Найти в Дзене
ТыжИсторик

Краткая история финансов в Средние века. Часть 1. Хлеб дороже денег

Автор: Крыс Питерский (и Мыська) Pax vobiscum, дражайшие наши! Не опять, а снова - с вами пушистый дуэт, правда, с не совсем обычным материалом. Дело в том, что благодаря щедрости нашего подписчика wellrose (слава и почет ему!) - влезли мы таки в весьма авантюрное мероприятие. Взявшись за тему, нами ранее пристально не изучавшуюся и скажем так, отнюдь не находящуюся в наших обычных приоритетах. Штош, подумали мы - сдюжим! Чай, студентами были, французский за два дня учили (было такое дело), а тут все же не совсем terra incognita. И понеслась... Итогом этой авантюры стали несколько бессонных ночей, жестоко уничтоженные литры кофе и граммы никотина и слегда дергающийся глаз у Крыса. Ну и четырехсерийный материал, посвященный истории средневековых финансов (и отголосков этой истории в Новом времени). В общем, помолившись ЛММ, представляем на ваш суд первую часть нашего эпоса. Надеемся, вам будет интересно так же, как было нам! Поехали! Начнем издалека и с плохого. Если быть точно - с т

Автор: Крыс Питерский (и Мыська)

Pax vobiscum, дражайшие наши! Не опять, а снова - с вами пушистый дуэт, правда, с не совсем обычным материалом.

Дело в том, что благодаря щедрости нашего подписчика wellrose (слава и почет ему!) - влезли мы таки в весьма авантюрное мероприятие. Взявшись за тему, нами ранее пристально не изучавшуюся и скажем так, отнюдь не находящуюся в наших обычных приоритетах. Штош, подумали мы - сдюжим! Чай, студентами были, французский за два дня учили (было такое дело), а тут все же не совсем terra incognita. И понеслась...

Итогом этой авантюры стали несколько бессонных ночей, жестоко уничтоженные литры кофе и граммы никотина и слегда дергающийся глаз у Крыса. Ну и четырехсерийный материал, посвященный истории средневековых финансов (и отголосков этой истории в Новом времени).

В общем, помолившись ЛММ, представляем на ваш суд первую часть нашего эпоса. Надеемся, вам будет интересно так же, как было нам! Поехали!

Деньги - это серьезно!
Деньги - это серьезно!

Начнем издалека и с плохого. Если быть точно - с того непотребства, которое творилось в Европе периода т.н. "Темных веков" (это примерно V-X вв. на наши деньги). Сразу оговоримся, что то, что позже обзовут Византией мы упоминать будем редко, там у них была своя особая атмосфера, достойная отдельного рассказа.

Итак, Рим пал... Нет, если серьезно - это неважно. Т.н. "падение Римской империи" это весьма устойчивый стереотипный миф. Ну вроде как была-была держава, а потом хрясь и в 476 г. исчезла. И удивленные жители какой-нибудь Лютеции Паризиорум продрав с утра глаза после вчерашнего, хрипло и трагически сообщали друг другу: "Слышь, Клавдий, кажись - средневековье началось!".

На самом деле имели место длительные сложносочиненные процессы, которые начались задолго до того, как Одоакр сверг последнего западного императора и разумеется, продолжались еще длительное время после.

  • Полгода плохая погода.

Начнем с того, что в Европе знатно похолодало. Т.н. римский климатический оптимум закончился, а позже и вовсе сменился средневековым климатическим пессимумом. Сравнительно недавно ученые даже ввели еще более трагичный термин - "Позднеантичный малый ледниковый период", максимально шарахнувший в 30-е гг. VI в.. В качестве подозреваемых выступают (как всегда) метеориты и вулканы, знатно загадившие атмосферу и приведшие к длительному похолоданию. Первые, правда не найдены, а вторые не выявлены - но косвенных свидетельств ученые нагребли более, чем достаточно.

С коллегами-естественниками абсолютно согласны и историки, которые про все это уже давно прочитали у современников тех событий. Так, например, у уже известного нам Прокопия Кесарийского в его "Истории войн".

И в этом году произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шёл десятый год правления Юстиниана.

Ему вторит западный коллега Григорий Турский, в "Истории франков" которого мы встречаем упоминания о неурожае, заморозках и похолодании в Галлии в 80-е гг. VI в.

