на время прервал с ним общение. Суждение последнего он расценил как величайшую глупость и доказательство того, что занятия философией под его, Витгенштейна руководством, ничему Малькольма не научили. Позже, правда, отношения между ними восстановились, хотя и не без трудностей**.
Тем не менее, этот случай показывает, что наивно думать о выдающихся нравственных качествах своего правительства, даже если поддерживать его действия. Все правительства играют в принципе по одинаковым правилам. Прав был выдающийся русский мыслитель К. Н. Леонтьев, когда считал, что христианская политика (за её возможность и даже необходимость выступал другой выдающийся русский мыслитель В. С. Соловьев) вещь невозможная и фальшивая. Ведь политика, скажем от себя, это мирская забота о мирских делах, она в принципе не может быть вообще без примеси греха, который неотделим от мира сего.
Великий реалист К. Н. Леонтьев говорил, например, что «известная степень лукавства в политике, замечу, есть обязанность; ибо политика есть дело механическое; это есть ничто иное как естественная взаимная пондерация общественно-государственных сил... Старомосковские князья и бояре наши были все очень искренние православные люди и, вместе с тем, очень лукавые и очень искусные политики»**.
Называть ли действия России в феврале 2022-го военнополитической хитростью или злостным коварством, — дело вкуса и партийно-политических пристрастий. Как известно, у нас разведчики, у них — шпионы. Но приходится констатировать: успешная политика (и война как ее продолжение другими средствами) невозможна без хитрости, обмана и коварства. Представляется поэтому, что с христианской точки зрения любая политика, любая война, и особенно война гражданская, всё же сущностно связаны с грехом, с греховной природой человека. Даже так называемая справедливая война — в том числе потому, что из-за боевых действий обеих сторон гибнут мирные люди.
В то же время реальная невозможность нелукавой, чистой христианской политики, необходимость военной хитрости и политического обмана не означает, что не остается вообще нравственных преград в борьбе с врагом. Конечно же, остаются. Недопустимы садизм, издевательства над пленными и пытки, сознательное причинение вреда мирному населению, и т.д. Два главных качества для конечного успеха войны, чтобы была одержана победа, и чтобы она считалась заслуженной по праву, — это превосходство в мужестве и стремление остаться человеком, не переступить на войне нравственную грань, отделяющую воина и солдата от преступника и мародера.
*Живой Журнал Игоря Сивака. URL: https://i-sivak.livejoumaL com/52567.html
**Малькольм Н. Людвиг Витгенштейн. Воспоминания // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1993.
***Леонтьев К. Н. Мои воспоминания о Фракии / / Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. Том 1. М., 1885. 312 с.
III
Не оспаривая правомерности провозглашённых в самом начале СВО целей демилитаризации и денацификации Украины, следует внести поправку, что это на самом деле производные задачи.
Главная цель — дезападнизация Украины.
С нашей стороны поэтому речь должна идти не только и не столько о денацификации, сколько о дезападнизации и делиберализации Украины, потому что первое предполагает второе как свое условие и причину.
Исторически значительнейшая часть территории бывшей советской Украины всегда была обширнейшим пограничьем, фронтиром между нашим Востоком и их Западом. Граница между ними на протяжении столетий была подвижной. Украина была окраиной империи, её границей, краем, хотя и непростым.
Своего рода центральная маргиналия, что и дало в итоге сегодня такие силы вызревшему в зверя украинскому национализму. После 1991 года Западу, казалось бы, удалось поглотить не только Украину, но даже и Россию, лишить их субъектности. Но теперь, в условиях вернувшегося исторического противостояния между Западом и Россией снова идёт война за украинские земли. И украинский нацизм здесь — это лишь вспомогательный инструмент в борьбе Запада с Россией, наподобие того, как НАТО и западные спецслужбы, государственные ведомства ФРГ после Второй мировой войны брали себе на службу немецких нацистов, верно служивших Гитлеру.
Власть крайне хрупкой домайданной Украины держалась худо-бедно на балансе между Украиной Восточной (прорусской) и Украиной центральной и западной (цивилизационная партия Запада). В этом смысле киевский «Беркут» на Майдане, как ни странно, был последней зримой преградой, которая удерживала хлипкую украинскую государственность от будущего краха и сваливания в гражданскую войну, что было неминуемо в случае нарушения этого баланса.
