Хотя сегодня Австрия – «сухопутное» государство, в начале ХХ века Австро-Венгерская империя имела выход к Адриатическому морю (через Словению, Хорватию и Боснию, входивших тогда в состав этой империи). Береговая протяженность «Лоскутного государства» достигала в то время 370 миль, и была оборудована целым рядом военно-морских баз в Триесте, Поле, Фиуме, Себенико, Спалато и Каттаро. В них находились корабли австро-венгерского военного флота, противостоявшего главному в этом не очень широком море конкуренту - итальянскому флоту, базировавшемуся на противоположном берегу. Флот Австро-Венгрии был относительно невелик; однако его корабли имели достаточно высокие боевые качества, и потому флот империи представлял собой определенную опасность для противника.
К началу Первой мировой войны считалось, что главной ударной силой любого флота являются линкоры; именно по их количеству, и наличию кораблей наиболее современного типа – так называемых «дредноутов» - тогда и определялась морская боеспособность государства. А Австро-Венгерский флот в 1914 г. обладал 12-ю линкорами, + 1 находился в достройке (против 11 имевшихся в том году линкоров у Италии). Правда, 12 линкоров - это официальная численность, «на бумаге»; в реальности полноценными линейными кораблями Австро-Венгрии являлась лишь половина из них. Остальные 6 кораблей (типов «Габсбург» и «Эрцгерцог Карл») имели более слабые орудия, по калибру не соответствовавшие рангу линкоров; по боевым качествам эти корабли были ближе к броненосным крейсерам. Тем не менее, «без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек»; по официальным отчетам австро-венгерский флот выглядел грознее, чем был на самом деле.
Из шести полноценных линкоров три (типа «Радецкий») относились к «додредноутам», т.е. ранее числились броненосцами. Тем не менее, это были вполне добротные корабли с хорошей защитой и мощным для класса броненосцев вооружением. А главную ударную силу флота «двуединой монархии» представляли три дредноута типа «Вирибус Унитис», обладавшие мощной артиллерией и хорошей броневой защитой. По своим боевым качествам они несколько превосходили даже новейшие, только еще строившиеся итальянские линкоры.
В августе 1914 года все эти корабли составляли 1-ю и 2-ю эскадры линкоров ВМС Австро-Венгрии. Основной ударной силой являлась 1-я эскадра, состоявшая из наиболее современных кораблей. В 1-й дивизион этой эскадры входили все три линкора дредноутного типа: «Вирибус Унитис», «Тегетгоф» и «Принц Ойген», вступившие в строй в 1912-1914 гг. 2-й дивизион 1-й эскадры состоял из наиболее современных додредноутов «Радецкий», «Эрцгерцог Франц Фердинанд» и «Зриньи», вошедших в строй в 1910-1911 гг. 2-я же эскадра включала в себя броненосцы более ранней постройки, имевшие относительно невысокие для этого класса кораблей боевые качества. В ее 3-й дивизион входили корабли «Эрцгерцог Карл», «Эрцгерцог Фридрих», «Эрцгерцог Фердинанд Макс», вступившие в строй в 1906-1907 гг., а 4-й дивизион был сформирован из «старичков», служивших еще с 1902-1903 гг. - «Габсбурга», «Арпада» и «Бабенберга».
Линкоры-дредноуты 1-го дивизиона типа «Вирибус Унитис» представляли собой хорошо бронированные корабли с четырьмя трехорудийными башнями главного калибра (305-мм) и орудиями среднего калибра (150-мм), размещенными в казематах. Правда, существенным недостатком этих в целом хороших линкоров оказалась плохо продуманная противоторпедная защита, что впоследствии сыграло роль в гибели вошедшего в строй уже во время войны «Сент-Иштвана».
ТТХ линкоров типа «Вирибус Унитис»: Водоизмещение: стандартное 20.014 тонн, полное 21.595 тонн. Размеры: 152,2x27,3x8,9 м. Мощность двигателей: 25.000 л.с. Скорость максимальная: 20 узлов. Дальность плавания 10-узловым ходом: 4.200 миль. Броня: пояс 280 — 150 мм, башни 280 — 60 мм, казематы 180 мм, палуба 48 — 30 мм, рубка 280 мм. Вооружение: 12х305-мм, 12х150-мм, 18х66-мм орудий; 4х533-мм торпедных аппарата. Экипаж: 1.046 человек.
