Иногда бывает, что родители кого-то из моих студентов являются лично, чтоб проконтролировать учёбу своего чада, или приходит кто-то от их имени с соответствующим поручением. В принципе, я хоть и не поддерживаю данную практику, но чаще всего отношусь с пониманием – многие родители до самого конца обучения финансово обеспечивают своего студента и уже хотя бы на основании этого имеют право быть в курсе, если, например, финансируемая ими личность забила на учёбу, отрастила кучу хвостов, в университете не появляется и т.п. Именно к контролю отношусь с пониманием, да. Потому что у меня самой в своё время племянник доучился и получил-таки диплом специалиста только благодаря постоянному и неусыпному контролю с моей стороны начиная с конца 2 курса. Об этом я рассказывала в одной из предыдущих статей.
Но. Всё-таки этот контроль не вполне уместен, я считаю. В университет поступают совершеннолетние молодые люди, дееспособные, которые уже должны сами определять свою жизнь. Я контролировала учёбу племянника по просьбе своей сестры, его матери Какой-какой матери? Парижской! Богоматери…, только поэтому. Контроль с моей стороны заключался в периодических проверках, ходит ли он на занятия, сдаёт ли семестровые работы, имеет ли допуски к экзамену. Обращаю внимание на то, что я никогда ни с кем из его преподавателей не разговаривала и не просила что-то ему просто поставить – всё сводилось к тому, что я контактировала с деканатом, а также пинала самого племянника: систематически наседала, требовала, чтобы готовился, выполнял работы, регулярно ругала и грозила всякими карами, по большей части выдуманными (но он пугался – впечатлительный парень – и это было действенно, чаще всего). Но если бы не сестра, мне бы и в голову не пришло его контролировать и тянуть, потому что считаю, что совершеннолетний человек способен сам решать, как ему жить своей жизнью. И он должен сам решать свои проблемы, если они появляются, а не подсылать родственников вместо себя.
Года три назад была такая ситуация. Один из студентов-гидрогеологов 1 курса ни разу за весь семестр не появился ни на лекциях по математике, ни на практических занятиях. Как следствие, я об этом поставила в известность деканат и не допустила его к экзамену. Впервые он предстал предо мной в январе, на консультации перед экзаменом – подошёл вместе со старостой своей группы. Точнее, это староста подошла, а он держался за её спиной и вёл себя так, будто бы речь шла вообще не о нём – молча улыбался и смотрел в сторону. Староста представила мне его – сказала: «Вот, Надежда Геннадьевна, это и есть Чернолесов (фамилия изменена), которого вы не допустили к экзамену. Что ему нужно сделать, чтобы получить допуск?»
А я терпеть не могу, когда взрослый совершеннолетний человек задаёт мне вопросы через третьих лиц. Через любых, даже через старосту. Он что, сам разговаривать не умеет? Если бы он сам этот вопрос задал, я бы наверно по-другому ответила, более конкретно, а так я отфутболила его решать данный вопрос в деканате – раз уж мне вопросы задают через третьих лиц, то и отвечать на эти вопросы я буду по той же схеме. Деканат я на тот момент уже в известность поставила, поэтому ему там предложили бы пройти повторно программу 1 семестра ускоренно – платно, как доп. услуги, оформив всё через контрактный отдел, после чего он должен был бы пройти тест и получил бы допуск к экзамену (тогда у нас это была практически стандартная процедура в подобных ситуациях). Но Чернолесов пошёл другим путём.
Через пару дней мне на электронную почту приходит письмо от его отца, Чернолесова-старшего. В письме сообщается, что Чернолесов-младший профессионально занимается футболом, а его отец, автор письма, является главным тренером одного из ведущих футбольных клубов Подмосковья, в котором занимается и сын. Сына он собирается переводить в институт физкультуры, поэтому им нужна «тройка» по математике. Сообщите, говорит, ваши условия. Что тут ответить? Из этого довольно длинного письма я так и не поняла два момента: 1) зачем Чернолесов-младший поступил в геологоразведочный университет, а не пошёл сразу в физкультурный; 2) почему Чернолесов-младший не пошёл путём, который я озвучила старосте – ничего другого, кроме повторного прохождения программы, я предложить всё равно не смогла бы. Ну и как обычно, меня возмутило, что родители пытаются решать проблемы за своего совершеннолетнего инфантила. Написала соответствующий ответный емейл и отправила.
