Автор: Крыс Питерский (и Мыська)
Шалом шаббат, одухотворенные! Рады новой встрече в новой (почти рубрике) "Всяко чтиво от Крыса и Мыськи".
Мы тут уже публиковали всякое скабрезное и просто ехидное про амурные дела средневековья, а также хохотались над премилой историей Окассена и Николетты. Почему бы не разнообразить? Благо и запрос есть - тут в комментариях спрашивали после нашей статьи про Юлиана Отступника, а будет ли что-нибудь "за Юстиниана". Спрашивали - отвечаем!
Император Юстиниан I вошел в историю как правитель, который сделал Византию великой снова. При нем римская империя вновь сделала Средиземное море внутренним озером, построил собор св. Софии, щемил еретиков и создал "то самое" римское право, служившее основой для европейского законодательства вплоть до Наполеона. Ну еще, правда, запомнившийся грандиозной резней во время подавления восстания "Ника" (начавшегося, не поверите, из-за разборок зеленых и голубых) и эпидемией чумы, названной в его честь. Впрочем, уж в последнем он точно виноват не был, так сложилось исторически...
Как полагается такому важному курица деятелю подобного масштаба - дела его были тщательно описаны современниками в соответствующем стиле. И наиболее известными трудами, пожалуй, являются монументальный трактат "О войнах" и панегирик "О постройках" пера Прокопия Кесарийского. Сей славный муж, будучи секретарем генерала Велизария (это такой византийский Жуков и Сун Цзы в одном флаконе) являлся непосредственным свидетелем событий того времени и потратил немало сил на восхваление императора и превознесение его заслуг. Вот только еще...
Как положено человеку творческому, Прокопий держал вооот такую фигу в кармане. И всячески показал ее в еще одном своем эпохальном произведении "Тайная история", написанном около 550 г. и обнаруженном только в XVII в. Вот тут-то и начинается самое интересное, ибо в ней автор проехался по императору таким катком черного пиара, что нынешние интернетовские почеркушники должны разрыдаться и массово отправиться в монастырь на покаяние.
Предпосылки, особенности и смыслы сего сочинения - предмет отдельного разговора, который, буде у нас с Мыськой найдется время и силы, непременно состоится. Сейчас же просто предлагаем вам насладиться отдельными местами и почувствовать, таксказять, всю мощь бичующего слова.
- Краткое резюме личности Юстиниана
Юстин (речь идет об императоре Юстине I, дяде и предшественнике Юстиниана) не сумел сделать подданным ни худого, ни хорошего, ибо был он совсем прост, не умел складно говорить и вообще был очень мужиковат. Племянник же его Юстиниан, будучи еще молодым, стал заправлять всеми государственными делами и явился для римлян источником несчастий, таких и стольких, о подобных которым от века никто никогда и не слыхивал. Он с легкостью отваживался на беззаконное убийство людей и разграбление чужого имущества, и ему ничего не стоило погубить многие мириады людей, хотя они не дали ему для этого ни малейшего повода. Он не считал нужным сохранять прежние установления, но ему то и дело хотелось все изменить, т. е. он был величайшим разрушителем того, что хорошо устроено.
- Пара слов о личных качествах (там еще много...)
