Найти тему
Я люблю лодки!

08-11.07.2024 Клею волноотбойник. Лакирую рангоут

Оглавление

Сперва называл эту штуковину "брызгоотражатель" или "брызгоотбойник". Но когда завершил работу, впечатлился монструозностью изделия и дал ему новое имя - "волноотбойник".

Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.

Волноотбойник

Уж не знаю почему, но в проекте волноотбойник отсутствует. Тем не менее, многие самостройщики устанавливают этот элемент, и я в их числе.

Мотивы

Дело тут не только в брызгах или волнах, но и в дожде - палуба бака имеет наклон в сторону кокпита, и дождевая вода с бака отправится прямиком под ноги членам экипажа. Конструкция лодки позволяет установить над кокпитом тент, перекинув его через гик. Поэтому: тент + волноотбойник = сухо_в_кокпите.

Волноотбойник должен пройти между солнечной панелью и степсом мачты
Волноотбойник должен пройти между солнечной панелью и степсом мачты

На носу решил зарезервировать место для солнечной панели. Вообще-то это неудачное место. Панель может повредиться при: установке мачты, стакселя; смене галса (зацепиться шкотом стакселя); швартовке (на носу будет утка). И если хотя бы один элемент панели будет затенён, то её эффективность снизится до минимума (знаете про это?)

Да уж... Над панелью стаксель, позади грот. Панель будет работать только при убранных парусах. Глупость несусветная, но другого места пока нет. Лучшим вариантом была бы установка на кронштейне на корме с выносом панели за габарит лодки. Но это сложная задачка, оставлю её на потом.

Ещё один вариант использования этого места - установить люк в форпик. Так что решено - место резервирую. Но есть и минус: половинки отбойника сойдутся под тупым углом, и он будет не очень эффективно отводить волну (идеальным был бы угол 90-100 градусов).

Заготовки

Взял два бруска 50*25. Перенёс на них кривизну палубы бака в месте установки будущего отбойника.

Перенёс кривизну палубы бака на бруски
Перенёс кривизну палубы бака на бруски

Распилил лобзиком с помощью приспособления, которое удерживает пилку перпендикулярно столику. Делается такая приспособа примерно за 10 секунд и успешно отработает на 10-15 метрах реза.

Приспособа из арсенала деревенской мастерской
Приспособа из арсенала деревенской мастерской

Первоначальной идеей было склеить распиленные половинки прямолинейными сторонами, как на фото ниже, но я побоялся, что даже маленькая волнушечка с лёгкостью перепрыгнет такой отбойник.

Первый вариант заготовок для волноотбойника. Может, так было бы лучше?
Первый вариант заготовок для волноотбойника. Может, так было бы лучше?

Решил радикально увеличить высоту, использовав ещё один брусок 50*25. Склеил. Профрезеровал.

Установка на лодку

Приклеил отбойник на лодку. На следующий день пропитал эпоксидной смолой. Жена посмотрела и сказала, что форма неправильная. Я с ней полностью согласен, но исправлять не буду :)

Лакирование

Сразу предупреждаю - это я делать не умею. Маляры - великие люди, а окрасочные работы - тёмное искусство. Всё, что написано ниже, относится только к обозначенной марке алкидно-уретанового "яхтного" лака. Про нанесение тонирующего слоя написано здесь.

Яхтный лак. Кисть и банка с растворителем хранятся в пакете с замком - он практически герметичный и растворитель не испаряется, особенно если минимизировать свободный объем
Яхтный лак. Кисть и банка с растворителем хранятся в пакете с замком - он практически герметичный и растворитель не испаряется, особенно если минимизировать свободный объем

Жара - плохо

Начал лакирование с мелких деталей - румпеля и удлинителя при +30 С. Работал кистью. Лак не успевал "самовыровняться", застывал шагренью и даже лужицами. Растворитель в составе лака очень быстро испарялся, лак густел на глазах. Соображал я медленно, прежде чем осознал происходящее, испоганил ещё и гик. Первый слой лёг плохо. Работу остановил.

