Найти тему
Арт КомодЪ

Страсти из Перми: Passion, Дягилевский фестиваль 2024

Странная опера, странная… Современная? Да, но дело не только в этом. Современная здесь - это не только собственно о постановке (само собой), это и о музыке - опера в десяти сценах 2006–2007 годов рождения - опера нашего спрессованного и деформированного ХХI века. Композитор Паскаль Дюсапен, «Passion» («Страсть»), российская премьера на Дягилевском фестивале в Перми 2024. Либретто: Паскаль Дюсапен, Рита де Леттерис (Перевод на русский язык: Игорь Булатовский).

Во Франции «Passion» уже пели-ставили на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2009. Музыка Дюсапена вызывает живой интерес у европейского зрителя, композитор востребован. 

Паскаль Дюсапен (Pascal Dusapin); род. 1955 год
Паскаль Дюсапен (Pascal Dusapin); род. 1955 год

***

Он и Она. Они безымянны. И Другие (хор).

Опера новая, а тема вот вечная - аллюзия на миф об Орфее и Эвридике. Страсть. Анатомия распада отношений Его и Её. Надежда на возвращение былого счастья. Миг человеческой жизни и опера на полтора часа. Такой «Человеческий голос» Пуленка, но уже голос ХХI века, по-моему, со спецэффектами новейшего времени.

Passion, трансляция из Перми 2024 (Фото Никиты Чунтомова)
Passion, трансляция из Перми 2024 (Фото Никиты Чунтомова)

Интересная пластика солистов и перформеров, современные (светские?) костюмы - цветовые пятна на сцене в гармонии. Много движений - реальных и транслируемых на экраны. Многоуровневое действие - это тоже must have в современных постановках, где-то даже банально. Или теперь по-другому нельзя? 

Passion, трансляция из Перми 2024 (Фото Никиты Чунтомова)
Passion, трансляция из Перми 2024 (Фото Никиты Чунтомова)

Свет и тьма - это о световом решении. В финале оперы будет даже пламя. Сгорают надежды.

Passion, трансляция из Перми 2024 (screen shot)
Passion, трансляция из Перми 2024 (screen shot)

Не потеряться бы… Потому что ощущение сплошного транса и потустороннего: и в звуке тоже, в звуке особенно. Потустороннее все! Присутствие мыслительного процесса у зрителя обязательно. Тут не расслабишься - молекулярная химия требует внимания.

***

Оркестровый ансамбль в опере Passion потрясающий - современное барокко: флейта, гобой, английский рожок, валторна, арфа… и электроника. Поток, одним словом, поток звуков, движений и модернистского вокала, где ахи, охи и птичий (высокий) вокал у солистов. Сложные чувства транслируются нам  в течение полутора часов, чувства Его и Её, чувства людей (весь спектр страстей человеческих!), отношения которых заканчиваются в твоем присутствии. И где-то там ты… Но тебя там нет! В трансе отсутствие присутствующих не подразумевается? Аллюзия на Дом-2. Замочная скважина. Неловкость подсматривающего. Оторваться?..

«Она: Вижу тебя, слышу тебя. Вижу тебя.

Вижу тебя. Я вижу и слышу тебя.

О радость, о страсть! Вижу тебя, мой свет.

Он: Крылья несут меня, да, крылья!

Она: О мой свет, мое солнце!» (из либретто)

Итерационная лаконичность. Не всякому слушателю по плечу.

Passion, трансляция из Перми 2024 (screen shot)
Passion, трансляция из Перми 2024 (screen shot)

…И все же? В сухом остатке что? Интересно. Ребус потому что. Музыкальный новаторский ребус на мифы Древней Греции. Стихия. Современная модернистская стихия. Есть, правда, тут ловушка: когда много непонятного, публика перестает интересоваться «материалом»… Не перебрать бы!

Passion, трансляция из Перми 2024 (screen shot)
Passion, трансляция из Перми 2024 (screen shot)

Passion, трансляция из Перми 2024 (screen shot)
Passion, трансляция из Перми 2024 (screen shot)

***

За дирижерским пультом стильный и безупречный маэстро Теодор Курентзис. Ему вот такое новое и интересно, иначе иное зачем? Пионер он потому что. Мощь. В его обнаженных бицепсах тоже (Тео сегодня в черной тунике, без рукавов). Театр должен быть театральным, пусть бицепсы поиграют тоже.

Неистовый Тео за пультом (Фото Никиты Чунтомова)
Неистовый Тео за пультом (Фото Никиты Чунтомова)

…Ну, и мы причастимся по случаю.  Спасибо, Пермь, за трансляцию!

***

Режиссер постановки в Перми - Анна Гусева. Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис. Действующие лица и исполнители:

Она — Наталья Смирнова

Он — Сергей Годин / Кирилл Нифонтов. 

Им было непросто… И крупных планов солистов режиссер не планировала, похоже. Поток. И это все. И этим - все. Ничего обратно вернуть нельзя. Это жизнь. Поток пережитого, страсти, потери - они есть у всех… Безнадежное утешение?

«Она: Прощай. Прощай, мой свет. Твое лицо — река

Прощай. Теперь я знаю всё»… (из либретто, финал)

Такой финал страстей хочется обрамить чем-то изысканно-метафоричным. Может быть, так?

«Бывает, что лист тонет, а камень плывет». (Японская пословица) 

Утешение.

©️ Мила Тонбо 2024

Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»