Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Печальный конец Nazareth. А как шикарно начиналось «второе дыхание» группы на гастролях в СССР в 1990-м!

В 1990-м году известнейшая британская рок-группа Nazareth в своем «золотом» составе приехала в СССР и отыграла несколько концертов в московском «Олимпийском». Ажиотаж был настоящим, несмотря на то, что за предыдущие 10 лет группа выпустила только один по-настоящему интересный диск. Но, как известно, фанаты ходят на концерты своих кумиров не музыку послушать, а на этих самых кумиров поглядеть. Впрочем, к чести «Назаретов», как раз после этих памятных советских «гастролей» группа перестала экспериментировать со всякой попсой и вернулась к своим хард-роковым и рок-н-ролльным корням. Всё шло практически прекрасно до самого 2013 года, пока из группы не ушел Дэн Маккафферти, а потом всё – концерт окончился, и свет потух. Шотландско-британская рок-группа Nazareth – это что-то с чем-то. Очень редко бывает так, чтобы известный в 70-х западный вокально-инструментальный ансамбль протянул несколько десятилетий на одном уровне. Всегда после лет пяти (Deep Purple) или десяти (Uriah Heep) полного усп

В 1990-м году известнейшая британская рок-группа Nazareth в своем «золотом» составе приехала в СССР и отыграла несколько концертов в московском «Олимпийском». Ажиотаж был настоящим, несмотря на то, что за предыдущие 10 лет группа выпустила только один по-настоящему интересный диск. Но, как известно, фанаты ходят на концерты своих кумиров не музыку послушать, а на этих самых кумиров поглядеть. Впрочем, к чести «Назаретов», как раз после этих памятных советских «гастролей» группа перестала экспериментировать со всякой попсой и вернулась к своим хард-роковым и рок-н-ролльным корням. Всё шло практически прекрасно до самого 2013 года, пока из группы не ушел Дэн Маккафферти, а потом всё – концерт окончился, и свет потух.

Дэн Маккаферти с группой Nazareth в России
Дэн Маккаферти с группой Nazareth в России

Шотландско-британская рок-группа Nazareth – это что-то с чем-то. Очень редко бывает так, чтобы известный в 70-х западный вокально-инструментальный ансамбль протянул несколько десятилетий на одном уровне. Всегда после лет пяти (Deep Purple) или десяти (Uriah Heep) полного успеха начинается скисание, закисание и увядание, а то и исчезновение.

За примерами ходить далеко не надо – Led Zeppelin, Queen, Pink Floyd, Sweet, Slade, Grand Funk Railroad, Manfred Mann’s Earth Band и множество других. Ни одна из этих групп после своего увядания так и не затрепетала заново.

А вот с «Назаретами» вышло не совсем так.

Я прекрасно помню 1989 год, когда вышел новый альбом Nazareth «Snakes 'n' Ladders». И тогда я поставил на этой своей любимой группе большой и жирный крест. Я устал ждать 10 лет, пока группа снова не реанимирует свой творческий потенциал, потому что за это время музыканты «Назарет» записали 7 долгоиграющих альбомов, но из них мне понравился только один – «2XS» (1982 г.). Этот альбом после предыдущих двух, совсем безликих, был глотком свежего воздуха, хотя и создавался по лекалам «новой волны». Но потом некогда рок-н-ролльная группа снова запуталась в голимой попсе, и это было просто ужасно.

Короче, после 1978 года «Назареты», как боевая музыкальная единица, закончились, и все 80-е провлачили жалкое существование в коммерческом плане, и пришли к своему полному дну как раз в 1989-м, выпустив альбом «Snakes 'n' Ladders». Это прекрасно понял гитарист группы Мэнни Чарлтон и собрался из Nazareth сваливать, но немного протянул время, потому что ему очень хотелось побывать в «стране всеобщего счастья» - СССР, и в феврале 1990 года он наконец-то этот подвиг совершил.

Об этих первых в истории советских гастролях Nazareth - очерк из журнала «Мелодия» за 1990 год, который я выложил ниже, в конце своей публикации. А пока что я завершу свою мысль о моих любимых «Назаретах», которые вроде бы «сдулись» в начале 80-х и неизвестно на каком бензине докатили до самого начала 90-х.

И тут как гром среди ясного неба – все-таки Мэнни Чарлтон свалил из Nazareth!

Вот досада – подумал я, это же мой любимый гитарист был, несмотря на то, что за 10 лет так и не смог написать ничего толкового…

Зато как он играл! Это был уникальный гитарист, и на него у меня были все надежды в случае, если «Назареты» снова возродятся в былом своем величии.

