5,9K подписчиков

«31 июня» - фильм для закостенелых романтиков. Не спасают его ни актеры, ни песни

19K прочитали
Кадр из фильма «31 июня» (фото из свободных источников)
Кадр из фильма «31 июня» (фото из свободных источников)

«Начнем с того, что сегодня 31 июня и впереди у меня длинный лунный день. Так что торопиться мне ни к чему», – говорит в фильме наш «современник» художник Сэм Пенти. Так ли уж?

Пару лет назад я назвала этот фильм «незаслуженно забытым». Сегодня же после того, как посмотрела его вместе с мужем и дочками, поняла почему современному зрителю он, мягко говоря, не очень интересен.

Давайте не будем наводить тень на лунный день!

Да, было ошибкой писать статью по памяти, руководствуясь лишь подростковыми впечатлениями. Ведь в последний раз я смотрела этот фильм лет 30 назад и с тех пор пересматривать не спешила. Видимо, подсознательно помнила, что второй просмотр уже не производил впечатление: действие было предсказуемым и казалось затянутым. Не спасали его ни актеры, ни песни.

Кадр из фильма «31 июня» (фото из свободных источников)
Кадр из фильма «31 июня» (фото из свободных источников)

Тем не менее я хорошо помню свой восторг после первого просмотра этой картины: она казалась чем-то нездешним, прогрессивным, необычным. Однако, думаю, восторг был связан с тем, что в конце 1990-х на ТВ не было большого выбора кино в стиле фэнтези. Впечатление поддерживали и модные музыкальные аранжировки в духе звуков вселенной, которые использовали в фильмах и мультфильмах про космос (стиль Space Age Pop).

Тогда не было той насмотренности и разнообразия фэнтези-фильмов, которое есть сейчас. Так что я не сильно расстроилась, когда сначала «31 июня» отказалась смотреть старшая дочь (11 лет), сказав, что неинтересно, а минут через 15 ушла и младшая (4,5 лет).

Что ж, детям было скучно, мужу – тем более. Досматривала я его в полном одиночестве и, скажу честно, мне тоже не понравилось. Владимир Зельдин (король Мелиот/мистер Диммок) и Михаил Кокшенов (слуга короля Мелиота) немного разбавляют этот скучняк, но невооруженным взглядом видно, что Николаю Еременко-мл неинтересно играть свою роль.

«Романтические герои мне никогда не нравились, – рассказывал он в интервью про роль Сэма, – играть нечего, все держится на внешности. Я хотел отказаться, но услышал мелодии к этому фильму и… Они были потрясающими».
«Я с ужасом подумал, что меня там заставят петь. Мне казалось, что это будет не слишком эстетично. Я был «непоколебим» до конца и остался единственным, кто не поет. Все, что они смогли заставить меня сделать, – это пройти с партнершей по "Звездному мосту" – вариация танца».

Принцесса Мелисента (Наталия Трубникова) тоже не впечатлила. Хотя внешность у нее, безусловно, эффектная. Однако настоящая средневековая принцесса не могла так выглядеть, и она уж точно вряд ли пришлась бы нам по вкусу (нашла изображение наиболее симпатичной дамы XII века и поместила ее рядом с нашей принцессой).

Кадр из фильма «31 июня» и изображение польской принцессы Абельхайд, которая была замужем за старшим сыном Леопольда III (XII век). Фото из свободных источников.
Кадр из фильма «31 июня» и изображение польской принцессы Абельхайд, которая была замужем за старшим сыном Леопольда III (XII век). Фото из свободных источников.

Единственное, что мне действительно понравилось, – это диалоги (в основном звучащие при дворе короля Мелиота):

  • «Не знаете, а копаете»;
  • «Жили без дорог и дальше проживем»;
  • «...быть совершенно здоровой и чувствовать себя здоровой – далеко не одно и то же»;
  • «Пока вы не сэр и не пэр, для Вас у меня сердца нет»
  • «Вы бы лучше поучились у своей бабушки плетению интриг. Ах, как она вязала. До сих пор никто развязать не может»;
  • «Видите ли, мне никогда не нравилось то, что нравится всем... Рыцарям»;
  • «Дядя, в двенадцатом веке с одной честью и совестью не проживешь!».
Кадр из фильма «31 июня» (фото из свободных источников)
Кадр из фильма «31 июня» (фото из свободных источников)

«Зады капитализма»

Саундтрек к фильму меня больше не впечатляет (когда-то у меня была пластинка, и я любила под нее танцевать): на мой взгляд, в нем много откровенно слабых песен – заслуживают внимания лишь «Звездный мост», «Ищу тебя» и «Мир без любимого». Возможно, всему виной – руководство «Мосфильма», которое велело внести в музыку много правок:

Мне говорили, что моя музыка – это зады капитализма, – сетовал композитор Александр Зацепин, – что всех исполнителей надо заменить, а саму картину лучше запретить».

В итоге практически после премьеры (31 декабря 1978 года) ее и запретили из-за Александра Годунова (музыкант Лемисон), который остался в США во время гастролей Большого театра.

Кадры из фильма «31 июня»: Людмила Власова, сыгравшая в фильме леди Нинет, и Александр Годунов – придворный музыкант Лемисон (фото из свободных источников)
Кадры из фильма «31 июня»: Людмила Власова, сыгравшая в фильме леди Нинет, и Александр Годунов – придворный музыкант Лемисон (фото из свободных источников)
«После того как он уехал в Америку, на «Мосфильме» было негласное распоряжение не утверждать на главные роли балетных артистов, – вспоминала Наталья Трубникова, – Мы как-то летели на гастроли в Америку, Годунов об этом узнал. И попросил привезти ему кассету с фильмом, но найти ее оказалось невозможно. Фотографии тоже все изъяли. Просила продать мне мой портрет, который Еременко рисовал в фильме. Не продали. Неизвестно, куда он делся. В итоге я смогла привезти в Штаты только магнитофонную запись, но так и не смогла передать. Мы увиделись во время банкета на Пятой авеню. Там было много людей искусства. Саша стоял такой красивый, в темно-синем бархатном пиджаке. Но между нами было, наверное, человек триста. Пробиться к нему мне не удалось».
Наталья Трубникова в молодости и сейчас (источники фото: kulturologia.ru и novochag.ru)
Наталья Трубникова в молодости и сейчас (источники фото: kulturologia.ru и novochag.ru)

Знаю, что есть люди, которые пересматривают этот фильм чуть ли не ежегодно: вкусы и ассоциации у всех разные. Однако не надо кидаться помидорами в тех, кому этот фильм не нравится. Он хорошо смотрелся в 1980-х, неплохо – в 1990-е годы, но сейчас он безнадежно устарел. И, хотя, его действие происходит в настоящее время или немного раньше, он не вызывает отклика у молодежи, потому что несовременен.

Не понравилась статья – не беда! На канале много других – возможно, они понравятся больше. Пожалуйста, уважайте мнение других людей, даже если оно кардинально отличается от вашего и не хамите в комментариях!

Текст запрещен к копированию. На канале ведется модерация комментариев.