Но баланс был непоправимо нарушен. Времена радикально изменились. Теперь нужно отдать себе элементарный отчет в том, что идеологический мейнстрим постмайданной Украины, конечно, всегда был радикально прозападным, за безоговорочное вхождение в ЕС и вступление в НАТО. В ней победило в 2014 году стремление безоговорочно войти в либеральную Европу, западный мир. И это воля большой части украинского общества, особенно городского, так называемого креативного класса, надо это признать. Того общества, которое сейчас с нами воюет за свою западнизацию — которая, конечно, иллюзорна. Ведь Украина не может и не готова быть Западом, и не только потому, что ее там не признают как равную. Но, тем не менее, это диктует то, что наша реальная задача — это дезападнизация Украины.
Украина стремится в западный мир, но при этом во многом представляет собой ухудшенный, карикатурный вариант России, ее антилиберальных черт. Если говорят, например, что в России по-прежнему сильно некое подобие монархических настроений, что у нас народ послушно идет за авторитарным лидером, то на Украине те же тенденции выступают в пародийном виде, сопровождаемые регулярной карнавальной сменой гетмана, который всегда оказывался ненастоящим. Украинское общество сначала было влюблено в Ющенко, потом в Тимошенко, потом поверило Порошенко, потом Зеленскому. И эта любовь всегда была несчастной, потому что на Украине не умеют выбирать настоящего лидера.
Безусловно, на постсоветской Украине были и есть заметные, просто бросающиеся в глаза элементы неонацизма: люди и организации, видящие себя как наследников ОУН и УПА, Бандеры и Шухевича, полк «Азов» и прочие нацбатальоны со свастиками на татуировках их боевиков, но не в их парадигме определялся официальный политический курс Украины. Не в их риторике и символизме писались и пишутся официальные политические документы.
Коллективный Запад поддерживает нынешнюю официальную Украину и ее нацистскую составляющую как таран против России. В его бесстыжих глазах очевидные проявления неонацизма на Украине — это нечто второстепенное. Там предпочитают этого не замечать, замалчивать. Украинский неонацизм для них серая зона умолчания и «орудие орудия». Если современная Украина — это орудие для нанесения решающего поражения России, то украинский неонацизм — это самое отточенное и самое мотивированное орудие этого орудия.
И в то же время наиболее его дискредитирующее. Долгая история неразрывной связи украинского национализма с нацизмом, плотная инкорпорация второго в первый — причина, почему украинский национализм всегда будет нелегитимен в глазах России, всегда будет восприниматься как непримиримый враг.
*Характерный пример тут Теодор Оберлендер. Нацист, оберштурмбаннфюрер СА, по совместительству специалист по «восточным вопросам» и профессор Кенигсберского университета. Перед войной был назначен политическим руководителем бандеровского батальона «Нахтигаль». С осени 1941 года до июня 1943 года командовал батальоном «Бергманн» (укомплектованном выходцами с советского Кавказа). По данным советских историков, был одним из организаторов «среднего звена» многочисленных преступных акций нацистов на территории СССР, нередко лично принимал участие в пытках и казнях. После непродолжительного пребывания в американском плену после войны стал депутатом бундестага, а 20 октября 1953 года федеральный канцлер Аденауэр даже назначил Оберлендера министром по делам перемещённых лиц, беженцев и жертв войны (!). После того, как Оберлендер в Советском Союзе в 1960 году был обвинен в собственноручных убийствах мирных граждан, а в ГДР был заочно приговорен к пожизненному заключению, всё же подал в отставку. Потом спокойно жил в Западной Германии, занимался политической и научной деятельностью, дожил до 1998 г.
IV
Исторические корни идущего конфликта и Drang nach Osten на этой территории очень глубокие и давние, им практически уже 800 лет, если отсчитывать их от того времени, когда Галицко-Волынское княжество во главе с Даниилом Галицким перешло в унию. Поэтому изначально крайне наивны и несерьезны были первые представления о том, что СВО должна была быстро двигаться к победе, что за несколько месяцев можно решить проблему, которой столько лет, и у которой такая непростая и запутанная история. То, что эта война затянулась, то, что для победы требуется гораздо больше средств и ресурсов — это шок для тех, кто плохо знает или не хочет знать историю. Я убежден, что сегодня именно история должна быть главной наукой, или одной из главных. Но только честная история, достойная того, чтобы действительно называться историей.
Но дезападнизация Украины как подлинная цель войны предполагает и дезападнизацию России, которая сейчас отчасти идет стихийно.