Такова была наружность Юстиниана. Что касается его нрава, то рассказать о нем с такой же точностью я не смог бы. Был он одновременно и коварным, и падким на обман, из тех, кого называют злыми глупцами. Сам он никогда не бывал правдив с теми, с кем имел дело, но все его слова и поступки постоянно были исполнены лжи, и в то же время он легко поддавался тем, кто хотел его обмануть. Было в нем какое-то необычное смешение неразумности и испорченности нрава. Возможно, это как раз и есть то явление, которое в древности имел в виду кто-то из философов-перипатетиков, изрекая, что в человеческой природе, как при смешении красок, соединяются противоположные черты. Однако я пишу о том, чего не в силах постигнуть. Итак, был этот василевс исполнен хитрости, коварства, отличался неискренностью, обладал способностью скрывать свой гнев, был двуличен, опасен, являлся превосходным актером, когда надо было скрывать свои мысли, и умел проливать слезы не от радости или горя, но искусственно вызывая их в нужное время по мере необходимости. Он постоянно лгал, и не при случае, по скрепив соглашение грамотой и самыми страшными клятвами, в том числе и по отношению к своим подданным. И тут же он отступал от обещаний и зароков, подобно самым низким рабам, которых страх перед грозящими пытками побуждает к признанию вопреки данным клятвам. Неверный друг, неумолимый враг, страстно жаждущий убийств и грабежа, склонный к распрям, большой любитель нововведений и переворотов, легко податливый на зло, никакими советами не склоняемый к добру, скорый на замысел и исполнение дурного, о хорошем же даже слушать почитающий за неприятное занятие. Как же можно передать словами нрав Юстиниана? Этими и многими другими еще большими недостатками он обладал в степени, не соответствующей человеческому естеству. Но представляется, что природа, собрав у остальных людей все дурное в них, поместила собранное в душе этого человека.
- Досталось от души и жене императора - Феодоре
Феодора, будучи пока незрелой, не могла еще сходиться с мужчинами и иметь с ними сношение как женщина, но она предавалась любострастию на мужской лад с негодяями, одержимыми дьявольскими страстями, хотя бы и с рабами, которые, сопровождая своих господ в театр, улучив минутку, между делом предавались этому гнусному занятию. В таком блуде она жила довольно долго, отдавая тело противоестественному пороку.
Она была в состоянии, громко хохоча, отпускать остроумные шутки и тогда, когда ее колотили по голове. Сбрасывая с себя одежды, она показывала первому встречному и передние, и задние места, которые даже для мужа должны оставаться сокрытыми.
Отдаваясь своим любовникам, она подзадоривала их развратными шутками и, забавляя их все новыми и новыми способами половых сношений, умела навсегда притязать к себе распутные души. Она не считала нужным ожидать, чтобы мужчина, с которым она общалась, попытался соблазнить ее, но, напротив, своими вызывающими щутками и игривым движением бедер обольщала всех без разбора, особенно безусых мальчиков.
Ну и наше любимое. Сценаристы кинокомании Brazzers заинтересованы...
Пользуясь в своем ремесле тремя отверстиями, она упрекала природу, досадуя, что на грудях не было более широкого отверстия, позволившего бы ей придумать и иной способ сношений.
Впрочем, вернемся к нашим баранам императорам
Он никогда не мог насытиться грабежом богатств и умерщвлением людей. Но, разграбив дома многих состоятельных людей, он искал новые [жертвы], тотчас же отдавая ранее награбленное каким-нибудь варварам или тратя на бессмысленное строительство. Сгубив безо всякого основания мириады людей, он тотчас начинал замышлять погибель еще большего числа.
Довольно неожиданно Прокопий обвиняет Юстиниана в отсутствии толерантности и веротерпимости...
По всей Римской державе есть множество отверженных учений христиан, называемых обычно ересями: монтанистов, савватиан и других, в которых обыкновенно заблуждаются мысли человеческие. Всем им он повелел отказаться от своего прежнего учения, а ослушникам грозил многими карами, в частности же, тем, что впредь им не будет позволено передавать имущество детям или родственникам
И вы будете смеяться, но таки и в ущемлении э... нетрадиционно ориентированных римлян
Далее, он запретил законом мужеложество, подвергая дознанию случаи, имевшие место не после издания закона, но касающиеся тех лиц, которые были замечены в этом пороке задолго до него. Обвинение их осуществлялось неподобающим образом, поскольку приговор выносился даже без обвинителя, и слово одного человека или мальчика, а случалось, и раба, принужденного против его воли давать показания против своего господина, оказывалось достаточной уликой. Изобличенных таким образом лишали их срамных членов и так водили по городу. Поначалу, однако, это несчастье обрушивалось не на всех, а лишь на тех, кто являлся прасином (одна из, условно говоря, политических партий в Константинополе), либо обладал большими деньгами, либо как-то иначе досадил тиранам.
