Странная опера, странная… Современная? Да, но дело не только в этом. Современная здесь - это не только собственно о постановке (само собой), это и о музыке - опера в десяти сценах 2006–2007 годов рождения - опера нашего спрессованного и деформированного ХХI века. Композитор Паскаль Дюсапен, «Passion» («Страсть»), российская премьера на Дягилевском фестивале в Перми 2024. Либретто: Паскаль Дюсапен, Рита де Леттерис (Перевод на русский язык: Игорь Булатовский).
Во Франции «Passion» уже пели-ставили на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2009. Музыка Дюсапена вызывает живой интерес у европейского зрителя, композитор востребован.
***
Он и Она. Они безымянны. И Другие (хор).
Опера новая, а тема вот вечная - аллюзия на миф об Орфее и Эвридике. Страсть. Анатомия распада отношений Его и Её. Надежда на возвращение былого счастья. Миг человеческой жизни и опера на полтора часа. Такой «Человеческий голос» Пуленка, но уже голос ХХI века, по-моему, со спецэффектами новейшего времени.
Интересная пластика солистов и перформеров, современные (светские?) костюмы - цветовые пятна на сцене в гармонии. Много движений - реальных и транслируемых на экраны. Многоуровневое действие - это тоже must have в современных постановках, где-то даже банально. Или теперь по-другому нельзя?
Свет и тьма - это о световом решении. В финале оперы будет даже пламя. Сгорают надежды.
Не потеряться бы… Потому что ощущение сплошного транса и потустороннего: и в звуке тоже, в звуке особенно. Потустороннее все! Присутствие мыслительного процесса у зрителя обязательно. Тут не расслабишься - молекулярная химия требует внимания.
***
Оркестровый ансамбль в опере Passion потрясающий - современное барокко: флейта, гобой, английский рожок, валторна, арфа… и электроника. Поток, одним словом, поток звуков, движений и модернистского вокала, где ахи, охи и птичий (высокий) вокал у солистов. Сложные чувства транслируются нам в течение полутора часов, чувства Его и Её, чувства людей (весь спектр страстей человеческих!), отношения которых заканчиваются в твоем присутствии. И где-то там ты… Но тебя там нет! В трансе отсутствие присутствующих не подразумевается? Аллюзия на Дом-2. Замочная скважина. Неловкость подсматривающего. Оторваться?..
«Она: Вижу тебя, слышу тебя. Вижу тебя.
Вижу тебя. Я вижу и слышу тебя.
О радость, о страсть! Вижу тебя, мой свет.
Он: Крылья несут меня, да, крылья!
Она: О мой свет, мое солнце!» (из либретто)
Итерационная лаконичность. Не всякому слушателю по плечу.
…И все же? В сухом остатке что? Интересно. Ребус потому что. Музыкальный новаторский ребус на мифы Древней Греции. Стихия. Современная модернистская стихия. Есть, правда, тут ловушка: когда много непонятного, публика перестает интересоваться «материалом»… Не перебрать бы!
***
За дирижерским пультом стильный и безупречный маэстро Теодор Курентзис. Ему вот такое новое и интересно, иначе иное зачем? Пионер он потому что. Мощь. В его обнаженных бицепсах тоже (Тео сегодня в черной тунике, без рукавов). Театр должен быть театральным, пусть бицепсы поиграют тоже.
…Ну, и мы причастимся по случаю. Спасибо, Пермь, за трансляцию!
***
Режиссер постановки в Перми - Анна Гусева. Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис. Действующие лица и исполнители:
Она — Наталья Смирнова
Он — Сергей Годин / Кирилл Нифонтов.
Им было непросто… И крупных планов солистов режиссер не планировала, похоже. Поток. И это все. И этим - все. Ничего обратно вернуть нельзя. Это жизнь. Поток пережитого, страсти, потери - они есть у всех… Безнадежное утешение?
«Она: Прощай. Прощай, мой свет. Твое лицо — река
Прощай. Теперь я знаю всё»… (из либретто, финал)
Такой финал страстей хочется обрамить чем-то изысканно-метафоричным. Может быть, так?
«Бывает, что лист тонет, а камень плывет». (Японская пословица)
Утешение.
©️ Мила Тонбо 2024
Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»