Сегодня я публикую третью часть истории под кодовым названием "Дело с душком", в которой рассказываю чем закончился процесс.
Предысторию можно прочитать здесь:
Помните детскую загадку на логику, в которой нужно было поочередно перевезти в лодке на другой берег волка, козу и капусту, да так, чтобы никто никого не сожрал?
Вот мне предстояло придумать нечто подобное, только в моем случае все осложнялось еще и тем, что каждого участника этого процесса нужно было убедить в необходимости этого переезда.
После второго судебного заседания Николай Семенович попросил меня отозвать иск, сказав, что хочет прекратить производство по делу и закончить эту историю. Он признал тот факт, что изначально знал, что купил машину не у Руслана, и погорячился, поддавшись чужим уговорам и решив взыскать с него деньги.
Мы понимали, что шансы найти фактического продавца автомобиля были ничтожно малы, так как Эмиль/Эмин не имел российского гражданства и по месту регистрации не проживал. Правоохранительные органы же недвусмысленно дали понять, что не намерены заниматься этим делом.
Более того, существовал риск и того, что Николай Семенович может лишиться не только уже потраченных денег, но и автомобиля, так как «законный» собственник мог истребовать автомобиль из чужого незаконного владения. А еще клиент переживал, что Руслан взыщет с него понесенные судебные расходы.
В связи с чем передо мной стояла следующая задача:
1. Не ухудшить и без того сложное положение истца, минимизировав финансовые потери.
2. Не «утопить» ответчика, ибо он действительно был невиновен, а также решить с ним вопрос о владении автомобилем.
3. Соблюсти интересы компании, исполнив предмет договора. И, соответственно, получить свой гонорар (да-да, юристы делают свою работу не только из любви к искусству и тоже хотят кушать).
В любом судебном процессе истец и ответчик априори находятся не в самых дружеских отношениях и далеко не всегда готовы сесть за стол переговоров. В данном случае накал был таков, что нельзя было допускать даже вероятности встречи Истца и Ответчика, чтобы все это не взлетело на воздух.
Для того чтобы сгладить углы и прийти к компромиссу нужно было убедить каждую из сторон в том, что другая - ему не враг.
Как этого добиться? Придумать правдоподобное оправдание и убедить в этом оппонента.
Согласитесь ли вы пойти на встречу человеку, который целенаправленно хотел решить свои проблемы за ваш счет и подал на вас в суд, осознавая, что вы не являетесь надлежащим ответчиком? Нет.
А если вы видите перед собой не расчетливого эгоиста, а пожилого доверчивого человека, к тому же, испытывающего проблемы с памятью, который в силу возраста не проявил должной осмотрительности и сам стал жертвой негодяев? Тут можно и задуматься…
В общем, в течение трех последующих недель я постоянно общалась со сторонами дела и пыталась уговорить их прийти к какому-то компромиссу. И мне это удалось.
В итоге мы достигли договоренности о том, что Руслан и Николай Семенович признают договор купли-продажи заключенным, а право собственности на автомобиль перешедшим к покупателю, и при этом не имеют друг другу каких-либо претензий. Тем самым решив и вопрос с правом собственности на автомобиль и обезопасив Николая Семеновича от того, что Руслан решит взыскать с него судебные издержки. Более того, Руслан был готов помочь Николаю Семеновичу решить вопрос с постановкой автомобиля на учет.
В итоге, перед финальным судебным заседанием мы с представителем ответчика подписываем соглашение и заходим в зал суда, где я готовлюсь подать отказ от иска. Далее же происходит то, чего никто из нас не ожидал: открывается дверь и в зал заходит наш соответчик Эмиль, извиняясь за опоздание.
Мы с юристом Руслана многозначительно переглядываемся, я отодвигаю на край стола заявление об отказе от иска, и суд начинает рассмотрение дела по существу.
Пока стороны излагают свою позицию, я аккуратно фотографирую Эмиля и отправляю его фото Николаю Семеновичу с вопросом у этого ли мужчины вы купили авто?
Тем временем, Эмиль поясняет, что в июле он действительно приобрел у Руслана «Рено Логан» за 200000 рублей, а спустя 2 недели он продал этот автомобиль гражданину Узбекистана, передав тому все документы и доверенность, ранее полученную от Руслана. В обоснование своих слов Эмиль предъявляет суду оригиналы договоров и расписки, подтверждающие факт продажи.
Все мы понимаем, что Эмиль врет, так как на видеозаписи, приобщенной Русланом и обозреваемой в судебном заседании, этот же человек не оспаривал тот факт, что продал автомобиль Николаю Семеновичу (при этом, на видеозаписи Николая Семеновича все называют «дедом»).
Судья, по уже сложившейся традиции, снова отключает аудиопротоколирование и теперь уже начинает песочить Эмиля, параллельно объясняя нам то, что эта история не должна рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства, так как состав преступления тут очевиден. Впрочем, очевиден он всем кроме полиции.
Далее я прошу суд предоставить перерыв на 5 минут, чтобы я могла связаться с доверителем и уточнить опознает ли он по фото Эмиля и сможет ли подтвердить, что купил автомобиль у него. Суд идет навстречу и объявляет перерыв.
Я звоню Николая Семеновичу, прошу еще раз посмотреть на фото и дать ответ, после чего клиент с уверенностью отвечает, что Эмиль ему не знаком.
Да блин!!!!
Я объясняю клиенту ситуацию и спрашиваю какое решение он примет: отзывать иск и прекращать производство по делу, либо просить суд привлечь в качестве соответчика некоего гражданина Узбекистана, которому Эмиль якобы продал машину. При этом, я честно говорю клиенту, что наверняка выяснится, что этот узбек «продал» машину кому-то еще, а тот по цепочке далее, ибо имя им - легион.
Николай Семенович выбирает первый вариант, так как в данном случае, синица в руках лучше чем журавль в небе.
Я возвращаюсь в зал суда и подаю заявление об отказе от иска. Финал.
Не сомневаюсь, что в данном случае клиентом было принято верное решение.
Да, можно было бы пойти дальше и добиться возбуждения уголовного дела, решая вопрос уже в уголовно-правовой плоскости. Но это также было бы для клиента ресурсозатратным мероприятием, а клиент к этому готов не был.
По большому счету, Николай Семенович сам организовал себе эти проблемы и расходы, допустив две фатальные ошибки: не проверив должным образом документы продавца и автомобиль перед покупкой и соврав юристам.
Дело разрешилось, но стойкий аромат ….. остался.