Дождался вечера и понижения температуры до +25 С. Добавил в лак 5% уайт-спирита (разрешенный производителем максимум), перемешал. Принялся "лить" первый слой на мачту. Загустевание происходило уже не так быстро, и появилась возможность равномерно растянуть лак по поверхности (кистью). Результат получился значительно, несравненно лучше. Кстати, на втором слое, уверовав в чудесную силу уайт-спирита, я снова попытался работать в жару и снова получил крупную шагрень - сразу же остановился.

Если окрашиваемое изделие полежало на прямых солнечных лучах и нагрелось, то даже не пытайтесь наносить лак - растворитель улетучивается в миг, и приходится размазывать как бы пластилин (это извращение я тоже попробовал). Дайте изделию остыть. И вот ещё что: первый слой очень важен. Если дело сразу пошло плохо, то так оно и продолжится. К примеру, мачта, с которой сразу всё пошло гладко, получилась отлично. Остальные детали похуже.

Мачта на 3-м слое лака. Прямо посередине фото видна ворсинка от кисти. Вживую я её не заметил
Мачта на 3-м слое лака. Прямо посередине фото видна ворсинка от кисти. Вживую я её не заметил

Межслойное шлифование делал с осторожностью: молодой лак плохо шлифуется - забивает абразив, образует катышки, на поверхности возникают новые неровности, которые хуже старых. Ещё одна опасность - можно ненароком процарапать тонирующий слой до белой древесины. Кстати, тут я допустил ошибку - нанёс всего три тонирующих слоя. Пропитка жидкая, ложилась очень тонко, 3-х слоёв явно мало (слой периодически повреждался при шлифовании и приходилось подкрашивать).

Холод - тоже плохо

Доводилось мне работать с алкидно-уретановым лаком и при +16С. Имела место обратная проблема: лак очень долго высыхал. Чтобы сделать межслойное шлифование, приходилось ждать 3-4 дня (и то шлифовался с катышками). А твердость лак набирал две недели!

Качество наждачной бумаги тоже играет существенную роль (однородность зерна). Не зря автомаляры используют наждачку 3М. Хорошей бумагой можно начать шлифование раньше и катышки образовываться не будут.

Кривые руки

Уронил свежелакированный гик: на землю, траву, опилки и песок. Всё вышеперечисленное очень плохо выковыривалось из слегка загустевшего лака. А ведь это должен был быть финишный слой. Попытался размазать - слишком густо и липко. Положил сверху ещё слой "по-мокрому" - отвратительно, на гике образовался лунный ландшафт. Придется очень много работать наждачкой, когда лак наберет прочность.

Ободрал гик. Буду наносить очередной слой
Ободрал гик. Буду наносить очередной слой

Как уронил? - Гик просто соскользнул с опор, на которых стоял при окрашивании. Зато теперь имеется логичное объяснение, почему же гик выглядит так ужасно. Кстати, румпель тоже упал на бетон с полутораметровой высоты, но уже в подсохшем состоянии. Не раскололся, но повреждения получил. То ли ещё будет при реальной эксплуатации :)))

Финишный слой

Финишный слой я решил нанести велюровым микроваликом с коротким ворсом. О, ребята, это было офигенно: слой тонкий, равномерный. С кистью не сравнить. Если бы я так работал с самого начала, то получил бы очень качественное покрытие. Но пришлось бы укладывать 7-8 слоев, а не 4, как кистью. Слой действительно очень тонкий.

Микровалик
Микровалик

Отработавший валик бросил в растворитель вместе с кистью - вдруг завтра захочется ещё нюхнуть лачку.

Краткие рекомендации

+25 С, тень, разбавить уайт-спиритом, убить всех слепней, для лучшего качества использовать валик.

Кстати: мачту облюбовали птицы. Я вышел поутру и меня чуть удар не хватил: не менее дюжины лепешек на свежем слое лака (кажется, это было на втором слое). Серят какой-то кислотой. Работа испорчена. В воображении я нарисовал самые страшные пытки для этих пернатых вредителей. А потом вспомнил, что птицы не садятся на ветки возле земли, и опустил мачту с высоты в метр до высоты в 20 см. Больше не садятся.

Итог за период

  • Время: 20 часов
  • Деньги: 0 руб

Всего за проект (лодка, паруса, рангоут)

  • Время: 739 часов
  • Деньги: 68601 руб

Следующая статья: Матирование корпуса. Первый слой краски