Найти в Дзене
Интересная фантастика

Черновики профессионального читателя фантастики. Советская фантастика восьмидесятых: ну и где здесь застой?!

Здравствуйте, уважаемые читатели. В прошлом году выпустил здесь, на канале, несколько постов под условной рубрикой «Черновики». Писал там про советскую фантастику, с заделом на более детальные и структурированные обзоры, с цельным анализом, выводами и т.п. Что-то удалось реализовать, что-то еще в планах. В общем, не зря делал наметки, ставшие основой для других статей. Да и комментарии под постами пригодились, в дальнейшем. Решил воспользоваться таким приемом и сегодня. Как и в предыдущих «черновых» постах, речь далее пойдет о советской фантастике. Если более конкретно, о советской фантастической литературе восьмидесятых годов прошлого века. То есть, о ее последнем периоде.

Картинка для заставки
Картинка для заставки

На днях прочитал небольшой материал на тему поздней советской фантастики. Примерный посыл был таков: стагнация и топтание на месте. Взлет советской фантастической литературы начался во второй половине пятидесятых годов. Имевшиеся до того установки на полный приоритет так называемой фантастики ближнего прицела, ставящей во главу угла описание ближайшего будущего, были изменены. Вернее, космическая фантастика получила шанс на реинкарнацию. Во многом, это случилось стараниями Ивана Антоновича Ефремова, после публикации его романа «Туманность Андромеды». Был дан толчок дальнейшему развитию фантастики «дальнего космоса». Ну и вообще, интерес к жанру усилился. В шестидесятые годы творили такие талантливые авторы, как: Север Гансовский, Дмитрий Биленкин, Исай Лукодьянов и Евгений Войскунский, Генрих Альтов и др. Конечно же, необходимо упомянуть, в разрезе фантастики второй половины пятидесятых – шестидесятых гг., Аркадия и Бориса Стругацких. Впрочем, Стругацкие - это отдельная галактика во вселенной советской фантастики.

Затем, в семидесятые случился регресс. Многие периодические журналы и издательства перестали публиковать фантастику. Ну и, в общем, ничего интересного в фантастической литературе больше не происходило. Таких материалов в сети достаточно. Мол, вот все тут закончилось. Иногда, правда, упоминают Кира Булычева, по большей части, касаясь его детской фантастики про Алису Селезневу.

Но позвольте?! Если говорить о творчестве Кира Булычева, то его лучшие «взрослые» циклы «Гусляр», «Павлыш», «Андрей Брюс» и др., были созданы именно в семидесятые – восьмидесятые годы. Причем, мне, лично, больше понравились именно произведения, написанные в последнее десятилетие советской фантастики. Вспомнить только роман «Поселок», обе части которого были опубликованы в те годы («Перевал» в 1980-ом году, «За перевалом» в 1986-ом). Одна из лучших, на мой взгляд, новелл о Славе Павлыше «Тринадцать лет пути» увидела свет в 1984-ом году. Ну а большая часть серии была написана Булычевым в семидесятые.

Да, фантастика Булычева не ставит важнейших вопросов человеческого бытия, в отличии от творчества Стругацких. Не задаются такими вопросами и многие другие авторы второй половины семидесятых – восьмидесятых годов. Но, во-первых, Стругацкие – очень специфические авторы нашей фантастики. Да, в литературном плане их творчество является абсолютной величиной фантастического Олимпа русскоязычной фантастики. До сих пор, даже в совокупности с постсоветской фантастикой, во всем ее многообразии, высказывание «есть Стругацкие, а есть остальная фантастика» будет если и преувеличением, то не очень большим. Бесконечно люблю фантастику АБС. Однако, при всей любви, признаю, что ее посыл всегда был сверхидеалистичен, что в раннем «коммунарском» периоде Предполуденного и Полуденного циклов, что в позднем творчестве «обличения». Полутонов Стругацкие не знали. В общем, данная сторона творчества АБС выходит за рамки, собственно, научно-фантастического жанра. Здесь уже нужно рассуждать о судьбе дореволюционной и советской интеллигенции, ее происхождении, взглядах, судьбе и т.п. вещах. А еще присовокупить к этому такое явление, как «шестидесятничество». Друзья, с вашего позволения, оставлю все эти вопросы другим каналам и ресурсам, хватает за глаза фантастики, во всем ее многообразии. В контексте же данной статьи, мне кажется важным подчеркнуть, что научная фантастика не только и не столько про выбор, принципы и идеалы, но и про людей, что просто живут и работают. Как говорится, времена не выбирают, в них живут и умирают. На одного дона Румату, с его тяжким грузом прогресса, и Фила Вечеровского, бросившего вызов самому мирозданию, приходятся десятки павлышей, чьи приключения может и не так важны для осознания идеалов, но являются костяком жанра. Если перенести аналогию на зарубежную НФ, то давайте вспомним Азимова, с его глобальным Основанием и Кларка, как одного из основоположников строгой НФ. Глыбы. Титаны. Но рядом с ними, и после них, творили авторы, что в фантастической табели о рангах, обычно ставятся чуть ниже: Фармер, Гаррисон, Андерсон, Шекли и… несть им числа. Но без этих десятков авторов не было бы всеми любимой фантастики Золотого Века. Тоже самое и у нас. Да, шестидесятые были ярки гениальной фантастикой Стругацких, сильными новеллами Гансовского, искрометными рассказами Варшавского, детской и подростковой фантастикой Казанцева и Мартынова. Но устоявшаяся, зрелая фантастика, по стопам первопроходцев, вышла уже позже.