Предыдущие два пункта интересны не столько фактами (в целом, так и было), а то как Прокопий подчеркивает рвение Юстиниана в расправах с еретиками и э... нетрадиционными римлянами. Учитывая, что мы имеем дело с пасквилем - автор явно рассчитывал что у читателя к данным категориям населения будет более сочувствующий подход. Интересный поворот в восприятии менталитета византийца VI в.!
Впрочем, причины подобной злобности Юстиниана нам вскоре объясняют. И это довольно интересное объяснение...
Передают, что и мать его [Юстиниана] говаривала кому-то из близких, что он родился не от мужа ее Савватия и не от какого-либо человека. (19) Перед тем как она забеременела им, ее навестил демон, невидимый, однако оставивший у нее впечатление, что он был с ней и имел сношение с ней, как мужчина с женщиной, а затем исчез, как во сне.
Некоторым из тех, кто состоит при нем и бывает при нем ночью, именно во дворце, из тех; что чисты душой, казалось, что вместо него они видели какое-то необычное дьявольское привидение. Один из них рассказывал, как он [Юстиниан] внезапно поднялся с царского трона и начал блуждать взад и вперед (долго сидеть на одном месте он вообще не привык), и вдруг голова у Юстиниана внезапно исчезла, а остальное тело, казалось, продолжало совершать эти долгие передвижения, сам он [видевший это] полагал, что у него помутилось зрение, и он долго стоял, потрясенный и подавленный. Затем, когда голова возвратилась к туловищу, он подумал в смущении, что имевшийся у него до этого пробел [в зрении] восполнился. Другой рассказывал, что, в то время как он находился возле него [василевса], восседающего на своем обычном месте, он видел, как неожиданно лицо того стало подобным бесформенному куску мяса, ибо ни бровей, ни глаз не оказалось на их привычных местах, и вообще оно утратило какие-либо отличительные признаки. Однако через некоторое время он увидел, что лицо его приняло прежний вид. Хотя сам я не видел всего этого, я пишу об этом, потому что слышал от тех, кто настойчиво утверждает, что видел это.
Разумеется, такое инфернальное происхождение не могло не проявляться...
Он, можно сказать, почти не испытывал потребности во сне и никогда не ел и не пил досыта, но ему было достаточно едва прикоснуться к еде кончиками пальцев, чтобы прекратить трапезу. Словно это казалось ему делом второстепенным, навязанным ему природой, ибо он зачастую по двое суток оставался без пищи, особенно когда наступало время кануна празднования так называемой Пасхи. Тогда часто, как я сказал, он оставался без пищи по два дня, довольствуясь небольшим количеством воды и дикорастущих растений, и, поспав, дай Бог, час, все остальное время проводил в постоянном расхаживании. И если бы он пожелал это самое время потратить на добрые поступки, дела достигли бы великого благополучия. Он же, используя данную от природы силу во вред римлянам, оказался способен до основания разрушить все их государство.
- Разумеется, все это расшатывало скрепы...
В те времена нравственность почти всех женщин оказалась испорченной. Ибо они с полной свободой грешили по отношению к своим мужьям, поскольку это не грозило им какой-либо опасностью и не причиняло вреда, так как даже те из них, которые были уличены в прелюбодеянии, оставались безнаказанными, ибо они немедленно обращались к василисе, добиваясь полного поворота дел, подавали встречный иск и привлекали своих мужей к суду несмотря на то, что никакой вины со стороны тех не было
- И раскачивало лодку
Если же принять во внимание то, что произошло в пору восстаний в Визaнтии и каждом отдельном городе, то, я думаю, окажется, что там было умерщвлено людей не меньше, чем на самой войне. Поскольку справедливости и беспристрастного отношения к злодеяниям вовсе не существовало, но одна из факций находила поддержку у василевса, то и другая не пребывала в спокойствии, но одни - потому, что терпели обиду, другие - потому, что ощущали полную уверенность; постоянно впадали в отчаяние и неистовое безрассудство и то шли друг на друга, объединившись толпами, то сражались между собой небольшими группами, то, при случае, устраивали засады поодиночке. В течение тридцати двух лет, не упуская ни одного случая, они творили по отношению друг к другу ужасные дела и не раз гибли в то же самое время от руки власти, поставленной над народом. Однако наказания за прегрешения по большей части обрушивались на прасинов.
- Да и вообще, от такого императора - то в огороде недород, то скот падет...
В то время как он распоряжался делами римлян, приключилось множество различного рода несчастий, и одни уверяли, что это произошло по причине присутствия и злокозненности обитавшего в нем мерзкого демона, другие же утверждали, что Бог, возненавидя его дела, отвратил себя от Римской державы, уступив место гнусным демонам, чтобы все происходило подобным образом. Так, река Скирт, затопив Эдессу, стала источником бесчисленных несчастий для тамошних жителей, как мной будет рассказано в дальнейшем повествовании. Нил, поднявшись, как обычно, не отступил в положенное время, причинив тамошним жителям громадный ущерб, как рассказано мной ранее. Кидн, устремившись на Тарc, на протяжении многих дней заливал его почти весь и отступил не прежде, чем причинил ему неисцелимые беды. Землетрясения разрушили первый город Востока - Антиохию, соседствующую с нею Селевкию и славнейший город Киликии - Аназарв. А кто бы мог сосчитать число погибших вместе с этими городами людей? Сюда можно было бы прибавить Ивор и Амасию, являющуюся первой в Понте, Поливот во Фригии и город, который писидийпы называют Филомедой, Лахнид в Эпире и Коринф, которые издревле являлись многолюднейшими городами. Всем этим городам выпала в то время участь быть разрушенными землетрясениями, а их жителям, почти всем,- погибнуть вместе с ними. Затем напал мор, как я упомянул ранее, и унес добрую половину оставшихся в живых. Вот сколько погибло людей, когда Юстиниан сначала управлял государством римлян, а затем стал властвовать как автократор.
Разумеется, досталось ЖКХ и социалке. Зато на местные Куршавели - денег не жалели!
Что до остального, им содеянного, представляющегося мне несметным, я бы не отважился перечислить всего этого даже в бесконечной речи. Но я скажу; что он все время жесточайше грабил при продаже хлеба, не покупать который не могли ни ремесленники, ни бедняки, ни пораженные всяческими недугами люди. Для того чтобы всякий год получать отсюда по три кентинария, он допускал, чтобы хлеб был дороже и полон золы. Ибо этот василевс без колебаний отваживался даже на столь нечестивое деяние позорного корыстолюбия. Те же, на кого была возложена эта обязанность, прикрываясь данным предлогом, заботились о собственной выгоде и легко достигали великого богатства. Невероятно, но постоянно, даже в урожайные годы они создавали для бедняков сотворенный человеческими руками голод, поскольку было строжайше воспрещено завозить зерно откуда бы то ни было, но все обязаны были покупать и есть этот хлеб.
Видя, что водопровод города пришел в негодность и доставляет в город лишь малую часть воды, они пренебрегали этим и не желали хоть что-нибудь выделить на него несмотря на то, что огромные толпы постоянно давились у источников, ,и все бани были закрыты. Между тем на морское строительство и другие нелепицы они без единого слова швыряли огромные деньги, повсюду в пригородах что-то воздвигалось, как будто им было недостаточно дворцов, в которых всегда охотно жили ранее царствовавшие василевсы. Не из соображений бережливости, но ради погибели человеческой они решили пренебречь строительством водопровода, так как никто и никогда более Юстиниана не был готов подлыми путями присвоить себе деньги и тотчас же еще более скверным образом их растратить.Из двух вещей, оставшихся тем, кто пребывает в крайней нужде и нищете: хлеба - для еды и воды 268 для питья,- и то и другое этот василевс, как мной рассказано, употребил на то, чтобы причинить им [беднякам] вред, создав недостаток одного - воды, а другое - хлеб - сделав слишком дорогим.
