Ждал сухую погоду, чтобы окрасить мачту, и вот она пришла...
Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.
Но начну отчёт с очередной неудачи, а точнее, о задержке в работе.
Нарезание резьбы
Мне требовалось нарезать резьбу М8, шаг 1.25, на осях вертлюга и петлях руля (сталь AISI 304). Попробовал резать вручную плашкой - идёт очень тяжело (несмотря на то, что оси проточил с диаметра 8.0 до 7.8 мм). Зажимал оси в патроне (или тисках) что есть сил, иначе проворачиваются. Ясное дело, что после такого издевательства на поверхности осей остались повреждения. Но самое неприятное то, что резьба нарезалась несоосно, даже если я начинал резать, зажимая заготовку в патроне токарного станка и поджимая плашку задней бабкой. Испортил так две заготовки.
Какая тут мораль? - Надо было не лениться и настроить гитару!
Гитара (токарного станка) - это набор шестерен, служащий для регулирования скорости подачи суппорта. Шестерни являются сменными и используются в различных комбинациях. Под определённый шаг резьбы ставится своя комбинация шестерен
Вот только с настройкой гитары для шага резьбы 1.25 на моём станке не всё гладко: комбинация шестерен 72, 40, 60, 50 не дотягивается до шестерни шпинделя, так как приклон упирается в шпиндель (приклон - элемент гитары, на котором закрепляются шестерни, он может откидываться в сторону от шестерни шпинделя, чем упрощается настройка). Будь приклон всего на 5 мм короче, то всё получилось бы.
Всего у меня 9 шестерен, и я принялся высчитывать другую комбинацию.
Комбинация К4 собирается на шестернях большего диаметра, чем К, а значит, всё должно получиться. И действительно получилось, но только кожух гитары на место уже не поставить - шестерня на 80 зубьев торчит за габарит.
Дальше дело техники: кривые резьбы исправил, новые нарезал. Затем в осях просверлил отверстия под шплинты (стопорные колечки).
Столько возни, чтобы сделать три пустяковые детали, - это издержки штучного производства.
Комингс люка
Ко́мингс — вертикально располагаемые поверхности на судах, предназначенные для предотвращения попадания воды во внутренние пространства. Представляет собой окаймление отверстий (люков, проёмов) листами или брусками.
Работу над комингсом люка продолжил на лодке.
Через сутки профрезеровал внутренний контур комингса копировальной фрезой (относительно проёма в фанерном палубном настиле)
Верхняя обвязка швертового колодца
Я долго не решался приклеить верхнюю обвязку колодца - мне хотелось совместить её с банкой (скамейкой) для гребли. Но время шло, а красивое решение так в голову и не приходило. Посему решил не отступать от проекта, а для гребли соорудить (когда-нибудь) съемную банку, которая будет устанавливаться в паз колодца.
Окрашивание мачты, гика, румпеля, удлинителя румпеля
Большое спасибо всем, кто давал советы по окраске! Мне советовали всё на свете: пропитку льняным маслом и олифой; морилку; тонированный лак; "Текстурол". И знаете что? - Я выполнил все рекомендации одновременно :)
Купил тонирующий деревозащитный состав Colorika&Tex цвета "Макассар" и матовый алкидно-уретановый яхтный лак этого же производителя. Производитель обещает, что они хорошо работают в паре.
Этот деревозащитный состав является аналогом "Текстурола": алкидные смолы, натуральные масла, биоциды, воск, УФ-фильтр. Очень хорошо ложится, без потёков, просвечивается текстура древесины, поверхность получается приятной на ощупь, быстро сохнет. Красил с удовольствием.
Благодаря алкидной смоле состав немного тонирует и непористые поверхности, например, заматированную эпоксидную смолу. По моему замыслу цвет "Макассар" должен скрыть эпоксидку, которая имеет похожий красно-коричневый цвет.
Нанёс пропитку в два слоя. Между слоями делал ошкуривание. Когда пропитка полностью высохнет, буду лакировать матовым яхтным лаком - это придаст поверхности твердость.
Грунтование палубы
Ошкурил и загрунтовал эпоксидной смолой палубный настил. Решил не оклеивать его стеклотканью ради экономии веса. Оклеивать будут только днище и борта.
Кстати: бугорки смолы над головками саморезов я срезал заподлицо кромочным фрезером - быстро и точно.
Итог за период
- Время: 30 часов
- Деньги: 930 руб (пропитка и лак)
Всего за проект (лодка, паруса, рангоут)
- Время: 719 часов
- Деньги: 68601 руб
Следующая статья: Клею волноотбойник. Лакирую рангоут.