Линейные корабли 2-го дивизиона из семейства «Радецкий» относились к линкорам додредноутного типа, достраивавшихся уже после Цусимского сражения 1905 г., показавшего всему миру недостатки броненосцев более ранних выпусков. У этих, заложенных в постройку до 1905 г. кораблей, уже невозможно было увеличить водоизмещение и количество орудий главного калибра, однако до вступления их в строй комплекс артиллерийского вооружения этих кораблей был пересмотрен и усилен путем увеличения калибра средних орудий за счет уменьшения калибра и числа противоминной артиллерии. В частности, линкоры типа «Радецкий» в дополнение к стандартным для броненосцев двум двухорудийным башням главного калибра (305-мм), получили по четыре двухорудийные башни усиленного среднего калибра (240-мм). В результате, хотя эти последние представители броненосного флота, вступившие в строй в 1910-1911 гг., к началу 1-й мировой войны уже считались устаревшими, тем не менее, хорошая защита и мощное вооружение этих доработанных кораблей делали их серьезными противниками даже для первых итальянских дредноутов.
ТТХ линкоров типа «Радецкий»: Водоизмещение: стандартное 14.500 тонн, полное 15.846 тонн. Размеры: 138,8x24,6x8,1 м. Мощность двигателей: 20.000 л.с. Скорость максимальная: 20,5 узлов. Броня: пояс 230 — 100 мм, башни главного калибра 250 — 60 мм, башни среднего калибра 200 – 50 мм. казематы 120 мм, палуба 48 мм, рубка 250 мм. Вооружение: 4х305-мм, 8х240-мм, 20х100-мм, 6х66-мм орудий; 3х450-мм торпедных аппарата. Экипаж: 890 человек.
Линкоры 3-го дивизиона типа «Эрцгерцог Карл», вошедшие в строй в 1906-1907 гг., представляли собой развитие более ранних кораблей типа «Габсбург» с несколько увеличенной толщиной брони и усиленной артиллерией. Однако даже увеличенная в численности по сравнению с «Габсбургом» артиллерия главного калибра «Эрцгерцога» (4х240-мм против прежних 3х240-мм)) все равно оставалась «не дотягивающей» до стандартов класса броненосцев (4х305-мм). Так что в действительности «линкоры» типа «Эрцгерцог Карл» не соответствовали даже устаревшему классу эскадренных броненосцев, и фактически являлись несколько усиленными броненосными крейсерами.
ТТХ линкоров типа «Эрцгерцог Карл»: Водоизмещение: полное 10.640 тонн. Размеры: 126,2x21,8x7,5 м. Мощность двигателей: 18.000 л.с. Скорость максимальная: 20,5 узлов. Броня: пояс 210 мм, башни 240 мм, казематы 150 мм, палуба 55 мм, рубка 220 мм. Вооружение: 4х240-мм, 12х190-мм, 12х66-мм, 8х47-мм орудий; 2х450-мм торпедных аппарата. Экипаж: 769 человек.
Вступившие в строй в 1902-1903 гг. (еще до «цусимского прозрения кораблестроителей») броненосцы типа «Габсбург», состоявшие в 1914 г. в 4-м дивизионе 2-й эскадры линкоров, даже в момент своего появления в начале ХХ века являлись самыми маленькими броненосцами в мире. По всем своим параметрам они фактически соответствовали классу броненосных крейсеров, и почему эти корабли были причислены к броненосцам, а затем – к линкорам, остается неразрешимой загадкой.
Изначально, даже еще в 1914 г. считавшиеся устаревшими, линкоры типа «Габсбург» в 1917-1918 годах были наконец-то признаны совершено негодными для эскадренного боя против дредноутов, и их вывели из боевого строя, переклассифицировав в учебные корабли и плавказармы.
ТТХ линкоров типа «Габсбург»: Водоизмещение: полное 8.250 тонн. Размеры: 114,6x19,9x7,4 м. Мощность двигателей: 15.000 л.с. Скорость максимальная: 19,6 узлов. Броня: пояс 180 мм, башни 210 мм, казематы 135 мм, палуба 66-40 мм, рубка 200 мм. Вооружение: 3х240-мм, 12х150-мм, 10х66-мм, 6х47-мм орудий; 2х450-мм торпедных аппарата. Экипаж: 630 человек.