Несколько успокоило то, что новым гитаристом оказался не какой-то левый прощелыга, а Билли Ранкин, который играл в группе в начале 80-х и даже записал хоть и «волновой», но прекрасный альбом «2XS». Вместе с ним группа записала и альбом 1991 года – «No Jive», который меня одновременно и порадовал, и огорчил. Порадовал он тем, что «Назареты» закончили экспериментировать со всякой попсой и вернулись к своему изначальному состоянию – хард-рок и рок-н-ролл. А огорчил меня альбом тем, что я на нем не обнаружил ни одной запоминающейся песни.

Но в лес – это значит по дрова (с). В 1994-м вышел следующий новый альбом - «Move Me», который почти походил на старых Nazareth, правда, хитов по-прежнему было маловато, зато группа обрела давно потерянную живость.

В 1998-м вышел диск «Boogaloo», который был еще лучше, и во мне затеплилась надежда, хотя Билли Ранкин ушел, и вместо него как-то незаметно воцарился по-настоящему левый гитарист – Джим Муррисон (или Мюррейсон – черт их там поймет, как их фамилии на русском языке пишутся).

Но тут вдруг взял и умер барабанщик Даррелл Свит, а это уже вообще ни в какие ворота не лезло. Представьте себе, что из Led Zeppelin, например, ушел бы Джимми Пейдж, и одновременно умер Джон Бонэм, а из «Квинов» исчезли бы Брайан Мэй и Роджер Тэйлор. Да, это был бы конец этим группам. То же самое произошло и с Nazareth – они объявили об окончании своей деятельности, и всем фанатам пришлось только утереться.

И наиболее тяжело стало мне – только-только группа стала возвращаться на свой классический саунд - и вот на тебе…

Короче, прошло после этого печального события 10 лет, и я все эти 10 лет думал о том, что простил бы группе любую попсу, если бы она, как и в 80-х, продолжала выпускать хоть какие-то альбомы, хоть в стиле Police, хоть в стиле Boney M. Даже плохой альбом лучше, чем вообще никакой, по крайней мере, было бы что поругать, и не было бы так скучно. А так вообще полная пустота – хоть вешайся.

И тут вдруг в 2008 году «Назареты» вылезли из своей дыры и выдали очередной альбом – «The Newz»! Я глазам не поверил, когда увидел эту новость. Сразу же полез в Интернет и узнал, что снова музыканты не стали брать левого барабанщика, просто молоденький сын бас-гитариста группы Петра Огнева вырос, выучился барабанным делам и как Ли Огнев занял место почившего за 10 лет до этого Даррелла Свита.

Альбом «The Newz» получился просто шикарным, мощным и даже тяжелым, как незабвенный «Hair of the Dog». Правда, не хватало уникальной гитары Мэнни Чарлтона и его чарующих мелодических конструкций, тем не менее, с отсутствием этого добра можно было мириться, потому что Дэн Маккафферти не подкачал, и выдал целую кучу шлягеров.

За этим альбом последовали альбомы «Big Dogz» (2011 г.) и «Rock 'n' Roll Telephone» (2014 г.), которые продолжили мой праздник, и я начал думать, что жизнь все-таки удалась. Старички не подкачали, и выдавали шедевр за шедевром. Я приготовился жить до 100 лет, чтобы не пропустить новых шедевров от Nazareth. Нет, до 120-ти.

Но конец света всегда когда-нибудь всё же наступает. Наступил конец света и для меня с новой метаморфозой в группе Nazareth. Группу покинуло ее лицо Дэн Маккафферти, и жизнь оборвалось. Меня не порадовало даже то, что новым фронтменом стал бывший вокалист любимых мной Krokus Карл Сэнтанс, потому что когда я услышал альбом «Tattooed on My Brain» 2018 года, то понял – это и на самом деле туши свет.

Потом в 2022 году появился диск «Surviving The Law», и это была вообще катастрофа. А когда позже в том же году померли Мэнни Чарлтон и Дэн Маккафферти, то что еще мне вам рассказать?

Концерт окончен и тушите свет.

Журнал «Мелодия», №3, 1990  г., очерк "Второе дыхание "Назарет"
Журнал «Мелодия», №3, 1990 г., очерк "Второе дыхание "Назарет"

Журнал «Мелодия», №3, 1990 г.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ «НАЗАРЕТ»

Автор: Сергей Муравьев

«Билетика лишнего нет? Нет лишнего билетика?» - раздавалось со всех сторон на подходах к спорткомплексу «Олимпийский». И действительно, билетов не было. Все шесть дней с 1 по 6 февраля повторялось то же самое. Причиной этого ажиотажа были выступления ветеранов рока - шотландского квартета «Назарет». Того самого забойного «Назарет», который так не жаловали «знатоки» буржуазной массовой культуры семидесятых.