Как можно забыть великолепную научно-фантастическую эпопею «Лунная радуга» Сергея Павлова, две части которой увидели свет в 1978 и 1983 гг. Или изящную, сказочную и поэтическую фантастику Ольги Ларионовой: цикл «Знаки зодиака», трилогию «Лабиринт для троглодитов». Кстати, последняя была опубликована во второй половине восьмидесятых. А «Капитан Ульдемир» В. Михайлова, «Сезон туманов» Е. Гуляковского, фантастику Головачева, Корабельникова, Савченко, Колупаева и многих других. Только перечисление и самый краткий обзор, буквально в двух словах, самых лучших, знаковых произведений этих авторов, написанных во второй половине семидесятых – восьмидесятые годы займет объем какой-нибудь диссертации или эссе. К примеру, лет шесть назад я наткнулся на повесть Владимира Савченко «Пятое измерение» (1988 г.). По сюжету, группа ученых исследует параллельные измерения, в чем-то отличающиеся от исходной реальности. Слушайте, но написано, как минимум, не хуже забугорной фантастики про альтернативные реальности. Причем, в отличии от идентичных по теме книг того же Кейта Лаумера, или Фредерика Пола, основа здесь чисто научно-фантастическая. Так сказать, «хард сай-фай» без всяких примесей.

Думается, что во многом, такое, несколько предвзятое мнение о поздней советской фантастике складывается от некоей политизированности публицистов, смотрящих на предмет исследования сквозь призму штампов об оттепели, застое и всего такого. При этом, отметается сам жанр, его развитие без привязки к общественным процессам. Ну и, конечно, зачастую пишут о застое в поздней советской фантастике люди, столкнувшиеся в то время с разного рода препонами. К примеру, с прекращением публикации фантастки в центральных журналах. Тогда, благодаря энтузиастам, эстафету подхватили региональные издания: «Уральский следопыт» и др. Нельзя не отметить возникший в те годы феномен КЛФ – клубов любителей фантастики. В общем, где-то публицисты отражали и объективные моменты той действительности, где-то играла роль элементарная злость и обида, ну и мода времен перестройки и ранних девяностых тоже имела место. Обличать «застой» считалось мейнстримом.

Но сейчас середина двадцатых двадцать первого столетия. И говоря о поздней советской фантастике, возьму на себя смелость утверждать, что произведения второй половины семидесятых – восьмидесятых годов как-бы и посильнее фантастики шестидесятых. При этом, конечно же держу в голове условность любых таких сравнений и соревнований, феномены Ефремова, Стругацких, Гансовского, Варшавского и др., ну и субъективизм оценок: разность предпочтений, мнений и вкуса.

Если мы говорим о советской фантастике восьмидесятых, то как не упомянуть и деятельность Бориса Натановича Стругацкого, много сил и труда отдавшего работе с молодыми авторами. Читая сегодня материалы о составе семинаристов БНС, можно увидеть такие фамилии, как: Лазарчук, Логинов, Рыбаков, Л. И Е. Лукины и др. Думается, в представлении они не нуждаются. Кстати, в опубликованной вчера подборке делал обзор на роман Евгения Лукина «Разбойничья злая луна» (1997). Элементы «социалочки» там явственны. Может быть и под влиянием БНС. Социальные мотивы в фантастике Стругацких присутствуют почти всегда.

Такой вот получился несколько сумбурный «опус». Для полноценного материала нужно будет более детально изучить публицистику, особенно изданную в перестроечное и постперестроечное время, ну и, пусть и кратко, но более системно изложить суть «претензий» к фантастике восьмидесятых и назвать авторов, а основную часть сделать объемней, с примерами фантастических произведений и т.п. Подойдет ли такой материал для нашей платформы? Трудно сказать. Но «в планах" наметил.

Спасибо за внимание.

Критику в комментариях приветствую, как и ваше мнение о фантастике восьмидесятых. Если же напишите о ваших любимых книгах того времени, будет полный шик и блеск.

Ссылки на все новые обзоры канала оперативно размещаются в телеграме Интересной фантастики https://t.me/infantastika