Как уже говорилось выше, к началу Первой мировой войны именно линкоры считались главными боевыми кораблями всех флотов мира. Однако уже первые месяцы Великой войны показали, что значение линкоров как главной ударной силы в морской войне серьезно понизил новый вид кораблей – подводные лодки. После того, как 22 сентября 1914 г. небольшая немецкая подлодка U-9 за какой-то час потопила сразу три британских броненосных крейсера, все воюющие флоты сразу же сократили выходы в море своих дорогостоящих крупных кораблей. Не избежал этого и австро-венгерский флот: его линкоры из страха перед невидимой подводной опасностью в основном отстаивались в базе Пола, лишь изредка совершая короткие выходы в море – в основном в прибрежные воды для учебных стрельб. Лишь 24 мая 1915 г., когда Италия выступила на стороне Антанты и объявила Австро-Венгрии войну, 1-я эскадра австрийских линкоров рискнула приблизиться к итальянскому побережью, и обстреляла береговые сооружения противника. Этот обстрел шокировал итальянцев, а наличие в австрийском флоте подлодок повлиял на то, что их морской штаб за все время войны не спланировал ни одной крупной морской операции с участием своих линейных кораблей. Они все военные годы простояли в базах. Впрочем, то же касается и флота Австро-Венгрии – австрийцы использовали в войне в основном малые корабли и подводные лодки, а их дорогостоящие гиганты, опасаясь итальянских подлодок, мирно простаивали в тыловом порту. Лишь еще раз они вышли в боевой поход - уже в увеличившемся составе дредноутов: к 1-й эскадре присоединился новый линкор дредноутного типа «Сент-Иштван», вступивший в строй в декабре 1915 г.
Этот боевой поход в ночь с 9 на 10 июня 1918 г. организовал вступивший в командование флотом молодой активный контр-адмирал Миклош Хорти. Решив «расшевелить застоявшихся в базах моряков», он наметил провести операцию в южной части Адриатического моря: прорвать установленный кораблями Антанты Отранский заградительный рубеж, закрывавший австрийцам выход в Средиземное море. Однако на пути следовавших к заграждению в ночной темноте австрийских линкоров случайно оказались два итальянских торпедных катера MAS-15 и MAS-21, накануне доведенных до далматинских островов на буксире итальянскими миноносцами. Задачей катеров был поиск идущих на юг австрийских пароходов; но вместо транспортных судов они в 03.15 обнаружили в предрассветных сумерках двигающуюся мимо них эскадру линкоров противника в окружении миноносцев охранения. Торпедные катера на минимальной скорости направились в сторону вражеского соединения, прошмыгнули между кораблей охранения и, дав полный ход, выпустили свои торпеды по линкорам. Катеру MAS-21, целившему в «Тегетгоф», не повезло: одна торпеда тут же исчезла с поверхности (вероятно, утонула из-за неисправности), а белевший в темной воде пенный след второй торпеды на линкоре заметили, и открыли по нему огонь (видимо, приняв за след от перископа подводной лодки). Возможно, в нее попали - примерно в 150 м от цели торпеда вдруг тоже исчезла.
Катер MAS-15 выпустил обе торпеды по «Сент-Иштвану» с дистанции около 600 (по другим сведениям с 300) метров. Пуск торпед был замечен на миноносцах охранения, которые бросились к катеру, открыв по нему (а не по торпедам) огонь. MAS-15 на полной скорости начал отход, маневрируя, чтобы сбить противнику прицел, и сбросил в свою кильватерную струю пару глубинных бомб, рассчитывая, что их взрывы помешают преследователям. Это ли, или то, что торпеды достигли австрийского линкора и взорвались, поразив цель, но что-то заставило миноносцы вернуться к эскадре. А MAS-15 оторвался от преследования и исчез из поля зрения австрийцев.
В 03.30 обе торпеды попали «Сент-Иштвану» в середину правого борта, точно между котельными отделениями. Сквозь огромные пробоины вода хлынула внутрь, что заставило экипаж загасить котлы во избежание их взрыва. А вскоре вода стала распространяться и по соседним отсекам через щели и отверстия для трубопроводов и кабелей. Борьба за живучесть сильно кренившегося на правый борт линкора продолжалась до 05.45, но когда правая сторона палубы начала уходить под воду, командир «Сент-Иштвана» отдал приказ покинуть корабль. Едва основная масса экипажа оставила корабль, линкор начал медленно переворачиваться, и в 6:05 опрокинулся; а в 06:12 «Сент-Иштван» окончательно скрылся под водой.
