Найти тему
*** Мама Лора ***

"Невольник чести"... Последняя дуэль Пушкина

Последняя дуэль, окончившаяся трагически произошла в 1835 году, в Санкт Петербурге, статный красавец-блондин, обаятельный француз, офицер кавалергардского полка, приёмный сын нидерландского посланника, барона Луи Геккерна, познакомился с Натальей Николаевной Пушкиной, урождённой Гончаровой, женой поэта. Конечно, у красавицы было много поклонников. Поговаривали, что к ней был неравнодушен даже сам император Николай I. Сначала Пушкин гордился успехом жены в светском обществе. Тем более, что вела она себя безупречно. Никто не рискнул бы назвать женщину кокеткой, строящей глазки мужчинам. Дантес начал активно за ней ухаживать. Ему приписывали тогда много романов. С Натальей Гончаровой был бы для него только один из многих. Нет точной информации, что именно было между Натальей и Дантесом – только слухи и догадки. Но почти все источники совпадают в том, что Дантес флиртовал с Пушкиной и пытался активно оказывать ей знаки внимания. А позже, Жорж начал переходить рамки дозволенного. Как-то Наталья Николаевна рассказывала мужу и княгине Вяземской, что её троюродная сестра Идалия Полетика ( дочь графа Строганова и французской модистки) пригласила ее к себе, а сама в это время уехала из дому. Все это подстроил барон Геккерн. Когда Наталья осталась одна, в комнату вошёл Дантес и, достав пистолет, принялся угрожать, что застрелится, если она не отдастся ему. К счастью, в комнату вошла дочь хозяйки, и Натали смогла уехать. В другой раз, сам Геккерн в один из вечеров, когда Пушкин с женой выходили из театра, Геккерен, шедший сзади, шепнул ей: когда же она склонится на мольбы его сына? Наталья Николаевна побледнела и задрожала. Пушкин спросил, что сказал ей Геккерен, она пересказала его слова. После театра они были на балу у Салтыковых на Большой Морской, где Пушкин намеревался публично оскорбить Дантеса, но тот на балу не появился.

А 4 ноября 1836 года Пушкин и несколько его друзей получают анонимный пасквиль на французском, с заголовком «Патент на звание рогоносца»:

«Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена.Непременный секретарь граф И. Борх».

В нем открыто намекали на связь его жены, Натальи Николаевны, с офицером Жоржем Дантесом и даже с самим царем Николаем I. Возмущенный поэт сразу же решил, что автором письма был приемный отец Дантеса – барон Луи Геккерн. Хотя некоторые исследователи предполагают, что автор пасквиля – Идалия Полетика, влиятельная и коварная женщина, которая стала лютым врагом поэта. Княгиня В. Ф. Вяземская говорила:

«Кажется, дело было в том, что Пушкин не внимал сердечным излияниям невзрачной Идалии Григорьевны и однажды, едучи в карете на великосветский бал, чем-то оскорбил её».

Согласно другой версии, Пушкин однажды написал в альбом Идалии любовное стихотворение и пометил его первым апреля.

Но, так или иначе, Пушкин тотчас же вызвал Дантеса на дуэль. Однако, через неделю после этого француз сделал предложение руки и сердца Екатерине, родной сестре жены Пушкина. Руководствуясь родственными чувствами, поэт отозвал вызов на дуэль, но все же прекратил всякое общение с Геккерном и его сыном.

10 января 1837 года состоялась свадьба Дантеса и Екатерины Гончаровой. Впоследствии Екатерина родила ему четверых детей и умерла в 1843 году, после родов, на седьмом году замужества. Брак, по сведениям исследователей, был счастливым. Потеряв жену, Дантес больше не женился, занимался воспитанием детей. Однако, напряжение только нарастало. Свадьба никак не повлияла на распространение слухов о связи француза и Натальи Пушкиной. Они все еще не утихали. 26 января 1837-го поэт написал оскорбительное письмо барону, где, в чрезвычайно резкой форме охарактеризовал как отца, так и приёмного сына, именуя посла «сводником» и «развратной старухой», отказал обоим от дома и заявил, что не желает иметь с ними никаких дел. Вот отрывок из этого письма:

«Я вынужден признать, барон, что ваша собственная роль была не совсем прилична. Вы, представитель коронованной особы, вы отечески сводничали вашему сыну. По-видимому, всем его поведением (впрочем, в достаточной степени неловким) руководили вы. Это вы, вероятно, диктовали ему пошлости, которые он отпускал, и нелепости, которые он осмеливался писать. Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконно рожденного или так называемого сына; а когда, заболев сифилисом, он должен был сидеть дома, вы говорили, что он умирает от любви к ней; вы бормотали ей: верните мне моего сына.
Вы хорошо понимаете, барон, что после всего этого я не могу терпеть, чтобы моя семья имела какие бы то ни было отношения с вашей... ..Я не желаю, чтобы моя жена выслушивала впредь ваши отеческие увещания. Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой, и еще того менее — чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, тогда как он плут и подлец. Итак, я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь»….

В тот же день Геккерн заявил Пушкину, что Дантес от его имени вызывает поэта на дуэль. Пушкин вызов принял.