Однако возможна ли она у нас сейчас как осознанный культурно-исторический и духовный процесс? Либерализм, западный образ и строй жизни слишком глубоко пустили корни в России. Мы уже начали с того, что современный человек у нас слишком пропитался идеологией постмодернизма. Возможна ли у нас реальная, осознанная и сознательная дезападнизация? Пока нам в этом больше всего помогают наши враги — в том смысле, что благодаря им этот процесс идет стихийно, как бы силою самих вещей. Идущая война подсказывает и будет подсказывать формы выживания и поведения. Возможно, ситуация потребует нового и более глубокого консервативного поворота, просто чтобы сохранить страну. Потребует чего-то похожего на события лета 1999 года, когда к власти стал двигаться Путин в условиях новой разгоревшейся войны на Кавказе. Возможно, из-за украинской ситуации к власти придет преемник Путина — ещё более жёсткий государственник. По крайней мере, это не будет слишком удивительно и неожиданно.
Что значит сам термин дезападнизация? Ведь у этого термина, если судить дословно, отрицательное значение: имеется в виду избавление от западных форм духовной, политической, культурной, социальной и экономической жизни. Но что должно прийти взамен?
По нашему убеждению, российскую ситуацию нельзя адекватно описать средствами теории археомодерна А. Г. Дугина. Хотя действительное положение дел эта концепция отчасти описывает верно, но лишь отчасти. Действительно, общество у нас представляет собой смесь традиционных (архаических) и модерновых черт. Однако их распределение по обществу имеет место не так просто, как по Дугину. Дескать, носителями модернистской прогрессисткой идеологии являются лишь так называемые элиты, правящий слой, а народ в глубине по-прежнему и по-хорошему архаичен, и надо только надстройку привести в соответствие с глубинным народным базисом. Но в действительности и сам народ, все мы практически без исключения уже вполне себе перепаханы модерном и даже отчасти постмодерном, линия между модерном и так называемой архаикой проходит у нас сегодня внутри каждого человека, как и в случае с либеральным содержанием. Достаточно посмотреть на количество абортов и разводов в обществе, на число тех, кто регулярно ходит в храм, чтобы понять, что и народ уже стал во многом необратимо модерновым, хотя в то же время и сохраняет некоторые прежние традиционные (архаические в терминологии Дугина) черты. Эрозии подвергается сам традиционный русский характер с его приоритетом общего над индивидуальным. Русская женщина становится все более эмансипированной, все больше отказывается видеть в мужчине естественного главу семьи, все более стремится к карьере и самовыражению, а не к семье, и т.д. В то же время и мужской характер начинает терять свои прирожденные мужские свойства: мужественность, смелость, ответственность, воинственность.
Поэтому считать, что мы выполняем сегодня в Европе консервативную роль, что наконец-то сбылось тютчевское представление, когда он видел Россию как единственную силу, противостоящую либерально-революционной Европе с ее апофеозом человеческого Я, можно лишь отчасти. Этот разлом между идеальной консервативной Россией и Европой проходит и по самой России тоже с идущей в ней сегодня холодной гражданской войной. Горячие формы этой войны как бы вынесены на Украину, и Украина в этом смысле — своего рода «русское поле экспериментов».
Значит, в нашей ситуации, в новых условиях, речь, к сожалению, может идти лишь о том, чтобы увеличить удельный вес и значение традиционных черт в общественной и личной жизни. И уменьшить, соответственно, вес и значение черт модерновых, либерально-прогрессистских. Но реализм не позволяет надеяться на то, что России удастся вернуться к полноценной единой культурноисторической форме.
Поэтому мы сегодня обречены на эклектизм в идеологии. Да, эти события могут восприниматься как призыв и шанс вернуться к цивилизационным, историческим истокам, к устоям дореволюционной, монархической, докрасной России. В русской истории XX века имеет место трагический разлом, разрыв. И сегодняшняя антирусская Украина — это во многом последствия украинизации как целенаправленной политики в советское время. Тем не менее, прошедшая история советского времени необратима, оставленные ею следы слишком значительны, они в нас и, их не удалить. В контексте идущей войны ни в коем случае нельзя отрешиться от советского наследия. Враги целью поставили декоммунизацию Украины.
Стоит посмотреть также и учесть, под какими знаменами и в свете каких символов вел борьбу Донбасс предыдущие 8 лет. Это было Красное знамя, это были советские символы, это был символ Дня Победы 9-го мая. Для людей на Донбассе идущая война — это война за право уважать себя как наследников в том числе и советской истории.
Мы имеем, как минимум, две идейные колонны, просоветскую и ориентированную на наследие досоветской России и на ее ценности. И при том, что на идейном уровне они впрямую не совместимы, а надежды на непротиворечивый синтез иллюзорны, речь может идти хотя бы о тактическом союзе. Политика, в том числе идейная, — это искусство возможного.