В целом, главное неприятное последствие очевидно - в Европе стало сложнее добывать пожрать. Запомните это немудреное слово, именно с едой (и ее связью с деньгами) будет связана значительная связь сегодняшнего разговора.

Куда же без вахи? Но генеральная линия раннесредневековой идеологии - тут выражена емко и наглядно.
Куда же без вахи? Но генеральная линия раннесредневековой идеологии - тут выражена емко и наглядно.
  • В деревню, в глушь...

Параллельно с этими неприятностями, у Римской империи к моменту конца своей истории хватало других внутренних неприятностей. Для нас важно то, что кое-как пережившая кризис III в. империя стремительно теряла города.

В смысле, они, конечно не проваливались под землю. Но стремительно обезлюдели. Причин тому было несколько. Во-первых, это все более растущее расслоение внутри римских курий. В то время, как их верхушка богатела, мелкие куриалы (напомним, ответственные в том числе за сбор налогов для имперской казны) все чаще и чаще оказывались в положении "бедных родственников", чьи все растущие обязанности уже не перевешивали сомнительных привилегий. Разумеется, это не слишком способствовало их стремлению оставаться жить в городах - равно как и постоянная угроза со стороны очередных повстанцев.

Во-вторых это непрекращающиеся финансовые проблемы империи. Чудовищная инфляция (доходившая до сотен процентов), тотальная порча монеты (приведшая к тому, что в какой-то момент серебряный динарий, основа финансовой системы, фактически вышел из обихода) - и все возрастающая налоговая нагрузка делали производство и торговлю, основу существования любого города все менее и менее осмысленными. К тому же в условиях смуты разрушалась система торговых отношений, возить товары просто-напросто стало небезопасно.

Все это приводило к тому, что бегущие из города жители пополняли население сельской местности, в которой все больше возрастала роль крупных поместий - латифундий. При этом запускалась цепная реакция - в условиях спада торговли и обезлюживания городов те все больше стремились к самодостаточности в производстве, а в результате и так надорвавшаяся торговля еще больше затухала, добивая города окончательно. Разумеется, в таких условиях экономика становилась все более бартерной и все менее денежной. Стремительно уступая свое место в жизни простого римлянина, деньги становились абстрактной единицей для выплаты налогов (про это власть не забывала никогда), заменяясь первостепенным и уже знакомым нам вопросом - что бы пожрать.

В тяжелые времена - лучше быть поближе к земле!
В тяжелые времена - лучше быть поближе к земле!
  • Акинаком Скрамасаксом рубану да по античной роже

Еще одним фактором, стремительно поменявшим условия жизни на территории Европы стали, конечно же, пресловутые варвары. И тут стоит сразу же оговориться. Традиционно принято представлять позднюю РИ этакой осажденной твердыней цивилизации, на которую беспрестанно накатываются волны бородатых дикарей, в итоге разламывая ее на кусочки. Все, конечно же, было куда интереснее.

Как это обычно происходит - постоянно воюя друг с другом, империя и варвары неизбежно взаимопроникались и перемешивались. Уже с III в. в регулярной армии рима появляются подразделения, набранные из кельтских и германских племен (позднее они, например, сослужат верную службу императору Юлиану), на обширных территориях Галлии возникнет целый феномен галлоримской культуры. Варвары же, приходя в Рим - в немалой степени проникались имперским обаянием и при первой же возможности стремились его косплеить. Достаточно напомнить, что тот же злосчастный Одоакр свергнув малолетнего Ромула Августула первым же делом отправил его инсигнии в Константинополь императору Зенону, не забыв в обмен истребовать себе титул патриция.

Таким образом, варвары не столько разрушили РИ, сколько заместили ее. И вот тут начались проблемы. Неплохо справляясь с войной, они оказались значительно менее продуктивными в деле мирного правления. И дело не в какой-то природной отсталости, просто сама концепция устройства их общества категорически не подходила для управления новыми территориями.

В отличие от империи, базировавшейся на абстрактных институтах - варварские королевства строились исключительно на роли личности в истории. Причем эта концепция пронизывала их общество сверху донизу. Даже вожди их новых "государств", традиционно называемые у нас королями, по сути своей своей оставались лишь dux-ами, военными вождями, подтверждавшими свою власть исключительно личной харизмой и яростью в бою. При этом любой свободный человек (теоретически, конечно же) мог бросить вызов власти нынешнего короля.