Но все же многие из тех, кого так старательно оберегали от буржуазной заразы радетели «здоровой морали», с удовольствием слушали ребят из Шотландии, стараясь не пропустить каждый очередной их альбом. И вот теперь наконец-то смогли увидеть своих любимцев живьем. Как же выглядит «Назарет» сейчас, спустя практически пятнадцать лет после пика своей популярности - об этом чуть ниже, а пока позволю себе напомнить некоторые факты из его истории, которые помогут перейти к дню сегодняшнему, в том числе и к концертам в «Олимпийском».

1968 год. «Битлз» выпускают свой знаменитый белый альбом. Супер-трио «Крим» - на гребне славы, успеха и распада. Рок-мир содрогается от фантастической техники Джими Хендрикса. Неумолимо приближается время гигантов харда: «Лед Зеппелин» и «Дип Перпл». А в патриархальной Шотландии из малопримечательного трио «Шад-детс» образовался квартет «Назарет», рождение которого осталось незамеченным. Четыре его участника - Дэн МакКаферти (вокал), Мэни Чарльтон (гитара), Пит Эгню (бас-гитара) и Даррел Свит (ударные) - особо не расстроились по этому поводу и начали свой тернистый, на первых порах, путь к будущей славе и успеху.

Кстати, спустя двадцать два года, когда «Олимпийский» аплодировал «Назарет», на сцене стояли все те же Дэн, Мэни, Пит и Даррел, оставшиеся, несмотря на взлеты и падения, верными творческой идее группы.

Первые годы существования «Назарет» действительно были нелегкими для его участников. Где только не играл квартет, включая и ночные клубы, какие только финансовые невзгоды не вытерпел. Заставить себя заметить оказалось совсем не просто, тем более что репертуар группы был пестр, а техника игры еще оставляла желать лучшего.

Музыканты мучительно искали коллективное творческое «Я», шарахаясь от баллад и классических рок-энд-роллов до собственных, зачастую сырых рок-композиций. Но когда «Назарет» переехал в Лондон, появилась первая надежда, которой стал не кто иной, как сам Роджер Гловер - бас-гитарист гремевшего вовсю «Дип Перпл». Он заинтересовался шотландским квартетом и согласился стать его продюсером. Для молодого и неизвестного коллектива это была превосходная реклама, результат которой не заставил себя долго ждать.

Nazareth в 1990 году в Москве
Nazareth в 1990 году в Москве

Группой заинтересовались, и в 1971 году появился дебютный одноименный альбом. Музыканты сразу же отправились в свои первые зарубежные гастроли в ФРГ. Но первый блин оказался комом, как, впрочем, и второй. Пластинка 1972 года «Упражнения» и последовавшая за ее выходом поездка в США с серией концертов не принесли ансамблю желаемых результатов.

И только в следующем, 1973 году, «Назарет» наконец-то улыбнулась удача. Сразу три композиции квартета попали в национальный британский хит-парад «Топ 30» (тридцать лучших песен недели). Это были: «Ангел со сломанными крыльями» (девятое место в течение семи недель), «Плохой парень» (десятое место в течение шести недель) и «Этот полет сегодня» (одиннадцатое место в течение восьми недель).

К тому же группа выпустила сразу два новых альбома - «Разаманаз» и «Громкий и гордый». Последний также попал в хит-парад «Топ 10» (десять лучших пластинок недели), заняв в нем десятое место на одну неделю.

Нужно сказать, что квартет сумел стойко перенести первые радости и, окончательно взяв на вооружение добротный хард-рок, двинулся дальше. Результатом этого движения стала очередная, пятая по счету пластинка 1974 года «Рампант». И хотя она не попала в списки популярности (несмотря на продюсерство Гловера и участие в записи на клавишных Лорда), это была уже по-настоящему профессиональная работа.

Следующие два года, помимо удачных гастрольных поездок, подарили поклонникам «Назарет» три наиболее зрелых диска квартета, попавших сразу же после своего выхода в свет в хит-парад престижного журнала «Биллборд» «200 лучших пластинок».

Альбом «Собачья шерсть» появился на прилавках магазинов в 1975 году и мгновенно занял семнадцатое место в упомянутом хит-параде, продержавшись на нем целых двадцать девять недель. Такие вещи с диска, как сама «Собачья шерсть» и «День нищих», просто поражали своей мощью и динамизмом, а баллада с яркой блюзовой окраской «Пожалуйста, не предавай меня» лишний раз подтвердила возросшее мастерство «Назарет» в этом жанре. К тому же помимо голоса МакКафферти на пластинке звучали голоса его коллег Эгню и Свита, а Чарльтон успешно совмещал игру на гитаре с клавишными.