Сегодня Украина — это место примирения красных и белых, если те и другие будут достаточно умны, и не будут понапрасну дразнить и задирать друг друга, объявят хотя бы временное перемирие.
Раскол на «красных» и «белых», нестроения и война умов по поводу оценки советского периода истории сильно ослабляют позиции патриотического лагеря. Как бы ни относиться к советской эпохе, XX век стал для России в ее истории пиком геополитического могущества, а также пиком противостояния России с Западом. Правда, по итогам этого противостояния она добровольно сдалась на милость победителям (сказался секулярный и западный характер марксизма, его во многом буржуазно-материалистический характер), но победитель попался негуманный, и в итоге все равно пришлось расстаться с розовыми иллюзиями перестроечного времени.
V
Тем не менее, практическая политика — это одно, а понимание политики и общества — другое. Да, сегодня примирить оппонентов невозможно, но исследователи, учёные, мыслители всё равно должны искать что-то объединяющее эти две половины исторической России, которые сегодня обе идут каждая из своего прошлого и опираются на него.
Историческая Россия всегда понималась как наследница Византийской империи. 150 лет назад великий русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) выдвинул концепцию византизма. Этим термином он назвал культурно-исторический тип России, то, чем она, как наследница Византийской империи, отличается от остального мира.
Общепринятое представление, что Россия — преемница Византии в религиозном смысле, К. Н. Леонтьев углубил и всесторонне продумал в цельном культурно-историческом и религиозно-политическом плане. Опорными столпами в его концепции византизма, вкратце содержащимив себе её всю, было три пункта: Православие и Царь, восточное христианство и самодержавие, и их религиознополитический союз. Вот как Леонтьев с его художественнофеноменологичным мышлением на конкретных примерах характеризует византизм в своей центральной работе «Византизм и славянство»:
«Представляя себе мысленно византизм, мы, напротив того, видим перед собою как бы строгий, ясный план обширного и поместительного здания. Мы знаем, например, что византизм в государстве значит — самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом; знаем наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству здесь, долу. Знаем, что византизм (как и вообще христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства.
Византизм дает также весьма ясные представления и в области художественной или вообще эстетической: моды, обычаи, вкусы, одежду, зодчество, утварь — все это легко себе вообразить несколько более или несколько менее византийским»*.
Обратим внимание, что и сегодня в России присутствуют, пусть в сильно ослабленном виде, эти черты: авторитаризм центральной власти, православное христианство и Церковь как важный авторитет для большой части общества, правда, плохо на самом деле с ними знакомых. Однако с отсутствием «преувеличенного понятия о земной личности человеческой», как и с «разочарованием во всем земном, в счастье» дело обстоит ещё сложнее. Сначала марксизм с его материализмом и отрицанием духовной природы человека, а потом идеология гедонизма и либерального индивидуализма слишком пропитали общество, хотя и не захватили его все. Иначе не было бы добровольцев на Донбассе, иначе Россия вообще бы не вступила в эту войну.
Но сейчас скажут — какой византизм? Архаика! Казалось бы, византизм как доктрина может сегодня иметь только исторический интерес. После революции 1917 года и крушения традиционной, исторической России, после советского периода истории, а потом и победы либеральной революции 1991 года о каком византизме как действующей доктрине может идти речь?
Тем не менее, можно говорить о парадоксальной безнадежной актуальности концепции византизма у К. Н. Леонтьева. Безнадежной в том смысле, что, действительно, монархия и православие как официальная и единственная государственная религия остались в безвозвратном прошлом. Это прошлое не вернуть, как нельзя затолкать выдавленную пасту обратно в тюбик. Актуальности — в том смысле, что и в современной России в очень ослабленном, размытом виде продолжают действовать и хранить её былые византийские начала.
Своего рода негласный и гибридный, неосознаваемый нами византизм продолжает хранить и определять Россию. Это союз, во-первых, квазимонархической президентской власти, когда президент как бы демократически приходит к власти, но не может демократически, путем выборов быть смещён. В демократические формы, существующие в значительной степени лишь на бумаге, влито некое монархическое содержание. При этом крепкая авторитарная власть невозможна без внутренней готовности народа повиноваться партии власти, если той удается поддерживать свой авторитет. В этом находят свое выражение христианские по своему происхождению ценности терпения и смирения, которые далеки от рабского безвольного повиновения. Это добровольное согласие подчиняться власти, если она тоже руководствуется высшими идеалами и способна позвать на великие дела, если власть способна выступать как нравственный авторитет.