Корабли эскорта подобрали 1.005 человек; погибли 4 офицера и 85 нижних чинов. После потери одного из четырёх дредноутов командующий флотом, считая фактор внезапности утраченным, отдал приказ о сворачивании операции, и корабли вернулись на базу. На этом боевые выходы линкоров австро-венгерского флота прекратились.
К октябрю 1918 года стало ясно, что Австро-Венгрия потерпела поражение в войне, и 26 октября император Карл I объявил о разрыве союза с Германией. А через три дня (29 октября) собравшиеся в Загребе представители славянских организаций заявили о выходе их земель из состава Австро-Венгерской империи, и создании государства Словенцев, Хорватов и Сербов – начался распад Австро-Венгрии как единого государства. При этом Австрия лишилась выхода к морю, а ее флот присвоил себе Югославский Национальный Совет.
Вот только об этих событиях еще ничего не знали итальянцы, готовившие диверсию с целью причинения ущерба флоту Австро-Венгрии. И вечером 31 октября два итальянских торпедных катера MAS-94 и MAS-95 отбуксировали почти к самому молу базы Пола самоходную человекоуправляемую торпеду «Mignatta» («Пиявка»), верхом на которой внутрь бухты отправились создатели «Пиявки» - инженер-майор флота Раффаэле Россетти и лейтенант Раффаэле Паолуччи.
Самоходная человекоуправляемая торпеда «Mignatta» S2 представляла собой аппарат с нулевой плавучестью длиной 8 метров и диаметром 600 мм, с двигателем на сжатом воздухе и двумя винтами. Торпеда могла нести на себе двух пловцов, имела два съемных заряда взрывчатых веществ весом по 175 кг, оснащенных шнуром и часовым механизмом. К днищу корабля устройство могло прикрепляться с помощью электромагнита, питавшегося от аккумуляторов.
В течение трех часов итальянские самоназначенные боевые пловцы преодолевали ряды боновых заграждений перед портом, четырежды проталкивая свой аппарат под ними, а сами перелезали поверх этих преград. Оказавшись в бухте, они удивились тому, что корабли в гавани освещены, а порт никто не охраняет. К 4:30 диверсанты добрались до стоявших на якоре австрийских линкоров, и выбрали в качестве цели ярко освещенный «Вирибус Унитис». Но когда они подобрались к борту линкора, их аппарат внезапно начал тонуть – из-за поломки носового воздушного клапана внутрь стала поступать забортная вода. Поэтому какое-то время пловцам пришлось поддерживать плавучесть «Пиявки», подтравливая сжатый воздух из баллонов. Наконец, устранив неисправность, диверсанты в 5:30 закрепили под корпусом линкора два заряда, и установили время срабатывания часового механизма на 6:30. Но их долгая возня с ремонтом «Пиявки», сопровождавшаяся шумом булькавшего в воде сжатого воздуха, привлекла внимание вахтенных, которые высветили прожектором двух водолазов в воде у днища линкора. Диверсанты были схвачены и подняты на борт линкора. Только теперь итальянским морякам стало известно, что флот перешел под юрисдикцию нейтрального государства, и в 6:00 диверсанты сообщили об установленном под кораблем взрывном устройстве. Сразу же последовала команда немедленно покинуть корабль; однако в 6.30 взрыва не произошло, и команда вернулась на «Вирибус Унитис», не обращая больше внимания на предупреждения итальянцев. И совершенно зря: в 6:44 взрыв все же раздался!
Выход флота из-под австрийского командования сыграл роковую роль: полуанархистские настроения «расслабившихся» без строгого руководства моряков подорвали дисциплину. В результате никакой борьбы за живучесть корабля не было; после взрыва люди в панике просто стали бросаться за борт в надежде спастись. Да еще и водонепроницаемые двери по всему кораблю не были задраены, и забортная вода через пробоину стала быстро заполнять помещение за помещением... Так что, нет ничего удивительного в том, что «Вирибус Унитис» перевернулся и затонул всего за 15 минут. При этом погибло более 300 человек – кто-то не успел выбраться из нижних отсеков; кого-то, уже спасавшегося вплавь, засосала огромная воронка на месте гибели дредноута… Интересно то, что итальянские диверсанты при этом спаслись, и впоследствии получили от своего правительства звания, награды и выплаты за смелую операцию.
1МВ: подлодки «Лоскутной империи»
1МВ: асы австрийского подплава. Георг фон Трапп
1МВ: асы австрийского подплава. Зденко Худечек
1МВ: асы австрийского подплава. Рудольф Сингуле
Список других статей канала, посвященных морским темам, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории