Сегодня, в день 225-летия Александра Пушкина, я решила написать о Татьяне Лариной: каким человеком она была и что могла бы рассказать о себе на приеме у психолога.
«Итак, она звалась Татьяной»
Многие, смотря фильм читая роман «Евгений Онегин», представляют Татьяну целостной личностью. Будто бы она, как писал Белинский, «соткана из одного цельного куска». Но, увы, это не так! Вспомните, как ее описывает Пушкин (впервые Татьяна появляется во второй главе в 16-летнем возрасте):
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»*.
Откуда ей быть уже сложившейся личностью? Это романтически настроенная барышня-подросток с развитым воображением, знающая жизнь только по книгам:
«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы».
Татьяна выросла в деревне, общалась только с родными, с соседями да с окрестными крестьянами. До приезда Онегина единственными новыми лицами в этом обществе были Владимир Ленский и «уездный франтик Петушков». Однако к этим молодым людям Татьяна не чувствует интереса. Чем же она занималась?
К сожалению, ничем: никакого мало-мальски постоянного дела у нее нет. Практически все время девушка проводит в прогулках и чтении. Не удивительно, что она с удовольствием пьет книжный «яд желаний» и заполняет им пустоту своей жизни.
Татьяна не ищет общества, не спешит замуж (к чему стремились многие ее сверстницы**). По своей природе она интроверт, погружена во внутренний мир. Даже сейчас это означает, что человеку трудно найти единомышленников, а в начале XIX века – она была обречена на одиночество! (Что, собственно, и показано в конце романа.) Важной чертой ее характера является магическое мышление: она верит гаданиям, снам, преданиям «простонародной старины».
В целом, Татьяну на протяжении 2-6 глав можно охарактеризовать словами Белинского: «Создание страстное, глубоко чувствующее и в то же время не развитое, наглухо запертое в темной пустоте своего интеллектуального существования».
__________
Лирическое отступление: экранный образ Татьяны Лариной
Сейчас сложно представить жизнь без кино, поэтому кратко разберу образ Татьяны в экранизациях «Евгения Онегина». Если вам это не интересно, читайте продолжение текста под врезом.
К сожалению, я не буду рассматривать фильм-оперу, в котором Татьяну играет Ариадна Шенгелая. В целом мне этот образ более-менее нравится, но кто сейчас смотрит оперу?! Ограничусь фотографиями.
Ни одна из существующих экранизаций романа меня не устраивает: ни фильм с молодым Волан-де-Мортом Ральфом Файнсом, ни картина Сарика Андреасяна.
Так как в новом фильме явный мискастинг***, слишком яркий грим и костюмы из другой эпохи – весь фильм у меня было ощущение, что я смотрю костюмированную «Анну Каренину» (настолько взрослой оказалась Татьяна, об Онегине вообще молчу), – то отдаю предпочтение Лив Тайлер. Хотя она тоже кажется мне слишком современной. Однако ей удался образ «лесной лани».
Тем не менее наиболее удачным и близким к оригиналу считаю образ Татьяны на иллюстрациях Лидии Тимошенко.
__________
«Я к вам пишу — чего же боле?»
Уверена, когда Онегин приехал к Лариным, он произвел фурор! Думаю, не только Татьяна, но и Ольга с маменькой были поражены. Вполне возможно, он также приглянулся Ольге, но Пушкин уготовил ей другую судьбу, поэтому о ее мыслях и чувствах ничего не известно (тем более, что у нее уже был вполне распрекрасный жених). По этой причине жертвой чар Онегина закономерно становится Татьяна. Причем она выбирает довольно опасный способ рассказать о своих чувствах – письмо**** (если бы он его обнародовал, ее репутация была бы погублена навсегда).
Почему же Татьяна, замкнутая на своих чувствах и уязвимая возможной оценкой со стороны, решилась на подобный шаг? Она довольно четко говорит об этом в своем письме:
«Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи».
Ей было необходимо видеть объект любви, подпитываться его присутствием, но при этом она понимала, что Онегину у них скучно и ездить к ним он не будет. Таким образом она решает кардинально решить этот вопрос, написав Евгению письмо с признанием:
«Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас».
В конце которого отдает ему право решать ее дальнейшую судьбу, снимая с себя ответственность за последствия этого поступка. Кстати, подобный инфантилизм (взрослый отличается от ребенка тем, что готов принять на себя ответственность за поступки) свойственен не только подросткам, но и многим вполне взрослым людям.