Крепкая авторитарная власть необходима в том числе для того, чтобы держать вместе разные народы, этносы и регионы России с их разными культурами и традициями. Эта национальная пестрота, с одной стороны, грозит России распадом, а с другой является залогом ее жизненности, сложного цветения.
Во-вторых, это важная общественная роль традиционных для России религий — в первую очередь Православия и Русской Православной Церкви, а также ислама и буддизма. Русская Православная Церковь наряду с армией среди общественных институтов является лидером по доверию среди жителей нашей страны, ей доверяют около двух третей граждан. Примерно такой же процент себя причисляет к православным. Хотя реальных прихожан, а не «захожан», гораздо меньше. Тем не менее при определенных условиях, в кризисной ситуации этот ресурс может превратиться в значительную политическую силу, и власти это понимают.
Этим мы сильно отличаемся от современной Европы, отрекающейся от своих христианских корней. Как однажды сказала автору этой статьи болгарский ученый и публицист Дарина Григорова: «Я знаю, насколько нехристианская сейчас Европа, на её фоне вы просто Дивеево, Афон. Когда на военном параде в честь 9 Мая Шойгу осенил себя крестным знамением на весь мир, он не постеснялся показать остальному миру, что вы другие. Для вас это обычно, вы даже не обращаете на это внимания. Это был такой мощный символ, что вы, видимо, просто представить не можете. Западный политик побоится это сделать. Но для вас это нормально, вы этого даже не замечаете»**.
Если посмотреть, какие претензии со стороны Запада и внутренней «прогрессивной общественности» предъявляются современной России, то это именно упреки в авторитаризме (исторически развившаяся самодержавная традиция) и приверженности «отсталым традиционным ценностям» — неприятие ЛГБТ и так называемых толерантности и политкорректности. То есть, это во многом тот же византийский союз государства и Церкви, только сегодня это крайне ослабленная связка также гораздо более слабых опор по сравнению с тем, что было ранее.
Мне кажется, что Россия сегодня отличается от остального мира как раз своим сегодняшним бледным подобием византизму по К. Н. Леонтьеву. Это византизм, сильно изменённый и искаженный модерном и его ценностями, но что-то ещё сохраняющий в своём ядре и хранящий Россию. Без этого византийского содержания, даже в его ослабленных модерных или модерновых формах, искаженных современностью, она падет, погибнет.
*Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // К. Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений. Том 7 (1). СПб. Владимир Даль, 2005. С. 300-301.
**Россия и Болгария: есть ли у нас общее будущее? Беседа Д. Григоровой с Ю. Пущаевым. — Православие.га. — 2019. — 18 декабря. — URL: https://pravoslavie.ru/126467.html (дата обращения 20.10.2021).
VI
Внешне византизм в леонтьевской концепции выглядит как деспотически стесняющая человека несвобода. Также и путинскую Россию часто упрекают в несвободе: нет по-настоящему свободных выборов, нет свободы ЛГБТ, свободы прессы и т. д.
И правда, когда современники пытались анализировать общественный идеал, который отстаивал К. Н. Леонтьев, основное внимание и акцент, как правило, делался на том, что внешне византизм носит принудительный и стесняющий человеческую личность характер. Как определял С. Н. Трубецкой основную идею литературной деятельности К. Н. Леонтьева, это «византизм как совокупность принудительных начал в общественной жизни, возведенный в принцип охранительной политики; византизм как принцип русской, а затем, может быть, и всемирной реакции»*. Многочисленным критикам свободолюбивого XIX века крайне не нравилось, что леонтьевский идеал предполагает стеснения и ограничения для индивида и его свобод, что народ по К. Н. Леонтьеву «должен быть ограничен, привинчен, отечески и совестливо стеснен. Не надо лишать его тех внешних ограничений и уз, которые так долго утверждали и воспитывали в нем смирение и покорность. Эти качества составляли его душевную красу и делали его истинно великим и примерным народом»**.
И правда, многие оппоненты К. Н. Леонтьева в истории русской мысли как бы стучались в открытую дверь и упрекали его ни больше ни меньше в пропаганде рабства и мракобесия. Один из самых остроумных упреков, адресованных К. Н. Леонтьеву, принадлежит, пожалуй, славянофилу И. С. Аксакову, который попрекал его «культом сладострастной палки».
Впрочем, действительно, отстаивая свои общественнополитические и историософские взгляды, К. Н. Леонтьев и правда постоянно использовал негативно окрашенную терминологию. Если внимательно посмотреть на используемую им понятийную лексику, то начинает бросаться в глаза большое количество таких терминов, как «деспотизм», «рабство», «стеснение», «насилие» и т.д., причем парадоксальным образом он их использует с положительной нагрузкой, как нечто желательное. Он говорит о «созидательном стеснении», о «спасительном насилии». «Насилие не только побеждает, оно и убеждает многих, когда за ним, за этим насилием, есть идея»***. Леонтьев понимает определенные виды стеснения и даже насилия как созидательные и спасительные.