Ещё через пару дней мне на мобильный телефон (где только номер взяла?) позвонила мать Чернолесова – опять «сообщите ваши условия». Они, наверно, подумали, что я побоялась «условия» в письменном виде изложить. Ха. Ха. И ещё раз ха. Пришлось опять делегировать решение их проблем деканату – раз Чернолесовы мои слова не понимают, причём не понимают всей своей спортивной семьёй, то уж в деканате им растолковали бы более доступно, что если хочешь «тройку», то учиться всё равно придётся. Больше Чернолесова я не видела ни разу. Он числился в списках группы ещё весь следующий семестр, а на 2 курсе его в списке уже не было.
Был ещё один случай. У нас с кафедры уволился один из преподавателей. Перед увольнением он спросил меня о студенте, который, как и Чернолесов, тоже ни разу за весь семестр не появился на моих лекциях, но, правда, посетил 3 или 4 семинара (семинары в его группе вёл другой преподаватель). Я обрисовала ситуацию, но пообещала всё-таки допустить данного студента к экзамену в ответ на соответствующую просьбу со стороны упомянутого коллеги. По-видимому, они были как-то знакомы, вследствие чего информация о допуске к экзамену до этого студента дошла.
Но вероятно понял он её по-своему. Студент решил, что допуск к экзамену это и есть «тройка», и на экзамен не явился. Нормально? Естественно, я поставила неявку в ведомость. Через какое-то время он мне пишет что-то типа: «С вами разговаривал насчёт меня доцент Анисимов (фамилия изменена), но вы поставили неявку. Что мне теперь делать?». Пришлось ему объяснить, что допуск к экзамену не означает автоматическое выставление положительной оценки – чтобы её получить, на экзамен надо явиться и хоть что-то решить в пределах необходимого минимума. При всём при этом я данного студента ещё до сих пор ни разу не видела. Больше от него самого никаких сообщений мне не было.
Но через пару дней я получила первое письмо от его матери. В письме говорилось, какой он молодец – с детства маме помогает по дому и с младшим братом, послушный, чистоплотный(!) и т.д. и т.п. Что он работает вахтой помбуром где-то в геологоразведочной партии. В общем – молодец по всем направлениям, и поэтому ему обязательно нужна «тройка» по математике. Логика - зашибись. Я уже упоминала выше, что терпеть не могу, когда на меня пытаются влиять через третьих лиц, а тем более, когда мне указывают, что и кому нужно поставить. Как говорится, не учите меня жить, и я не скажу, куда вам нужно идти. Кроме того, я предпочитаю с совершеннолетними людьми общаться лично, а не через родителей – у нас ведь не детский сад и не школа, а высшее учебное заведение. Поэтому на данное письмо я отвечать не стала. Ещё через пару дней я получила второе письмо от мамы данного студента, в котором она сообщила, что если он экзамен не сдаст, то его заберут в армию, а она этого очень боится (это всё происходило лет 5 назад, задолго до известных событий), поэтому я обязательно должна поставить «тройку» по математике её сыну. Офигеть. На это письмо я ответила – сообщила, что с совершеннолетними людьми общаюсь только лично, без посредничества родителей. На этом история завершилась. Данного студента за всё время я так ни разу и не увидела – самостоятельно прийти и сдать экзамен он так и не попытался.
Вообще, мне не нравится, когда родитель студента (взрослого, самостоятельного человека) пытается влиять на преподавателя в плане успеваемости – это действие, позорящее студента и перед преподавателем, и перед однокурсниками, я так считаю. У меня был случай, когда студентка-заочница даже на экзамен пришла с мамой. Мы потом ещё долго вспоминали данную ситуацию с коллегами. Этот сюр из серии «Бегу Витенька, бегу маленький!» я описывала ранее в одной из своих статей.
Что вы думаете об описанных ситуациях? Как бы вы поступили на моём месте? Пишите в комментариях.