Найти в Дзене

Проповедь в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых (2013.06.30). Протоиерей Димитрий Смирнов

Сегодня завершающий день пентекостального цикла литургического, и этот день посвящён памяти всех святых. Это очень важный день, через который Святая Церковь показывает нам, к чему каждый крещёный человек должен прийти в результате своей жизни. Крещёных у нас в стране более ста миллионов человек, но из них очень маленькая часть представляет себе, в чём заключается смысл жизни. И вот, такая дезориентация приводит к очень большим страданиям людей и потере этого смысла, что и делает жизнь бессмысленной, а человек как духовное существо, естественно, от этого страдает. Одни говорят: «У меня смысл – в работе», а другие говорят: «Смысл в моём ребёнке», а третьи находят ещё какую-нибудь прекрасную цель. И когда в один прекрасный день его выгоняют с работы, хоть в петлю лезь. Хотя, Господи помилуй, из-за чего тут вообще расстраиваться? Потому что не может работа быть смыслом жизни, её какой-то целью и так далее. Или смысл жизни в каких-то научных открытиях. Вот Ландау попал в автомобильную катастрофу и лишился возможностей своего гениального мозга. И что теперь, в петлю что ли? Да нет. Смысл жизни не может быть в науки. Смысл не может быть в детях. Потому что дети могут умереть, детей могут отобрать, детей могут убить, дети могут погибнуть под трамваем или от ножа в подъезде. И что? Из-за этого смысл жизни уходит? Нет.

Смысл жизни в том, чтобы достичь Бога. Достичь Царствия Небесного, которое выражается в том, что Святый Дух, который сошёл на Церковь в 33 году нашей новой христианской эры (это мы неделю назад праздновали) вошёл в моё сердце. Потому что каждый человек в своей жизни управляем обычно своими страстями. Особенно видно это у детей: каждый ребёнок либо чего-то очень хочет, либо чего-нибудь очень не хочет. Это всё проявление его страстной природы. А тот человек, который уверовал во Христа Спасителя (а Спасителя от чего – от страстей), он приходит к тому, что жизнь направляет на исполнение заповедей Христовых. Они его приводят последовательно к тому, что Дух Святый войдёт в его сердце, и он управляется уже не «хочу», «не хочу», а только одним: а угодно ли это Богу? Потому что если это будет угодно Богу, тогда Господь Дух Святый мне в этом поможет, а если это не угодно Богу, тогда Дух Святый меня покинет, и смысл жизни теряется. Чаще всего мы на исповеди каемся в том, что осуждаем наших ближних за их какие-то заведомо неправильные действия. Но ведь один грешник не может осуждать другого грешника. Почему? Не только потому, что это нехорошо. А это действительно нехорошо, потому что это всё равно что хромой показывает пальцем на кривого и говорит: «Смотри, кривой!» Ну хорошо, а ты? А ты хромой. Экая разница! Он инвалид, и ты инвалид. Вы должны друг друга поддерживать. Хромой кривому должен путь указывать, а кривой поддерживать хромого, чтобы он не оступился, ему со своей хромотой тяжело ходить. Нужно не осуждать друг друга, а помогать. Вот это будет по-христиански.

И вот как преобразить жизнь, чтобы она протекала по-христиански. Для этого Христос Спаситель дал заповеди. Заповеди, как Он Сам сказал, не тяжкие, но они необходимы, чтобы нас как-то сориентировать. А потом уже мы будем жить так, как будто эти заповеди не просто в виде какого-то императива заданы, а это уже само сердце наше будет выбирать тот поступок, который будет согласен с волей Божией. И тогда, когда Господь Святый Дух, видя, что мы хотим совершить то, что согласно с Его волей, Он нам в этом помогает. А если видит, что нет на это воли, Он отступает. С Божественной точки зрения бессмысленна жизнь человека, если она прошла без того, чтобы согласовывать свою волю с волей Божией. А так весь мир, который вокруг нас, создан Богом, и более того, мы сами созданы Его Словом и по Его закону, то чтобы жить гармонично, что на человеческом языке называется «счастливо», мы должны быть в согласовании. Сейчас жарко – можно выпить воды, полегче будет. Почему? Нас Господь так устроил, что мы на 75 процентов состоим из воды. В жару у нас вода испаряется, если мы пьём воду, то нам как биологическому организму становится легче. А давайте заменим воду синильной кислотой. Вместо стакана воды полстакана синильной кислоты. И через 15 минут – труп. Почему? Ну, нарушен закон Божий. Мы же не из кислоты состоим, не кислота из нас испаряется. Поэтому тот, кто живёт против закона Божия, тот быстренько превращается в труп.

Заповеди даны не для того, чтобы нас как-то замучить. Как маленькие дети рассуждают: родители нужны только для того, чтобы заставлять игрушки собирать. Он просто не видит, что его кормят, поют, одевают, лечат и так далее. Даже беспокоятся, если на улице холодно, так ли он одет, потому что так он выбежит безо всего, без шапки, а потом воспаление лёгких, а потом – та же самая смерть, если его не лечить антибиотиками. А это всё мама должна хлопотать. Потому что он больше никому на свете не нужен. Убежал он, пропал – это вообще никого не волнует: ни милицию, ни Минздрав. Только маме и нужен. А он думает, что мама только для того, чтобы не давать играть в полпервого в кубики: «вот она вечно пристаёт, вот надо всё убирать, вот мы только начали, а вот опять надо всё убирать», и так далее. А почему? Да потому что он глупый.

