Сборник рассказов современных авторов (некоторых я даже ни разу не встречала) «До встречи в книжном» привлек, конечно, своим названием. Чем-то романтически прекрасном, вязанном с книгами, повеяло, когда увидела в Списке рекомендаций новую аудиокнигу. Включила запись, не задумываясь. И не пожалела. Первые рассказы понравились очень. Какие-то оказались «проходными», но в целом осталось приятное впечатление.
Идея и реализация – 8+6 баллов
Общее у всех новелл – тема, но, к сожалению, не встреча в книжном магазине (какая была бы идея!), а просто сама книга.
Да, истории совсем простенькие, не требуют вдумчивого чтения, выводы на поверхности, причем мораль каждого рассказа приблизительно одинакова: книга может изменить нашу жизнь, чтение – спасти от одиночества. Рассказы разных жанров – от фэнтези, когда мать обращается за помощью к книжной ведьме, чтобы вызволить дочь из книжного мира, где она скрывается (Екатерина Шабанова «Не зная куда, не ведая что») до жизнеутверждающего реализма, когда прочитанный роман Гончарова «Обломов» может изменить судьбу (Евгения Штольц «Чувство жизни»).
«О, на что способна книга! Когда ты мысленно переносишься из тесной комнатки два на два метра в большие залы, где в воздухе витает любовь, а за окном поют птицы, - не чудо ли это? Когда боясь любви, в один миг влюбляешься. Когда сердце, не дрожащее при виде самых страшных бедствий, может задрожать от сочувствия просто при чтении, да чтении чего - простых букв!»
Пожалуй, самой необычной оказалась первая история – рассказ Е. Шабановой «Не зная куда, не ведая что». Наш мир населяют не только люди, но и ведьмы, которые подчиняются своему «ведовскому содружеству» (что вполне естественно). Некоторые люди обладают талантом «ходить» по книжным мирам в сопровождении одаренной ведьмы. Хорошая задумка! Книжная ведьма уникальна, ведь она может проложить путь в любом книжном лабиринте.
«Книга могла быть дорóгой или подспорьем, могла быть вокзалом или комнатой отдыха, могла даже быть домом — вторым или третьим, и никогда единственным. Но люди делали первый шаг. Люди понимали, на что опираться. Люди выбирали убежище, или страсть, или тень — а Лина улыбалась едва заметно, прячась за форменной шляпой».
Понравилась идея рассказа Саши Степановой «В переводе колдуна». Городской легендой оброс некий пятитомник, название которого мы так и не узнаем (тоже хорошая придумка): изданный в 1997 году в переводе колдуна Колодаря, как написано на обложке, он переиздавался, и ни в одной частной библиотеке нет в наличии всех 5 томов. Считается, что книги не то прокляты, не то заколдованы. И Женька, студентка филологического факультета, решает написать курсовую по этим книгам. Три у нее есть, первую она случайно нашла. Нашла?
«Женька украла книгу.
Еще полчаса назад она не знала, что станет воровкой».
Но постепенно сюжет как будто вянет, динамика исчезает, логика нарушается. А жаль. Многообещающим было начало.
Рассказ Анви Рид «Тайны книжных страниц» - это смесь любовного романа и попыток социально-психологической прозы. Бедная девочка Элла – изгой в ученической среде, потому что БЕДНА, - находит отдушину в книгах и живописи. Она помогает библиотекарю, получая возможность читать все, что пожелает, и рисует, мечтая о художественной школе. Книга Пулмана «Северное сияние», читая которую она оставляет на полях свои заметки и рисунки, знакомит ее с мальчиком. И история о книге перерастает в самый шаблонный рассказ о любви.
Обращение к классике в рассказе Евгении Штольц «Чувство жизни» несколько удивило, особенно выбор книги, которая мотивировала героиню, – И. Гончаров «Обломов». Нет, то, что Обломов – замечательный пример, как НЕ надо жить, понятно, но вот чтобы ТАК зачитывалась «Обломовым» молодежь, это немного странно. Поэтому показался рассказ несколько надуманным, как будто выпускное сочинение читаешь.
«Самое чудесное в книге - это то, что она зачастую говорит на одном с читателем языке. Каждый видит в ней то, что ему близко, поэтому одна и та же книга для одного может быть о лени, для другого - о чувстве жизни, для третьего - о проблеме мещанства. А иногда может случиться даже такое, что человек увидит в книге решение своих же проблем чужими глазами, увидит свою душу, как в отражении зеркала».
Герои – 5 баллов
Самое слабое в рассказах, практически во всех, - это раскрытие персонажей. В большинстве своем они получились шаблонными. А книга как герой произведений не показана вовсе.
Стиль – 7 баллов
Рассказы как будто немного «сырые», как будто писателям не хватает опыта писательского и житейского.
Общий балл – 26 баллов
Несмотря на достаточно низкую оценку, послевкусие осталось приятным.
«Книги дают нам выбор. Мы будто видим взгляды разных людей на одну и ту же ситуацию, у нас, бывает, появляются варианты там, где в голову ничего не приходило».