В детстве, играя, мы кричали "Чур меня" - мол, выбери меня! Неожиданной выскальзывало откуда-то из глубин подсознания смутно знакомое слово. Интересно, спроси кто-нибудь нас тогда, что (или кто) это самое (или самый) ЧУР, сумели бы объяснить? Наверняка - нет. Но раз где-то в глубине родовой памяти это странное слово сохранилось, значит когда-то, очень-очень давно, наши предки часто употребляли его в своем лексиконе.
ЧУР восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений, его наши предки упоминали чаще других богов.
Русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед А.Н.Афанасьев определял его как божество пылающего в очаге огня, охранителя родового достояния, почти домового.
А Василий Осипович Ключевский – видный русский ученый-историк, живший и работавший на рубеже XIX-XX веков писал: "Обоготворенный предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме - щура, эта форма доселе уцелела в слове пращур. Предание, оставившее следы в языке, придает Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ".
Вот оно как оказывается: не просто слово, а - наше родное божество! Кстати, от него пошли "чурки" и "чурбаны" - межевые знаки.
Выражением "Чур меня!" человек мысленно очерчивал некие охранительные границы вокруг себя. А современные исследователи напрямую усматривают в слове "чур" значение магического круга, через который не может перетупить нечистая сила. У жителя Древней Руси наготове всегда были заветные слова: "Чур меня!" - и они спасали от невзгод.
В широком смысле слова чуры (щуры) - это наши пращуры. Существовал даже такой обряд, когда девушки на выданье обращались к ним в гадании на суженого: выходили ночью на перекресток дорог, чертили осиновым прутом круг, куда входили по одной и, приложив ухо к земле, слушали. Ясно различимый звук означал. что девушка скоро выйдет замуж. Но если вдруг кому-то чудилось чо-то страшное: шепот, вой или крик, - вызывали на подмогу духов предков, крича "Чур меня!", и вокруг тут же образовывался нерушимая граница, защищавшая от злобной нечисти.
Чтобы закрепить за собой самые лучшие земляные наделы, люди, обращаясь к божеству, говорили: "Чур, это мне!", "Чур, мое!" и отмечали границы деревянными столбами - "чурбаками". Они были нерушимы. Согласно легенде, сколько не старайся - ни вынуть столбы, ни передвинуть созданные границы было невозможно.
Не секрет, что деревянные идолы, вырезанные из дерева кумиры наших предков, - просто обожествленные силы родной природы. Кумир (по С.Ожегову) - изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван.
Кстати, по поводу "языческий" имеются разные трактовки. По одному из них (я озвучила его в свой сказочной трилогии "Вуду по-берендейски), язычниками наши предки называли иноземцев, разговаривающих на чужом языке. Не вижу ничего предосудительного в том, что славяне поклонялись СВОИМ кумирам, приносили к подножию цветы и мёд. Индусы и японцы поклоняются изваяниям Будды.
Разве не то же самое делают сейчас прихожане в церкви, молясь иконам (тем же кумирам - только христианским) и ставя перед ними зажженные свечи? Просто времена изменились...
Пожалуй, теперь в случае потенциальной неприятности я теперь буду чередовать симоронское "ПВБ" ("Пошел вон, болван") с "Чур меня!". Вот только услышат ли забытые и оболганные пращуры, придут ли чтобы встать стеной и защитить неразумную, забывшую их на многое годы, дочь свою?
Источники: В.Артемов "Мифы и предания славян", fb.ru.
Понравилась публикация? Поставьте лайк и подпишитесь на мой канал. Не забудьте оставить комментарий.