На видео: рассказ о поездке в Москву на концерт группы Nazareth, который состоялся 2 февраля 1990 года и о сопутствующих ему обстоятельствах. Это был последний концертный тур группы в классическом составе, так как гитарист Мэнни Чарлтон объявил о своём уходе и доигрывал контрактные обязательства.

В следующем году квартет выпустил сразу два альбома. Первый из них назывался «Довольно близко к рок-энд-роллу». На редкость цельный и запоминающийся, он включил в себя ряд композиций, в которых Мэни Чарльтон убедительно доказал, что он не последнее лицо в коллективе. Это были знаменитый «Телеграмма» и «Подними взгляд». Альбом занял двадцать четвертое место в хит-параде «Биллборда» и оставался на нем четырнадцать недель.

Второй пластинкой, о которой идет речь, стала «Играя в игру». Она тоже попала в списки популярности, правда на семьдесят пятое место и всего на четыре недели. На ее обложке можно прочитать, что продюсером шотландского квартета теперь является Мэни Чарльтон.

Первые 15 альбомов группы Nazareth, включая самый популярный сборник (1975 г.) и самый популярный концертник (1981 г.)
Первые 15 альбомов группы Nazareth, включая самый популярный сборник (1975 г.) и самый популярный концертник (1981 г.)

Несмотря на то, что группа сумела сохранить свой изначальный состав, ей, как и многим другим, достигшим большой популярности, рок-коллективам, не удалось избежать творческого спада. Его первые признаки обозначились еще в 1975 году, хотя то время фактически было пиком славы шотландского квартета. Именно тогда вышел альбом «Собачья шерсть», о котором уже говорилось, и знаменитая композиция «Мой белый велосипед», занявшая в хит-параде «Топ-30» четырнадцатое место на шесть недель.

Именно тогда вышел и сольный диск вокалиста «Назарет».

Пластинка 1977 года «Не ожидая милости» подтвердила наличие определенного творческого кризиса ансамбля - начались повторы в музыкальном материале, все больше и больше стала чувствоваться в композициях группы заштампованность. И хотя благодаря продюсерству опять того же доброго гения Роджера Гловера совместно с Чарльтоном песня «Раны любви» попала в хит-парад (пятнадцатое место в течение семи недель), группа уверенно входила в период застоя, которому суждено было продлиться ни много ни мало, как десять долгих лет.

Последние 12 студийных альбомов Nazareth
Последние 12 студийных альбомов Nazareth

Колесо фортуны повернулось для группы вторично в 1988 году, когда увидел свет очередной ее диск «Змеи и лестницы», прекрасно принятый публикой и ознаменовавший начало нового этапа в ее творческой жизни. «Назарет» обрел наконец второе дыхание и, не сбавляя скорости, покинул туманный Альбион, чтобы доказать это на живом концертном примере. А в январе текущего года пересек государственную границу СССР, сделал остановку в Каунасе и 1 февраля в полном составе появился на сцене «Олимпийского».

В отличие от выступлений «Блэк Сэббет», шотландский квартет не привез с собой «разогревающей» группы, а единолично в течение полутора часов радовал собравшихся своими старыми и новыми боевиками. Программа началась с «Телеграммы», первой вещи с их альбома «Довольно близко к рок-энд-роллу». Прекрасно воспроизведенная в концертном варианте, мощная и динамичная, она до такой степени разогрела и сразу же раскачала зал, что буквально каждая последующая композиция принималась на ура, будь то «Собачья шерсть», «День нищих», хрипловатая баллада или хорошо известная по клипу - «Мы - животные» - с последней пластинки «Назарет».

В самом конце Дэн МакКаферти даже исполнил отрывок национального шотландского напева на волынке, а потом все вместе - инструментальное попурри из различных рок-мелодий, одна из которых - «Дым над водой» с пластинки «Дип Перпл» «Голова машины» - была как своеобразная дань уважения своему крестному отцу и продюсеру ранних альбомов квартета Роджеру Гловеру.

КОНЕЦ ОЧЕРКА

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ NAZARETH НА МОЁМ КАНАЛЕ:

80-е годы были для Nazareth самыми провальными – сплошные фиаско и не попадания в чарты

Два сборника группы Nazareth 1975-76 гг., которые по популярности побили номерные альбомы

Nazareth 1975 «Hair of the Dog» – эталон для мирового хард-рока, вступившего в борьбу с панком и диско

Nazareth «2XS» 1982 г. Полностью убойный и «назаретовский». Но это был прощальный привет. То есть финиш

Альбом «Big Dogz», 2011 г. «Назареты» решили освоить грандж в самом его мрачном варианте