Найти тему
Строительный мир

Вручную срезая горы: чудо инженерной мысли в Крыму

Отечественные специалисты неоднократно удивляли мир, воплощая в жизнь самые смелые задумки. Целый ряд объектов, построенных на территории России, называют чудом инженерной мысли. Подобное относится и к Шавринской выемке, расположенной на Крымской железной дороге между станцией Мекензиевы Горы и остановочным пунктом 1518 км линии Симферополь – Севастополь.

© Ammendorf / Wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Шавринская выемка в Крыму на линии Симферополь – Севастополь)
© Ammendorf / Wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Шавринская выемка в Крыму на линии Симферополь – Севастополь)

Н. Касаткин. Академик А. П. Карпинский на железной дороге // Вестник знания. — Л., 1938. — №2 (февраль). — С. 68:

«Лозово-Севастопольская, ныне входящая в состав Южных железных дорог, на протяжении между станциями Бельбек и Инкерман пересекает небольшой горный кряж, на высшей точке которого находится станция Мекензиевы Горы. Ровность уровней между Мекензиевыми Горами и Инкерманом (в долине Черной речки) несколько более 100 м, а расстояние 9 1/2 км. Подъем и спуск жел. дороги трассированы вдоль склонов горного массива, пересекая ряд выступающих отрогов выемками и тоннелями, а овраги между ними — высокими насыпями и виадуками».
© Министерство путей сообщений Российской империи / public domain (Фрагмент карты МПС 1918 г.)
© Министерство путей сообщений Российской империи / public domain (Фрагмент карты МПС 1918 г.)

Лозово-Севастопольскую железную дорогу строили в первой половине 1870-х. Ее появление дало импульс социально-экономическому развитию Крыма. Данная линия стала продолжением большого магистрального пути из Москвы на полуостров. Как отмечалось в источниках того времени, участок от Лозовой до Симферополя оказался самым легким по постройке в России — на большем протяжении маршрута здесь даже не пришлось сооружать насыпь.

© public domain (Графский тоннель на Лозово-Севастопольской ж. д. Открытка конца XIX в.)
© public domain (Графский тоннель на Лозово-Севастопольской ж. д. Открытка конца XIX в.)

Но далее на пути к Севастополю прокладывать стальную магистраль становилось все сложнее. С наибольшими трудностями инженеры столкнулись после Бахчисарая — на данном отрезке потребовалось сооружать несколько сложных объектов, включая тоннели и виадуки. А на одном из участков, дабы избежать строительства протяженного обхода, путь решили проложить через горную преграду, сделав в скале из песчаника 500-метровую выемку.

© Ammendorf / Wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Шавринская выемка в Крыму на линии Симферополь – Севастополь)
© Ammendorf / Wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Шавринская выемка в Крыму на линии Симферополь – Севастополь)

Идея принадлежит инженеру Шаврину, о котором мало что известно (стройкой в целом руководил меценат П. И. Губонин). Его имя и носит данный объект. Последний примечателен и тем, что сооружали его вручную, без использования соответствующей техники — работали кирками да лопатами. Причем прорубали выемку сразу под два пути — расстояние между почти вертикальными склонами (порядка 80°) составляет в среднем 10 м.

Правда, линия так и осталась однопутной. Однако, благодаря предусмотрительности инженера, в 1970-х здесь без особых трудностей смогли установить мачты контактной сети при электрификации дороги. Относительно того, когда точно первый поезд прошел по Шавринской выемки, в современных источниках можно встретить разные сведения. Пресса же тех лет информировала своих читателей о запуске движения в самом начале 1875 года.

Летопись // Всемирная иллюстрация. — СПб., 1875. — №316 (18 января). — С. 80:

«5-го января открыто правильное движение пассажирских и товарных поездов по четвертому участку Лозово-Севастопольской железной дороги, от Симферополя до Севастополя, на протяжении 72 1/2 вер., так что в настоящее время Лозово-Севастопольская железная дорога открыта для правильного движения на всем своем протяжении в 614 3/4 верст».