- Ну и куда же без антисемитизма...
И подобное этот василевс постоянно и ежедневно проделывал не только с законами римлян, но он стремился упразднить и те законы, которые чтут евреи. Если когда-то случалось, что время, совершая свой круг, приносило их пасхальный праздник раньше христианского, он не позволял иудеям проводить его в надлежащее время, исполнять тогда священный долг перед Богом и совершать принятые у них обряды. И многих из них, назначенные на должности лица наказывали большим денежным штрафом, обвинив в попрании законов государства, как вкусивших в это время мяса агнца.
- Вишенкой на торте - несчастные спецслужбы и почта
РоссииВизантии...
А думал ли он о благополучии государства, станет ясно из того, что он сделал с государственной почтой и с разведчиками.
Этот же автократор, упразднив сначала почту на пути от Халкидона до Дакивизы, заставил всех совершенно против их желания плыть морем от Визaнтия прямо до Еленополя. И так как плыть им приходилось на маленьких судах, на каких здесь обыкновенно совершают переправу, если случалась буря, они подвергались большой опасности. Ибо поскольку необходимость заставляла их спешить, у них не было возможности выжидать подходящего времени и ждать, когда море успокоится. Далее, в то время как на пути, ведущем в Персию, он позволил оставить конные подставы в прежнем виде, на всем остальном Востоке вплоть до Египта он разрешил держать на дорогах длиной в целый день пути по одной подставе, причем не коней, а ослов, и в небольшом количестве. Поэтому известия о том, что случилось в каждой области, доходили с трудом и слишком поздно, когда события давно уже произошли, и, естественно, ничем нельзя было уже помочь. Землевладельцы же, поскольку их урожай гнил и лежал без пользы, постоянно терпели убытки.
А с разведчиками дело обстояло так. Издревле за счет казны содержались многие люди, которые отправлялись в пределы врагов, проникали в царство персов под видом торговцев или под каким-либо иным предлогом, и, тщательно все разведав, по возвращении в землю римлян могли известить начальствующих лиц о вражеских секретах.
Издревле казна обыкновенно содержала и большое количество верблюдов, которые следовали за движущимся на врага римским войском, таща на себе все необходимое. И не приходилось в те времена ни крестьянам под принуждением обеспечивать перевозки, ни солдатам ощущать недостаток в провианте. Но Юстиниан почти все это уничтожил. Поэтому теперь, когда войско римлян идет на врага, оказывается невозможным получить самое насущное.
От такая эпидерсия. Стоит заметить что, разумеется, далеко не все претензии Прокопия были беспочвенными. Нам интересен прежде всего стиль и слог автора и непередаваемая интонация "до чего довел страну этот фигляр ПЖ". В общем и целом - по прочтению "Тайной истории" не оставляет чувство зверского дежавю. Поменяв названия и даты - мы можем получить весьма показательный пример нынешней политической риторики, причем, без разницы из какого лагеря она происходит.
Так что почитайте. Проникнитесь духом эпохи и подумайте о том, что не так уж мы далеки в отдельных моментах от жителя Византии VI в. Да, пока не забыли - желающим позанудствовать относительно термина "Византия" (мы уверены, зануды найдутся) можем только посоветовать быть проще и сесть на пол. Все же это вполне устоявшийся термин историографии и мы таки будем его использовать!
Что же. Надеемся, порадовали вас и развлекли. А пока - отправляемся добивать монументальное сочинение на тему средневековых финансов. Всем тепла и мирного неба над головой!
P.S. Таки да, теперь это будет здесь всегда. Искреннее спасибо всем за донат. Ныне это очень важный стимул писать!
Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но всегда очень приятно
Заходите в наш Телеграмм!
Крыс и Мыська ждут вас на своем канале "Кино, вино и Мимино".
Не примените заглянуть к Ефросинии Капустиной - там интересно про другие страны и других людей
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой (да, эта покорябанная ссылка уже стала фичей!)