Или взять хотя бы знаменитое определение К. Н. Леонтьевым формы из «Византизма и славянства»: Форма есть «деспотизм внутренней идеи, не дающей материи разбегаться. Разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет»****. Здесь деспотизм возводится на уровень онтологического и космологического начала, как нечто сущностно присущее внутренней идее любой вещи.
Или также К. Н. Леонтьев говорит, что коммунизм приведет к «новому юридическому неравенству, к новым привилегиям, к стеснениям личной свободы и принудительным корпоративным группам, законами резко очерченным; вероятно, даже к новым формам личного рабства или закрепощения (хотя бы косвенного, иначе названного)»*****. Здесь ожидания от коммунистического будущего, которые категорически неприемлемы для либерально, по-европейски мыслящего человека, коммунизму К. Н. Леонтьевым, напротив, ставятся в заслугу.
Однако это «деспотическое» содержание — лишь одна сторона леонтьевского идеала. Бросающаяся в глаза своим устрашающим и вызывающим характером, она скрывает другую, менее заметную, но гораздо более важную. Эта последняя, на самом деле, лежит в основе первой и оправдывает её существование, является ее фундаментальным условием. И её не могут увидеть те, у кого для этого не настроено соответствующим образом внутреннее, духовное зрение, у кого нет «глаз веры». Но обе эти стороны, явная и скрытая, на самом деле предполагают друг друга, являются двумя неразрывными сторонами одного целого.
Эта иная, более глубокая причина (вторая, скрытая сторона леонтьевского византизма) имеет отношение к области личной духовности людей, живущих в данном, «византийском» обществе. Внешние ограничения и стеснения при наличии религии как духовного фундамента данного общества нужны для формирования и высвобождения внутренних человеческих энергий, их направления по нужным, правильным каналам, чтобы человек имел большие шансы приобрести правильную внутреннюю духовную форму, направление развития. Чтобы человек не увлёкся внешним и не расплылся в нём.
Конечно, не всякий деспотизм является таким: необходимым дополнением к главной, стержневой — духовной — стороне. Мы имеем здесь прежде всего в виду собственно византизм в леонтьевской оптике — союз монархии и Православия, церковного христианства.
Таким образом, византизм как общественный идеал предполагает сковывание, различного рода стеснения для внешней социальной активности, чтобы дать большую возможность человеческим энергиям направиться в сторону интенсивной внутренней, духовной жизни. Стеснения общественной жизни и разного рода социально-юридические ограничения нужны по причине слабости человеческой природы, испорченной грехом и предоставленной самой себе. Отпущенный на внешнюю свободу, человек рано или поздно теряет меру, оказываясь игрушкой своих и чужих страстей.
Также человек, озабоченный преимущественно социально-экономическими и политическими проблемами, вопросами своего личного жизненного успеха, измеряемого в земных, материальных приобретениях, и который при этом как бы собой свободно располагает, забывает о приоритете духовного начала. Активная социальнополитическая жизнь (предполагающая либеральнодемократическое устройство в противоположность деспотическому как пространство своего свободного действия) с её перманентными тревогами и заботами о всегда изменчивом дне сегодняшнем относится к области несущественной с религиозной точки зрения.
Но внешние социальные подпорки и институты, соответствующие византизму как полноценному культурноисторическому типу, могут быть выстроены только если есть соответствующее ему внутреннее духовное условие. В конечном итоге византизм опирается на личностноиндивидуальные глубины, корнями уходит в них, существуя, прежде всего, «на уровне душ». Это живая и искренняя ортодоксальная вера, преданность Православию, которую на личностном уровне должно разделять большинство населения. Это должно быть условием общественного консенсуса. Она является фундаментом и необходимым условием, чтобы существовал полноценный византизм как духовно-политический или церковно-государственный строй или режим. Это, так сказать, самый первый и существенный признак, главное условие вообще, чтобы византизм имел место в реальности:
«Первым существенным признаком византинизма нужно считать искреннюю и твердую преданность византийцев св. Православной вере и Церкви. Ортодоксия, Православие — вот главное отличие Христианского Востока от Запада, мира византийского от романского... Пеструю этнографическую смесь населения в Византии связывала и скрепляла религия, в форме Православия, так как почти все подданные византийского василевса были православными. Православие было не только весьма прочным объединяющим началом для византийского населения, но и, можно сказать, господствующей национальностью византийского государства, основной стихией народной жизни в Византии, ее глубочайшим, самым чутким жизненным нервом. Византийцы по преимуществу были верными сынами Св. Православной Церкви, строгими ортодоксалами в своих религиозных воззрениях, ревностными сторонниками и выразителями общецерковного богословия, точными исполнителями церковной дисциплины, обрядов, церковно-богослужебной практики. Учение Святой Церкви, как оно раскрыто в определениях семи Вселенских соборов, признавалось у них божественным и непогрешимым, его исполнение почиталось делом обязательным, необходимым условием нравственного совершенства и спасения»******.