И так каждый человек. Он эту свою глупость, несуразность сохраняет до старости. Пришёл в мир Спаситель и сказал, как спастись, а человек вместо того, чтобы спасаться, он себя только губит, губит, губит. Сам мучается от этого, страдает… А путь предначертан и указан даже в богослужении: завершается вот этот цикл, наш взор обращён на святых людей. Почти в каждом языке есть слово, обозначающее святость. И в каждом народе (даже не зависимо, какой религии эти народы) можно отметить этих людей. Что их отличает от всех остальных? Во-первых, они не похожи. Не похожи не внешне. Хотя, обычно так бывает, что немножко и внешне. Потому что у обычного человека морда угрюмая, он вечно недоволен, он вечно всё осуждает, ему вечно всего мало, он брюзжит, он всегда говорит «я, я, я, я». А вот те люди, которых почитают за святых, вообще никогда не говорят «я», они никого не осуждают, у них лица всегда веселы, они счастливые люди, потому что у них полная гармония с Богом, с миром, с людьми, они всё прекрасно понимают. Вот, допустим, святого человека кто обокрал: он не рвёт на себе волосы, не проклинает, он же очень хорошо понимает, что раз есть заповедь «не укради», некоторые люди воруют. И вот, так случилось, что ты нарвался на такого. Что тут вообще нового под луной? Один человек обокрал другого. Экая невидаль! Слава Богу, что не убил, а и такое бывает. Абсолютно ни за что.

И вот, Христос пришёл, чтобы в мире властвовал не закон этого хаоса, разрухи, злобы, а чтобы часть людей, которая не хочет жить по этому закону, пошла бы за Христом к святости. Но это не значит, что с этого момента у них и денег будет достаточно, и здоровье будет хорошее, нет. Все те же трудности, как у всех остальных людей на земле, будут. Но появляется смысл, во имя чего это делать. Потому что, конечно, мы все заболеем, мы все умрём, все предстанем на Суд Божий, и очень важно, как мы прожили эту жизнь, к чему мы в конечном итоге пришли, чего мы достигли. И вот, с точки зрения Божества, самое главное, чего мы должны достигнуть, это святости. Святость – это не наше природное свойство. Оно было таким в Адаме, но Адам согрешил, и лишился всего. И нам это вновь, как преподобный Серафим говорил, нужно стяжать, чтоб опять благодать Божия к нам пришла. А благодать Божия нас преображает: мы из жадных делаемся щедрыми, из раздражительных превращаемся в терпеливых, из гневливых – в кротких, из сребролюбивых, наоборот, в готовых другому человеку помочь. В этом есть смысл жизни, а не в том, чтобы что-то приобрести себе, потому что что бы ты ни приобрёл, это всё останется на земле. А кем ты станешь. Вот в результате жизни кем ты стал, это богатство с тобой уйдёт в мир иной. А что ты наберёшь тут, какую-то славу, известность – это всё останется здесь. Я как-то вам рассказывал, один мой друг, он уже умер давным-давно, умер он уже священником, монахом, он был литератором даже, кончил Литературный институт. И однажды ему приснился Пушкин Александр Сергеевич. Рассказывает: «Идёт по полю, ветер, у него плащ так развевается. Я остановился в таком остолбенении и говорю: “Александр Сергеевич, если бы Вы знали, какая у Вас на земле слава!” А он так повернулся ко мне горько и отвечает: “А зачем мне теперь эта слава…” И ушёл». Действительно, зачем? На небесах совсем другая слава. И Бог-то хочет, чтобы мы достигли вот этой божественной славы. А не людской: сегодня у тебя слава, ты народный, ты «засушенный», ты весь в орденах… А потом? А ты в доме престарелых, ходишь под себя, ты никому не нужен. И любая техническая сотрудница говорит: «Слышь, ты, бабка! Уйди отсюда!» «Как Вы смеете со мной так разговаривать?! Я такая-то такая-то!» А она говорит: «В гробу я видала твои все достижения». И кому они нужны? Когда ты была молодая и красивая, ты была всем нужна, а сейчас ты не нужна никому. Так что это всё может кончиться ещё и на земле. Они, конечно, силятся всё это как-то продлить, но… Это всё почему? Ненастоящее. Это всё такая бижутерия, это всё не достойно человека. А человека достойно только то, что вечно. Потому что само слово «человек» значит «вечная личность». Чело – это лицо, а век – само по себе понятно, что это значит. «Человек» – это от слова «вечная личность». И вот к этому мы должны стремиться. А к этой вечности мы должны быть приобщены только через Бога. А это осуществляется только посредством благодати. Поэтому святой человек – это не тот, кто самый умный, самый хорошо воспитанный, это не тот, кто самый талантливый, это не тот, кто самый красивый, самый сильный, самый богатый. Это всё перед Богом ничто. А святой человек – это в ком есть Святой Дух. Вот. Вот это цель христианской жизни. Для этого людей и крестят. Смысл того, что мы, Церковь, крестим людей, в том, что мы надеемся, что этот человек, маленький или большой, который пришёл ко крещению, захочет благодати Святаго Духа больше, чем чего-либо, что существует на свете прекрасного. Потому что самые прекрасные вещи земные, к сожалению, временные.

Вот, поэтому прославляем сегодня день Всех Святых, а сегодня у нас у всех день ангела, а это тоже так продумано Церковью – нам, крещёным давать имена святых, чтоб мы на них смотрели, удивлялись и стремились бы им подражать. Это не просто так. Одно дело: «А меня назвали в честь дедушки». Замечательно. «А кто был твой дедушка?» – «А мой дедушка был пьяница», – «Хорошо назвали. Отлично», – «А тебя?» – «А меня – в честь Георгия Победоносца». Немножко различаешь? Для чего тебя назвали? А что бы ты благодатью Божией драконов зла побеждал. Вот это нам хорошо нужно понять.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/