Эту дорогу не найти на современных картах. В свое время ее строительство широко обсуждалось на самом высоком уровне, но до воплощения дело так и не дошло. Информации о данной инициативе в современных источниках крайне мало. Однако некоторые дореволюционные издания содержат детальные описания потенциальной линии и проливают свет на этот уже забытый проект.
Речь идет о стальной магистрали, призванной по прямой соединить Уфу и Пермь. Она должна была стать частью линии Оренбург – Уфа – Кунгур. Разговоры о ее сооружении велись еще с конца XIX в. Но реальные подвижки в этом направлении начались только в 1910-х.
К проекту сооружения железной дороги Оренбург – Уфа – Кунгур: статистико-экономические материалы / Под ред. И. П. Баева. — Уфа, 1913. — С. 5-6:
«Проектируемая железнодорожная линия Оренбург – Уфа – Кунгур имеет своими конечными пунктами: на южном участке Оренбург, лежащий на линии Ташкентской жел. дор., а на северном — г. Кунгур, расположенный на Пермской ж. д... Из Уфы линия должна пойти на Благовещенский завод, далее через с. Емашевку на с. Аскин и в пределах Пермской губернии — село Судинское и город Кунгур, где и произойдет примычка к Пермской жел. дор.».
В рамках первого этапа планировали соединить первые два города посредством 400-километровой ветки. В 1916-м Министерство путей сообщения включило объект в пятилетний план железнодорожного строительства. А в направлении Перми от столицы Уфимской губернии путь намеревались протянуть к середине 1920-х.
Однако из-за событий в стране проект пришлось отложить. В итоге, от Оренбурга до Уфы «железка» через Кумертау и Стерлитамак дошла лишь в 1951-м. Дальше на север до станции Кунгур ее решили не строить. В СССР острой необходимости в этом не видели. Поэтому данный проект основательно последний раз обсуждался чиновниками профильных ведомств по сути лишь в царское время. Тогда инициаторы кампании представили свои доводы в пользу его реализации на сотнях страниц. Протяженность линии Уфа – Кунгур должна была составить 470 км.
К проекту сооружения железной дороги Оренбург – Уфа – Кунгур: статистико-экономические материалы / Под ред. И. П. Баева. — Уфа, 1913. — 60-61:
«На основании экономических данных можно установить, что проектируемый железнодорожный путь Оренбург – Уфа – Кунгур с точки зрения финансового предприятия является весьма доходным и обещает с первых же дней своего существования известный дивиденд... Нельзя умолчать о тех особенных, так сказать индивидуальных выгодах для богатого приуральского края от проведения рассматриваемой линии. Указанная железнодорожная линия не будет представлять из себя временную, второстепенную дорогу, а самостоятельный путь магистрального значения, обеспечивающий беспересадочное и бесперегрузочное движение с севера на юг и обратно... Осуществление рассматриваемой линии откроет новые и обширные рынки для сбыта излишков хлеба и лесных материалов... создаст почву для более интенсивного развития всех местных производительных сил и даст возможность культурного улучшения всех областей местной экономической жизни и вызовет к существованию новые, неизвестные до того производства и облегчит приток в край свежих культурных сил».
Железную дорогу от Уфы до Кунгура теоретически могли успеть построить еще до революции. Соответствующее ходатайство губернские власти направили в Петербург в 1907-м. Правительство выразило готовность профинансировать проект, но только после того, как инициаторы кампании за свой счет проведут все необходимые исследования и представят полученные результаты для принятия окончательного решения.
Подобный расклад не очень-то устроил уфимцев, так как они опасались, что могут потратить деньги впустую — оставался риск отказа со стороны государства от строительства. Тогда они попробовали найти частных инвесторов. Интерес к проекту проявили иностранцы, но и они поставили те же условия — проведите изыскательские работы, а там посмотрим.
Поэтому инициативу пришлось отложить на несколько лет. В конечном итоге МПС включило проект в план строительства, а детальные изыскания успели провести лишь на участке Оренбург – Уфа. И если, последний появился к середине 20 столетия, то линия Уфа – Кунгур осталась исключительно на бумаге. Стоит отметить, что в качестве более дешевой альтернативы в 1910-х рассматривали вариант Уфа – Камбарка. Однако и его не удалось воплотить в жизнь.
Район железной дороги Оренбург – Уфа – Кунгур в экономическом отношении / Под ред. П. П. Червинского. — СПб., 1914. — С. 44:
«Приходится прийти к заключению, что наиболее благоприятно поставленной в финансовом отношении явится дорога Оренбург – Камбарка. Об этом лучше всего свидетельствуют цифры валового дохода, приходящегося на одну версту пути... Если рассуждать с узко-финансовой точки зрения, то несомненно пришлось бы дать предпочтение линии по направлению от Оренбурга через Уфу на Камбарку. Однако, при решении вопроса о том, какой вариант является наиболее выгодным, нельзя ограничиваться рассмотрением одной только финансовой стороны дела».
Напомним, в скором времени в Башкортостане и Оренбургской области должно стартовать строительство новой «железки» по направлению Сибай – Новорудная, что позволит создать еще одну параллельную ветку в соседний Казахстан.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Батыршин А. Р. Транспортная сеть Уфимской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.: автореф… дис. кан. ист. наук — Уфа, 2013. — С. 18-19
- К проекту сооружения железной дороги Оренбург – Уфа – Кунгур: статистико-экономические материалы / Под ред. И. П. Баева. — Уфа, 1913. — 244 с.
- Район железной дороги Оренбург – Уфа – Кунгур в экономическом отношении / Под ред. П. П. Червинского. — СПб., 1914. — 317 с.