Как говорил в этой же работе дореволюционный ученый-византинист И. И. Соколов, в случае с византинизмом или византизмом речь идет об оцерковлённом государстве, в котором «государственный принцип становится действенным лишь в той мере, в какой проникается учением Церкви, а носитель светской власти не может стоять впереди представителя власти церковной». Оцерковленное государство есть государство христианское, говоря уже нашими словами. Но оно может иметь место лишь при том необходимом условии, что большинство его граждан являются, как сейчас говорят, практикующими (действенными) христианами, которые не знают и не хотят другой веры.
Не может поэтому существовать православная монархия, если в государстве не осталось православных монархистов: вот главный ответ о причинах катастрофы февраля 1917 года, повлекшей за собой октябрьскую революцию. Так и Советский Союз перестал существовать, когда коммунисты-ленинцы в СССР остались в ничтожном меньшинстве, когда у подавляющего большинства людей ушла вера сначала в коммунизм, а потом вообще в социализм.
Византизм можно с известной долей условности назвать православным этатизмом, когда приоритетным является не внешняя социальная активность, направленная на земное преуспеяние, а внутреннее духовное делание. В условиях византизма «государство тянет людей к Богу, отодвигая на второй план их материальные устремления».
Таким образом, внешний деспотизм нужен как подспорье для правильного направления внутренней духовной жизни, как её огораживание и защита. Он выступает в роли своего рода её аккумулятора — хранителя, накопителя и канализатора человеческих энергий — для направления их по правильному руслу. Такова идеальная собственно консервативная роль византийского, т.е. православно-монархического государства. Оно своими внешними ограничениями, несвободой, пониманием человеческой жизни как служения, соответствует святоотеческому учению о необходимости идти в жизни узким, а не широким путем.
Конечно, как часто правильно замечают, в Евангелии не указан какой-либо предпочтительный политический режим: просто отдай Цезарю цезарево. Ведь «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Однако это всё же не исключает вопроса, какие общественные условия более благоприятны для возможности обрести спасение, для прочного существования Церкви в обществе. Они не предопределяют его, потому что это невозможно по определению. Тем не менее, неслучайно эпохи господства христианской Церкви политически выливаются в монархические и самодержавные формы, а республиканское начало и республиканский образ мысли предполагают и влекут с собой секуляризацию и даже ожесточенную борьбу с религией и Церковью. Определенные социально-политические и общественные институты совсем не случайно возникли и держались более тысячи лет, пока христианство было господствующей религией. Вера оказывается важнейшим фактором, формирующим общественно-государственный режим, а последний в свою очередь становится её внешней опорой и защитой.
Деспотизм в леонтьевском понимании полезен и для культуры, хотя это может показаться очень странным и парадоксальным. Как, например, он проницательно замечает, представители «золотого века русской культуры», лучшие русские поэты и писатели, мыслители-славянофилы, были людьми 40-х годов. Они все росли при крепком, сословном, крепостническом строе, и спокойное течение жизни при Императоре Николае I дало им возможность не спеша развиваться и духовно созревать. При этом очень многие из них роптали на этот строй, ненавидели его и желали его ниспровержения. И правда, например, М.Н Каткову, А. И. Герцену, славянофилам, Ф. М. Достоевскому, Н. Я. Данилевскому — всем им было уже за 40 или под 40 лет в 1861 году. Л. Н. Толстому чуть больше 30. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов и не дожили до падения крепостничества. Во всех них, как говорит К. Н. Леонтьев, «совершилось одно из тех таинств психического развития, которые наука еще не в силах до сих пор удовлетворительно формулировать; в идеале, в сознании — они все более или менее ненавидели этот крепостнический и деспотический строй (и напрасно, конечно), но в бессознательных безднах их душ эпоха эта, благоприятная досужной мысли, свершила свое органическое независимое от их воли дело»********.
*Трубецкой С. Н. Разочарованный славянофил // К. Н. Леонтьев: PRO ET CONTRA. - СПб: РХГА, 1995. - Т. 1. - С. 135.
**Леонтьев К. Н. Над могилой Пазухина // К. Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений. Том 8 (1). СПб. Владимир Даль, 2007. С. 457.
***Леонтьев К. Н. Передовые статьи «Варшавского дневника» // К. Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений. Том 7 (2). СПб. Владимир Даль, 2006. С. 65.
****Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // К. Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений. Том 7 (1). СПб. Владимир Даль, 2005. С. 383.
*****Леонтьев К. Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // К. Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений. Том 8 (1). СПб. Владимир Даль, 2007. С. 211.
******Соколов И.И. О Византинизме в церковно-историческом отношении. — URL: https://azbyka.rU/otechnik/Ivan_Sokolov/o-vizantinizme/1.
*******Козлов А. С. Современная англо-американская историография о политике СССР в 20-30-х гг. как проявлении «византизма // Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований: сборник научных трудов/ — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — С. 40 —48.
********Леонтьев К. Н. Записки отшельника. Владимир Соловьев против Николая Данилевского // Леонтьев К. Н. Полное собрание сочинений и писем в 12 томах. — СПб: Владимир Даль, 2007. Том 8 (Кн. 1). С. 387.
VII
Тем не менее, повторимся, сегодня мы никак не можем рассчитывать на то, что в результате идущих событий в России восстановится и возродится цельный культурноисторический тип. Русский консерватизм сегодня вынужденно может носить лишь эклектический характер, он представляет собой просоветско-неовизантийскую смесь, во многом противоречивую внутри себя. Надо честно признать, что дезападнизация может происходить только на этом эклектическом основании.
А значит, что она скорее всего примет достаточно умеренные формы, можно говорить лишь о большей или меньшей степени желательных мер в ее рамках. Она предполагает, наверное, следующие шаги:
- Еще большее огосударствление экономики, когда все сырьевые отрасли оказываются в собственности государства.
- Суверенизация науки, культуры и искусства. Повышение в их развитии роли государства.
- Мягкая цензура, в том числе на ТВ и в интернете, насколько это возможно.
- Умеренная клерикализация в рамках возможного. Поскольку исторические корни конфликта носят религиозный характер, Православие в цивилизационном смысле остается как исходный и центральный (хотя, по- настоящему, почти неосознаваемый обществом) фактор культурно-исторической идентичности.
В целом желательны и нужны более строгие формы жизни, сдерживание личности и общества, сегодняшней распущенной жизни через традиционные духовнокультурные формы.
Возможно, война, пусть и не сразу, вернет ценность мужского начала в общество. Более патриархальное общество при прочих равных — значит более традиционное и строгое, а значит, и более нравственное, где игра личных и общественных страстей сдерживается и заключается в более прочные рамки.
Разгоревшийся конфликт очень сложный и многослойный. В нем сразу несколько измерений. Одно из них заключается в том, что на Украине и в украинском конфликте имеются очевидные элементы и признаки гражданской войны. Это так хотя бы потому, что сегодня друг с другом воюют люди, которые или родители которых еще 31 год назад жили в одной стране. Разумеется, раскол внутри самой Украины на прорусскую и прозападную, из-за чего она и стала полем столкновения между Россией и Западом, тоже носит характер гражданской розни.
Это в том числе гражданская война еще и потому, что это война России не только с внешним Западом, но и с Западом внутренним, вынесенная вовне, на территорию Украины.
Поэтому этот раскол прошел внутри семей, между друзьями не только на Украине, но и в России. Я лично знаю уже, к сожалению, массу примеров подобного рода.
Что же из этого следует?
Мы должны понимать, что гражданские войны длятся долго, и еще дольше их раны залечиваются и затягиваются. Надо готовить себя к этому. Кроме того, в гражданских войнах не бывает абсолютных победителей. На обеих сторонах грех, пусть в разной степени. Он, вероятно, есть и на нас. Мы, в частности, расплачиваемся за бездумный распад СССР и тогдашнее наше предательство исторической России, за невнимание к Украине в течение постсоветских лет. Поэтому после максимальных усилий и безусловной победы, в той мере в какой это гражданская война, нужен будет некий компромисс, как он был заключен с Чечней, теперь уже и с украинской составляющей нашей страны-цивилизации, включение ее прорусской части в наше общее духовное, политическое, общественное и культурное пространство.
В том числе мы в ответе за тех мирных людей, которым эта война причинила страдания. На нас перед ними теперь лежит долг восстановления их мирной жизни.
Юрий Владимирович Пущаев