"Май Декабрь" (реж. Тодд Хейнс, 2023)
Бывают манипуляции, которые невозможно раскрыть до того самого момента, как становится поздно и остается лишь расплачиваться за свою доверчивость. А бывают манипуляции, которые никто даже прикрыть не старается. Они выпячиваются, лезут в глаза, не оставляют сомнений. Они как жирное пятно от блина с маслом. Наивно надеяться, что его не заметят, но еще наивнее пытаться затереть его салфеточкой.
Тот, кто обладает хоть каким-то жизненным опытом, такие манипуляции видит издалека. Тот, кого жизнь (еще) ничему не научила, принимает всё за чистую монету. А между тем, научиться распознавать манипуляции такого типа несложно – важно обратить внимание лишь на две детали. Разберем их на конкретном примере.
Как всегда, на канале "КиноПсихолог" вы не найдете разбора фильмов, сюжетов и персонажей. Здесь любой фильм и эпизод – лишь повод поговорить о чем-то, что является частью реальной жизни и может быть объяснено с точки зрения психологии. Вспоминая фильмы, мы говорим о ситуациях, характерах, психотипах, поступках, мотивах так, как если бы всё происходило не в кино.
Как выглядит манипуляция в фильме "Май Декабрь"
Главная героиня фильма, Грейси (Джулианна Мур) далеко не сразу открывается перед зрителем как хищница, абьюзер и агрессор. Какое-то время она играет в "жертву", вызывая сочувствие и даже симпатию. Можно подумать, что по отношению к своим детям она искренна и доброжелательна, однако маленький эпизод с примеркой платья всё расставляет по местам – в нем Грейси показывает своё истинное лицо.
Дочь Грейси, Мэри, готовится к выпускному. Мама идет вместе с ней в магазин выбирать платье.
– О, да оно же просто идеальное! – заявляет Грейси, когда Мэри выходит в первом платье, скромном и с длинными рукавами.
Пока никакого подвоха не чувствуется, ведь тут дело вкуса – ну, могло маме это платье понравиться. Но Мэри недовольна:
– Эээ... Я выгляжу, как невеста.
– Вы кажешься юной, как первый день весны!
– Мне кажется, остальные выберут более... летние платья.
– Кому важно мнение остальных? – замечает Грейси.
– Мне. Мне не нравится это платье!
Грейси не собирается спорить с дочерью и предлагает ей померить и другие платья. Вопрос "Кому важно мнение остальных?" пока что звучит как попытка поддержать девушку в ее собственном выборе. И, кажется, ничто не предвещает, что кто-то кем-то будет манипулировать. Хотя... апелляция к мнению остальных уже достаточно громкий звоночек, чтобы задуматься.
Несколько мгновений – и мы можем наблюдать манипуляцию чистой воды.
Платье, которое привело Мэри в восторг, не привело в восторг ее маменьку. Сейчас не будем гадать и рассуждать на тему, почему и что это вообще было – зависть, недоверие, желание доминировать и заставлять других плясать под свою дудку или что-то еще.
Грейси по каким-то причинам решила, что платье не подходит ее дочери и стало быть она его не наденет. Однако сделать всё нужно было так, чтобы Мэри сама отказалась от платья. Несколько фраз и дело в шляпе:
– О, Мэри! Я тобой восхищаюсь! Ты такая смелая и не боишься показывать свои плечи. Я всегда жалела, что не была такой в твоем возрасте. Меня угнетали все эти нереальные стандарты красоты! Но ты не такая, как я. Ты – современная женщина.
– Пожалуй, пойду примерю другие платья... Но мне очень нравится это! Но... оно похоже на то, что у Молли...
– Хорошо, выбирай любое.
Что характерно, в этом эпизоде мы видим не саму Грейси, говорящую с дочерью, а ее отражение в зеркале. Из-за трехстворчатого зеркала это даже отражение отражения. Складывается впечатление, будто Мэри общается с отражением своей матери, с ее зеркальным двойником. Уж не намек ли это на двуличие Грейси? Однако, оставим такие вопросы для кинокритиков и киноведов.
Не удивительно, что в итоге Мэри выбрала другой наряд – платье, закрывающее плечи. Она сделала ровно то, чего и добивалась от нее мать.
Два признака, которые выдали манипуляцию
Какие же два признака откровенно указывали на то, что Грейси манипулирует дочерью?
Во-первых, это наличие "двойного комплимента" – я уже подробно писала о нем:
Вроде бы и дочка молодец, и смелая, и современная, а от этих хвалебных речей осадочек остается, ведь обязательно нужно было намекнуть на лишний вес, полные руки, плечи, с которыми якобы что-то не так. Если бы Мэри принимала себя, она бы, конечно, не обратила внимание на эти слова. Но Грейси, вероятно, неплохо знает свою дочь и знает, на что надавить.
Во-вторых, это появление неуместных эмоций – таких, которые не даны нам от природы, не являются "аутентичными", а воспитываются в человеке посредством социума в манипулятивных целях. Это такие эмоции, как обида, досада, чувство вины, стыда, гордости, чувство превосходства или, наоборот, недостойности.
Платье это всего лишь платье. Но эмоции, которые вызвали у Мэри слова матери, явно более значимые, нежели те, которые могли быть связаны с такой простой вещью, как платье. Мэри почувствовала неловкость, смущение; она вся сжалась, начала оправдываться, попыталась рационализировать свой будущий отказ от выбора именно понравившегося платья (оно похоже на то, что у Молли). Видно, что мать своими словами попала-таки в больную мозоль.
Мэри – очень юная девушка, а в таком возрасте (да еще и с такой матерью) не стыдно стать жертвой манипуляции, даже такой простой и очевидной. Это своего рода цена (кстати, довольно небольшая) за приобретение жизненного опыта. Но если человек ловится на такие манипуляции в 30+ и больше...
Не то, чтобы это было странным, но вызывает некоторые вопросы относительно психологической зрелости, "взрослости" человека.
Взрослость предполагает, что человек:
- способен поставить свое мнение выше мнения окружающих (по крайней мере в вопросах, касающихся личного выбора),
- не боится внешней оценки,
- умеет принимать решения, не опираясь на советы и одобрение,
- но, главное, распознает и понимает свои эмоции. Если эмоции внезапные, неестественные и неуместные, то явно имело место манипуляция.
Смело можно покупать то платье, которое приглянулось на самом деле. А если "купить платье" рука не поднимается, то стоит хотя бы задуматься над тем, почему слова другого так сильно задели.
Еще статьи по теме: