Найти тему

Вселенная и космос: где происходит что?

Глава из книги Тимофея Решетова "ВРЕМЯ. Пространство. Космос. Введение в гелиоцентрику", стр. 457.

Предпринятый нами выше общий обзор возможного устройства космической иерархии, без сомнения, далёк от претензии на «научность». Почти ничего из изложенного выше, методами науки доказать невозможно. Вообще всё это вопросы спорные и попахивают «эзотерикой», хотя с позиции здравого смысла многим они покажутся совершенно естественными, интуитивно понятными, непротиворечивыми. Но вернёмся к рассмотрению самого понятия «космос» и попытаемся взглянуть на этот вопрос с несколько иного ракурса.

Космос (греч. Κόσμος – устройство, упорядоченность, украшение) – философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчинённой в своей динамике имманентной закономерности; базовое понятие метафизики.
Источник: Энциклопедия практической психологии

Действительно, слово «космос» пришло к нам из греческого языка. Этим понятием древние греки (включая Сократа, Платона, Аристотеля и др.) обозначали прежде всего устройство тварного мира, порядок, в котором пребывают все элементы, образующие «небо и землю» (собственно говоря, имелись в виду эфир, огонь, воздух, вода и земля).

В эпоху безальтернативного господства геоцентрической картины мира, т. е. до Коперника, космос представляли как слоистую сферу, в центре которой находится Земля.

С переходом к гелиоцентрической системе идея сферы осталась, однако, изменилось её содержание. Очень скоро центр сместился от собственно Солнца в сторону центра галактики. Когда же оказалось, что за пределами нашей галактики существуют иные подобные ей образования, центр космической сферы «подвис» в неопределённости.

Сегодня, имея в виду некоторую бесконечность, в которой «обитают» галактики, мы, как правило, используем термин «вселенная», «универсум». В определённом роде понятия «вселенная» и «космос» можно считать синонимами, однако, на наш взгляд, это не вполне корректно.

Вселенная – не имеющее строгого определения понятие в астрономии и философии. Оно делится на две принципиально отличающиеся сущности: умозрительную (философскую) и материальную, доступную наблюдениям в настоящее время или в обозримом будущем... ...Вселенной в максимально больших масштабах, и даже Вселенной как единым целым занимаются астрономия и космология; при этом под Вселенной понимается или область мира, охваченная наблюдениями и космическими экспериментами, или объект космологических экстраполяций – физическая Вселенная как целое.
Источник: Википедия

Вселенная тут предстаёт перед нами в основном как вместилище небесных объектов и структур, о которых речь шла выше: звёзды, планеты, галактики и т. д. Причём именно в физическом смысле. Современная идея астрономической вселенной, по сути, близка к идее «абсолютного пространства» Ньютона. В рамках текущей геоцентрической картины мира данный термин понимается именно как «место», где находятся или могут находиться космические объекты, обладающие физическими свойствами. Впрочем, не только космические. Поскольку вселенная включает в себя весь физический мир, то и наше планетарное пространство также необходимо считать частью вселенной. И всё, что происходит вокруг нас – происходит как бы и во вселенной.

На наш взгляд, данное понятие требует некоторого уточнения. Прежде всего, не вполне уместно ограничивать вселенную рамками физической материи. Ибо как много раз мы уже имели возможность убедиться, рамки эти очень узки. Если мы их раздвинем, то физическая составляющая никуда не денется, зато всем тем уровням иерархии, о которых выше мы говорили, будет определено подобающее им место. Надо отметить, что современная наука как раз вполне допускает такой подход: так, понятия «тёмной энергии» и «тёмной материи», которые, как мы говорили, составляют чуть ли не 96% вселенной, фактически выходят за рамки чисто физического понимания мира.

Что же касается локальных уровней мироздания, без сомнения, нужно и их признать пусть малой, но необходимой, неотъемлемой частью вселенной. Однако необходимо нейтрализовать один спорный вопрос, который часто возникает в этой связи: совершенно неуместно навязывать всей вселенной свойства локального (планетарного) пространства. Ведь вполне очевидно, что она шире, больше, грандиозней, чем любое наше узкое представление, построенное на повседневном опыте взаимодействия с непосредственно окружающей нас планетарной реальностью. Этот опыт нужно изолировать, отгородить от вселенной понятием об иерархии. Как говорится, «всяк сверчок знай свой шесток».

Когда речь идёт о космосе, мы, как правило, имеем в виду не только «просторы» и «бесконечности», хотя и это без сомнения, тоже. Прежде всего, под космосом мы понимаем порядок, структурность. Космос – это уже не столько галактики, звёзды и прочие объекты, и даже не какая-то межзвёздная или межгалактическая среда, в которой всё это происходит, но скорее это принцип, в соответствии с которым всё указанное организовано. Причём, такой закон, хотя бы он и не сформулирован нами дословно, определённо существует, это для нас совершенно очевидно и подразуме­вается априорно.

Космос – это живой организм, органами которого являются рассмотренные выше элементы, в то время как Вселенная – это именно среда, составляющая «тело» данного организма. В некотором роде космос шире вселенной: это закон, который управляет порядком вещей. Вселенная же – это континуум, где данный порядок реализуется, область действия данного закона.

Упрощённо говоря, космос следует понимать как ответ на вопрос «что?» (происходит в иерархии бытия), а вселенную – как ответ на вопрос «где?» (это имеет место). Космос это комплексная категория, которая определяет соотношения и взаимосвязи между «субъектами», формирует иерархию и структуру ценностей; вселенная вмещает в себя объекты, является в прямом смысле «мирозданием», фактически именно понятия «вселенная» и «мироздание» можно считать синонимами.

Вернёмся теперь к философскому контексту обоих этих терминов, на котором делает акцент в том числе и Википедия. На наш взгляд, состоит он в следующем.

Когда мы говорим о космосе или о вселенной, мы, прежде всего, апеллируем к нашей картине мира, к её субъективной природе. Под данными терминами имеется в виду не столько само мироздание и его устройство, сколько – и прежде всего – наше о том представление. И космос, и вселенная суть элементы нашего синтаксиса скорее, нежели безусловная реальность хотя бы потому, что мы никогда не были дальше земной орбиты. Мы используем данные термины для того, чтобы размышлять о чём-то неизвестном нам, во всяком случае пока что.

Нельзя забывать, что реальность сама по себе и наше о ней представление, наша картина мира, суть разные вещи. И они вполне могут друг другу не соответствовать. Точнее, не соответствовать может только наша картина мира – реальности как таковой, но не наоборот. Ибо реальность мы всё-таки полагаем существующей объективно, чего нельзя сказать о картине мира, которая по сути своей полностью субъективна.

Изложенные выше примеры космической иерархии, со звёздами, галактиками и т. д., являются элементами картины мира. У нас нет критериев для того, чтобы оценить их «объективность». Мы лишь полагаем их существующими помимо нашего желания и контроля, соответственно, всё, что нам остаётся – это просто подобрать такую терминологию, такую структуру смыслов, которая могла бы непротиворечиво зафиксировать наши общие представления о реальности в рамках нашей картины мира. Это значит, что во многом от нас самих зависит, какой конкретно смысл мы вкладываем в те или иные понятия, главное, чтобы в итоге он согласовывался а) с нашим опытом и б) с прочими уже утвердившимися понятиями картины мира.

Этот подход имеет отношение вообще ко всему материалу, изложенному в настоящем философском исследовании. Применяемый нами метод состоит в том, чтобы конкретизировать смысл некоторых базовых понятий, которые уже составляют основу нашей картины мира, при том что исходное значение этих понятий не определено достаточно внятно и последовательно. Таким образом мы и предполагаем осуществить «перенастройку» картины мира. Посредством структуризации терминологической базы мы приходим к возможности более точно и конкретно излагать определённые вещи, о которых до сих пор рассуждать было сложнее исключительно ввиду того, что не было ясности, какой конкретно смысл следует вкладывать в те или иные слова.

Можно ожидать, что не все читатели готовы разделить наши философские соображения относительно трактуемых нами смыслов. Однако, на наш взгляд, используемый в данной работе подход вполне последовательно организует целый ряд разрозненных терминов, приводя их к некоторому общему знаменателю. Эта новая структура смыслов и определяется нами как «гелиоцентрическая философия» или просто – «гелиоцентрика».

Понятно, что спектр рассматриваемых нами вопросов далеко выходит за рамки солнечной системы. Но нам важен принципиальный момент: мы говорим о необходимости совершить качественный переход в контексте нашей общей картины мира, который заключается в том, чтобы отказаться от геоцентризма. Первые шаги в этом направлении уже сделаны Коперником, Галилеем, Кеплером и др., о чём много раз уже говорилось. Дело остаётся за малым: перевести наше теоретическое понимание гелиоцентрического устройства мира в практическую плоскость, начать жить по-новому. Именно в этом и заключается, на наш взгляд, необходимость исследования смыслов давно знакомых нам понятий. Понятно, что реальность от этого не изменится, зато вполне может измениться наше восприятие реальности, а, следовательно, и наше отношение ко всему, что нас окружает, в частности, к космосу и ко вселенной, а также к рассмотренным выше понятиям «время», «жизнь», «вечность», «эфир» и проч.

Следующая глава: Космос, а также хаос

Тимофей Решетов

https://t.me/geliocentric

Наука
7 млн интересуются