Интересно и то, как Татьяна пытается склонить Онегина сделать ей предложение (мне кажется, что с помощью письма она хотела подтолкнуть Евгения именно к этому шагу):
«То в высшем суждено совете…
То воля неба: я твоя».
Ну а дальше начинается бред воспаленного воображения подключается магическое мышление (оно, кстати, сквозит и через ее сон, но на нем я останавливаться не буду):
«Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши
(…)
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?»
(Если бы так написал взрослый человек, а не юная неопытная в жизни девушка, это было бы прямым показанием записаться к психиатру.)
В ее письме есть еще одна любопытная деталь: Татьяна видит Онегина глазами романтической героини. Он у нее либо «ангел-хранитель», либо «коварный искуситель». Третьего не дано, и, кстати, в качестве друга она его тоже не рассматривает.
«Ужель та самая Татьяна?»
С удивлением восклицает Пушкин, а за ним и Онегин. Выйдя замуж, «та девочка» становится холодной светской дамой, хозяйкой модного дома. Эта перемена настолько поразила Евгения, что он тут же влюбился.
«Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!»
Наконец-то она встала с ним на одну ступень социальной лестницы, и он увидел в ней равную себе. Онегин был настолько сражен ее безразличием, что попал в ловушку, блестяще сформулированную Пушкиным: «чем меньше женщину [в данном случае мужчину] мы любим, тем легче нравимся мы ей».
Теперь уже он пишет письма и, не выдержав, едет к ней домой, где застает прежнюю «бедную Таню», которая, не моргнув глазом, отвергает его. Таков финал романа, но не всё так просто.
«К ее ногам упал Евгений»: любила ли Татьяна Онегина
Татьяна была несчастна в браке. Точнее, она была несчастна в большом городе. Ее тянет не на бал, а в деревню, в бедный дом ее матери, к книгам:
«Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас».
При этом она понимает, что с Онегиным ей не светит ничего: раньше у нее были «младенческие мечты», однако они развеялись со свадьбой. Что было бы, если б она ответила на его чувства? Да ничего: добившись ее, он бы остыл, любовь сменилась безразличием, а Татьяне осталось разбитое сердце и вина перед мужем:
«Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен».
Кстати, о муже: мы привыкли к его образу «толстого генерала» и часто представляем себе мужчину в летах, явно недостойного юной невесты. Тем не менее он не был старым: скорее всего, ему было 35-40 лет, а звание он получил в войнах с Наполеоном: тогда военные быстро продвигались по службе.
Любит ли его Татьяна? Вероятно да, но «странною любовью»: она могла испытывать к нему уважение, дружбу, возможно, даже дочерние чувства. Однако между ними стояла преграда: насильственное замужество. По этой причине муж Татьяны никогда не сможет стать «героем ее романа», то есть романтической любовью, которую она в свое время нашла в Онегине.
Разлюбила ли Татьяна Евгения после долгой разлуки? Думаю, что нет, хотя она поняла, что любит образ, а не живого человека. Этим, кстати, она похожа на Скарлетт О'Хара.
Что бы мог порекомендовать Татьяне психолог?
В ее случае необходимо переключить внимание с мистики и книжных героев на что-то более полезное и приземленное. Мы не знаем, есть ли у Татьяны дети (это не так важно: в те времена дворянки ими мало занимались), но, скорее всего, в материнстве она нашла бы счастье и призвание.
Если же детей не было, Татьяна могла бы с успехом заниматься благотворительностью. Тем более, что у нее уже бы такой опыт. И будет ей счастье! Чего не скажешь об Онегине, но его к психологу оправлю в следующий раз!
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора, переведя любую сумму по ссылке. На канале ведется модерация комментариев. Пожалуйста, уважайте мнение других людей (в том числе и автора), даже если оно не совпадает с вашим. Текст запрещен к копированию.
Сноска:
*Здесь и далее цитаты из романа по сайту ilibrary.ru.
**Таким было воспитание в то время: девочек готовили к удачному замужеству (или просто хоть к какому-нибудь замужеству) и семейной жизни.
***Мискастинг – неудачный подбор актеров.
****Письма с признаниями (и любовная переписка в целом) не были такой уж редкостью. У Татьяны были романы в эпистолярном стиле (романы в письмах). Кстати, в «Войне и мире» Наташа Ростова тоже ведет довольно опасную с точки зрения репутации переписку.