Дуэль состоялась на следующий день после вызова, 27 января около 17 часов на пустыре возле Черной речки. Снега в тот месяц навалило по колено. Дул сильный ветер. Противники встали на расстоянии 20 шагов друг от друга и в 5 шагах от барьеров; расстояние между барьерами – 10 шагов. Секундантами были со стороны Пушкина -Данзас и Оливье Д’Аршиак, сотрудник французского посольства, со стороны Дантеса. Данзас дал сигнал, Дантес и Пушкин начали сходиться. Пушкин первым подошел к барьеру и, остановившись, начал целиться. Дантес, не дойдя до барьера один шаг, выстрелил первым (примерно с 11 шагов – 7 метров). Пуля попала Пушкину в живот. Поэт упал. Секунданты подбежали к нему, но Пушкин сказал, что готов стрелять. Когда поэт упал, его пистолет упал в снег и поэтому Данзас подал ему другой. Есть другая версия, по которой Пушкин сам попросил сменить пистолет и Д’Аршиак стал возражать, но Дантес знаком остановил его. Дантес снова встал к барьеру. Пуля Пушкина легко ранила Дантеса. Современники Пушкина указывали, что «если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, причём всё же продавила Дантесу два ребра».

Пушкин спросил, куда тот ранен, Дантес ответил: «Я думаю, что ранен в грудь». Пушкин крикнул: «Браво!». Дуэль закончилась. Пушкин же, был ранен в правую сторону живота. Пуля раздробила кость верхней части ноги у соединения с тазом и глубоко вошла в живот. Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12. Его переодели, уложили на диван. Этот диван станет последним пристанищем поэта. Наталья Николаевна, увидев раненного мужа упала в обморок. Очнувшись, сильно рыдала, иногда плач переходил в истерику. Пушкин страдал от сильной боли и кровотечения. Доктора облегчали страдания, как могли. 28 января поэт отправил Дантесу записку со словами:

«Я вас прощаю. У меня раздроблено бедро. Передайте Екатерине, что она тоже помилована».

О жене же он сказал:

«Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском».

Утром, 28 января, ему стало чуть лучше. Поэт исповедался, принял причастие, попрощался с друзьями: Жуковским, Вяземским, Тургеневым, Данзасом... Потом он попросил детей. Их привели и принесли к нему полусонных. Пушкин по очереди клал руку на голову каждого, крестил и движением руки отсылал. Наталью Николаевну звал не один раз, повторяя слова о ее невиновности.

Пушкин просит лечившего его врача Н. Ф. Арендта, лейб-медика императора Николая I передать свою просьбу царю о помиловании секунданта Данзаса, а также просит прощения за нарушение царского запрета на дуэли: «… жду царского слова, чтобы умереть спокойно»…

Николай I ответил : «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

Одни историки утверждают, что эту записку передал Жуковский, другие — Аренд.

Но, так или иначе, Николай выполнил свое обещание. Он распорядился:

1. Заплатить долги.

2. Заложенное имение отца очистить от долга.

3. Вдове пенсион и дочери по замужество.

4. Сыновей в пажи и по 1 500 р. на воспитание каждого по вступлении на службу.

5. Сочинение издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно выплатить семье 10 тысяч рублей.

10 февраля, в возрасте 37 лет, в 14часов 45 минут Александр Сергеевич Пушкин, гений русской литературы, умница, остряк и забияка, скончался.

После отпевания в церкви Адмиралтейства, которую тогда называли Исаакиевским собором, по имени одного из приделов, из-за опасений волнений, так как желающих проститься с поэтом было огромное количество ( до 50 тысяч человек) Николай I разрешил перенести его в считавшуюся придворной и довольно небольшую Конюшенную церковь, куда смогли попасть лишь ближайшие друзья Пушкина и члены иностранных миссий под охраной множества жандармов. Похоронить поэта по его высказанному при жизни желанию должны были в Святогорском монастыре, где были могилы его предков по линии Ганнибалов. В ночь с 3 на 4 февраля гроб в сопровождении А.И.Тургенева отправили к месту его последнего упокоения.

6 (18 февраля по новому стилю) 1837 года поэт был похоронен на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии.

Геккерн был отозван из Петербурга. Николай I недвусмысленно дал понять о нежелательности его дальнейшего пребывания в России. В 1842—1875 годах он был полномочным представителем Нидерландов при императорском дворе в Вене. Прожил 91 год и умер в Париже в 1884 году.

Дантес дожил до глубокой старости, стал очень известным во Франции политическим деятелем, был членом французского сената. На склоне лет утверждал, что если бы не та злосчастная дуэль, в результате которой ему пришлось покинуть Россию, то его судьба сложилась бы не так удачливо, и, скорее всего, ему пришлось бы доживать свой век в отставке где-либо на окраине России без большого достатка. Дантес прожил 83 года и умер в 1895 году в Эльзасе.

Судьба наказала его тем, что его родная дочь возненавидела его, став страстной поклонницей Пушкинской поэзии. И он вынужден был упечь ее в сумасшедший дом. Но это уже другая история…

Зимой 1844 года, после семи лет вдовства, Наталья Николаевна вышла замуж за генерала Ланского, в довольно счастливом браке с которым родила ещё троих дочерей. Умерла в 1863 году, в возрасте 51 года.