Разумеется, подобная вольница не сильно способствовала поддержанию (о развитии мы не говорим) сложных хозяйственных структур, наподобие тех же дорожных сетей или акведуков. И что характерно, они тут же стали приходить в окончательную негодность, несмотря на робкие попытки поддерживать их печальное существование.

В сочетании с довольно примитивными методами ведения сельского хозяйства это приводило к тому что... Ну вы уже догадались - на обширных территориях бывшей империи стало нечего жрать!

А в Константинополе сейчас ужин! Гречку дают...
А в Константинополе сейчас ужин! Гречку дают...
  • Люди гибнут за жратву.

Таким образом на территории Европы сошлись сразу несколько факторов - паршивый климат, отсутствие организованного управления (не путать с эффективным менеджментом!) и сильно аграрное население зачастую сосредоточенное в самообеспечивающихся крупных поместьях. В таких условиях экономика довольно шустро скатилась до самого элементарного уровня - производства еды. И вот деньги в таких условиях оказывались как бы и не причем.

В самом деле, для чего они человеку? Например, купить что-нибудь нужное. Вот только проблема в том, что за исключением скромного набора товаров, изготавливаемых собственными силами (и предназначенных прежде всего для того, чтобы можно было сделать... Ну вы поняли.) купить нечего и негде. Города, как естественные центры производства впали в полное ничтожество и отправились путешествовать. Даже между теми, что еще остались - перемещаться тяжело и довольно опасно.

Опять же, продавать тоже особо нечего. Ультрарискованное земледелие оставляло среднестатистическому земледельцу не самые лучшие шансы просто покушать в следующем году, так что говорить о накоплении остатков на продажу не приходится. Тем более есть у сельхозпродукции одна дрянная черта - она крайне фигово хранится. Особенно в условиях весьма примитивных технологий. Поэтому накопить капитал на репке с ячменем вряд ли получится.

И при этих проблемах еще и само отношение к богатству у людей тогда было... Специфическим. Напомним, в основном тогдашний социум состоял из людей либо которые делали пожрать, либо это пожрать охраняли силой оружия (ну или отбирали чужое если повезет). Причем чаще всего это были одни и те же люди - до феодальных дружин надо было еще дожить, бал правило народное ополчение. А сверху всем этим правили дядьки, которым ежечасно необходимо было доказывать свое право не быть разрубленным секирой до задницы. Все это порождало довольно специфическое отношение к самой идее богатства - в первую очередь оно нужно было не для того, чтобы... его раздавать. Щедрый дукс - пожилой дукс! Таким образом значительные массы ценностей не пускались в рыночный оборот, а раздавались по любому поводу. Отголоски подобного отношения вы можете заметить уже в XIII в. коли почитаете увлекательнейшую "Песнь о Нибелунгах" где всем этим торжественным подаркам уделено немало строф.

Нельзя, конечно же считать, что тогдашние европейцы напрочь забыли о самом факте существования денег. Помнили, но во многом для галочки. Так, унаследованная (опять!) от римлян система расчетов, опирающийся на серебрянный денарий (а как вы думаете, что такое эти ваши мушкетерские денье?) зачастую применялась лишь как способ вычисления объемов судебных штрафов, оплачивавшихся в итоге уже "натурой".

К слову о штрафах. Абсолютно ненужная, но интересная информация - разделов, посвященных краже свиней в "Салической правде" (это один из самых известных сборников варварского права) больше, чем разделов, посвященных краже всех других видов скота.

Pig Lives Matter!
Pig Lives Matter!

Таким образом, в истории Темных веков мы видим весьма интересный прецедент - на протяжении нескольких сотен лет европейцы умудрялись существовать в практически безденежном обществе! Правда, не из-за высоких соображений, а совсем даже наоборот. Просто очень хотелось жрать!

А вот к IX в. все очень изменилось... Но это уже совсем другая история, которую мы скоро вам расскажем. Ну а пока что прощаемся и от всей души желаем вам тепла и мирного неба над головой. И еще вкусно пожрать!

P.S. Таки да, теперь это будет здесь всегда. Искреннее спасибо всем за донат. Ныне это очень важный стимул писать!

Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но всегда очень приятно

Заходите в наш Телеграмм!

Крыс и Мыська ждут вас на своем канале "Кино, вино и Мимино".

Не примените заглянуть к Ефросинии Капустиной - там интересно про другие страны и других людей

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой (да, эта покорябанная ссылка уже стала фичей!)