Обоюдное согласие. Сериал. Сезон 1. Россия. 2022 г. 18+
В провинциальном приморском городе с тривиальным названием Приморск случается громкий сексуальный скандал. Учительница местной школы Анна Фёдорова обвиняет трёх своих друзей в групповом изнасиловании. А друзья непростые. Один из них – крупный бизнесмен, другой – заместитель мэра. Полиция не хочет принимать заявление, близкие не понимают, зачем Ане дурная слава, и в школе не место таким историям. Пока Аню травят всем миром, следователи выясняют, что для фигурантов дела это уже не первое изнасилование.
Поначалу кажется, что всё в этой истории понятно. Жертва – молодая женщина, педагог, из приличной семьи. Преступники - сильные мира сего, избалованные деньгами и властью. Но сам момент изнасилования не показан, и по сюжету разбросаны зёрнышки сомнений, по мере развития истории всплывают подробности, которые заставляют задуматься – так ли всё просто и однозначно? Что если жертва врёт?
В общем, нарратив, интрига в этом сериале выстроены отменно, до самого конца зритель в напряжении. При этом сам по себе сюжет – довольно банальный, изобилующий штампами. Некоторые персонажи – гротескно-лубочные, неубедительные. Тот же Виктор Доринов, бизнесмен – злодейский злодей, ничего человеческого. Доринов сразу получает стигму, клеймо насильника, и даже если он не виновен в данном конкретном изнасиловании, то виновен в целом и по определению. Я бы зашёл дальше и углядел бы мужененавистничество в расставленных акцентах, но не буду. Отрицательные мужские персонажи оттеняются неоднозначным образом главной героини, у которой немало скелетов в шкафу, и скелеты постоянно вываливаются на общее обозрение – бурная юность, какие-то грешки в Москве, из-за которых Аня вернулась в родной город, школьные интрижки. Очерняя насильников, не обеляется жертва насилия – это интересный приём, который добавляет реалистичности сюжету.
Я не большой поклонник творчества Валерии Гай Германики (режиссёр сериала), всегда казалось, что слишком она чернушная. Но чего не отнять – комплексного подхода. История объёмная, ситуация изучается с разных сторон. Как на события реагируют непосредственные участники, окружение, семья, коллеги, общество в целом. И, конечно же, ради яркого рассказа, многое преувеличивается и подсвечивается, излишне драматизируется. Скажем, я не поверил в то, что продавщица не продаст жертве изнасилования что-то в магазине, а родственников жертвы будут саботировать в местной больнице. Хватает в сценарии спорных моментов, но такая противоречивость делает историю и жизненной, и пикантной.
В сухом остатке – крепкий детективный триллер на остросоциальную тему, откровенный до бесстыдства, эмоциональный, депрессивный, хорошо сыгранный и профессионально поставленный, с заметным авторским стилем. Призадумался, стоит ли смотреть второй сезон антологии, а это именно антология, каждый сезон сериала – отдельная законченная история. Тяжеловатое зрелище, на самом деле, но цепляющее.
#обзор #сериал