Найти тему
Яндекс Аренда

Кто отвечает за сохранность имущества в арендованной квартире

Во время долгосрочной аренды ремонт может износиться, а предметы мебели и техники — сломаться. После выезда жильца из квартиры могут возникнуть спорные ситуации: например, арендатор сломал холодильник и говорит, что так и было, или хозяин квартиры не отдаёт залог из-за миниатюрной царапины на подоконнике. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, нужно знать свои права и обязанности. Рассказываем, как закон регламентирует обязанности сторон по содержанию арендованного имущества и что стоит прописать в договоре аренды, чтобы оградить себя от спорных ситуаций.

Перед тем, как погрузиться в тему, сделаем маленькую ремарку: на самом деле, когда жильё снимают или сдают физические лица, это называется «наём», а не «аренда». В аренду имущество берут только юридические лица, то есть организации. Все вопросы по найму регулируются главой 35 ГК РФ, а если в ней есть пробелы — следует руководствоваться нормами закона об аренде. В этой статье мы используем понятия «аренда», «арендатор» и «арендодатель», потому что их чаще используют в обычной речи.

Ответственность арендатора по сохранности имущества

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Это означает, что он должен оплачивать расходы по содержанию квартиры и поддерживать её в пригодном состоянии. Но если квартиру сдают в аренду, а стороны подписывают договор, бремя содержания имущества ложится на плечи арендатора.

Поддерживать имущество в исправном состоянии (ст. 616 ГК РФ). Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии — например, нести расходы по содержанию квартиры, то есть оплачивать коммуналку и другие счета, а ещё не портить ремонт и не ломать мебель и технику в квартире.

Делать текущий ремонт (ст. 681 ГК РФ). Что такое текущий ремонт в случае аренды — в законе не указано, но обычно это небольшие работы, которые проводятся для поддержания презентабельного вида квартиры или устранения мелких неполадок. Сюда относятся, например:

  • покраска стен, потолков, полов, дверей, подоконников, поклейка обоев;
  • ремонт сломавшихся оконных или дверных ручек, замков;
  • ремонт электропроводки, труб с горячей и холодной водой, отопления и газопровода внутри квартиры.

При этом, если выполнение указанных работ вызвано неисправностью конструктивных элементов в многоквартирном доме, то их оплачивает собственник. Например, если в доме прорвало трубу и в квартире нет горячей воды, квартирант не должен делать ремонт за свой счёт.

Пользоваться имуществом в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества (ст. 615 ГК РФ). То есть нельзя снять квартиру для того, чтобы жить в ней, и открыть там чебуречную или салон красоты. В таком случае арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Вернуть квартиру в том же состоянии, в каком получал, но с учётом естественного износа (ст. 622 ГК РФ). Это значит, что, например, потёртости на ламинате или стенах хозяин не может предъявить арендатору как ущерб. Обычно эта обязанность прописана в пункте «Порядок передачи и возврата квартиры».

Оплатить причинённые убытки (ст. 1064 ГК РФ). Если арендатор испортил имущество — например, сломал диван — ему придётся заплатить. Как правило, материальная ответственность арендатора за сохранность имущества — обеспечительный платёж, который называют депозитом или залогом. В случае порчи имущества после выезда квартиранта его не возвращают.

Если сдавать квартиру через Яндекс Аренду, то с любыми спорными ситуациями, связанными с процессом сдачи жилья, помогут менеджеры сервиса. Они также составят грамотное объявление, будут проводить показы и заключат договор с подходящим жильцом. От вас потребуется только передать ключи — дальше все процессы возьмёт на себя Яндекс Аренда, а вы будете только своевременно получать деньги на карту!

Подписывайтесь, чтобы знать всё об аренде жилья