Найти в Дзене
Царьград.Кузбасс

Хотели распилить, уберегли от Кравчука, клептократов и "Олега"

Корабль Адмирал Кузнецов  Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Корабль Адмирал Кузнецов Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Краткая история "Адмирала Кузнецова"

Тяжёлый авианесущий крейсер заложили в сентябре 1982 года в Николаеве (УССР) , где базировался Черноморский судостроительный завод. Здесь закладывались советские авианосцы. Из планировавшихся семи сделали шесть. Заложенный в ноябре 1988 года "Ульяновск" был капталистически прагматично разобран в 1992 гражданами уже вольной и независимой и уже не УССР.

В американском журнале  Soviet Military Power 1987 года "Адмирала Кузнецова" изобразили так, что позеленели все враги коммунистического государства.
В американском журнале Soviet Military Power 1987 года "Адмирала Кузнецова" изобразили так, что позеленели все враги коммунистического государства.

Кораблю, который мы знаем теперь под именем "Адмирал Кузнецов", могла грозить такая участь, но в плавание он ушел в 1991 году. Проскользнул, так сказать в закрывающуюся дверь. Изначально никаким "адмиралом" авианесущий крейсер не был.

Его изначально хотели назвать "Ригой". В 1982 году сменил название на «Леонид Брежнев» в память о любителе целоваться из Днепропетровской области. В декабре 1985 года его спустили на воду и достраивал четыре года. В 1988 судно получило название "Тбилиси". А в декабре 1990 года из города снова стал человеком, получив название "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", в память о наркоме, пережившем две опалы Иосифа Виссарионовича.

Совершивший трансличностный переход, корабль ждали новые приключения. Президент Кравчук в декабре 1991 года прислал командиру корабля телеграмму, что новой независимой стране "Адмирал Кузнецов" в хозяйстве пригодится. Из России на борт корабля спешно прибыл русский вице-адмирал Устименко, и сообщил матросам и офицерам, готовым не только к морскому, но и к юрисдикционному переходу, что надо стартовать из незалежних вод в родную гавань. На жовто-блакитному берегу осталось то ли половина, то ли две трети офицерско-мичманского состава и наладчиков с завода. Спешившему в новую, независимую много от чего Россию, "Адмиралу Кузнецову" турки помешать проскочить через не решились. За неделю до конца 1991 года корабль был в Мурманской области

Тут встал вопрос: "А кого нести "Адмиралу Кузнецову"? Он был рассчитан на размещение 50 самолетов и вертолетов.

НО!

Следующая проблема заключалась в том, что авиагруппа, которая должна была базироваться на крейсере, находилась в крымских Саках на территории другой великой и независимой от наполняемости советскими деньгами страны. Проблема решилась довольно оперативно

В феврале 1992 года появилась на свет авиагруппа, ядром которой стали лётчики из 100-го исследовательского-инструкторского авиаполка СССР под руководством Тимура Апакидзе. Они не захотели летать над Кравчуком. Видимо, Борис Николаевич показался им более вменяемым. Они отказалась давать украинскую присягу, но пришлось сменить теплые крымские края на заполярный Североморск. Вместе с Апакидзе, которого за строгость звали "Пиночетом", ушли 15 летчиков. Кое-кто с понижением в должности. Но сделали выбор в пользу России, услышав, что им надо ответить "да" на вопрос: "Готовы ли вы воевать с Россией, если того потребуют интересы Украины?"

О судьбе Тимура Апакидзе и его "соколов" и их непростом выборе есть отличные фильмы Натальи Гугуевой. Называются "Форсаж" и "Форсаж. Возвращение". Стоп-кадр фильма "Форсаж".
О судьбе Тимура Апакидзе и его "соколов" и их непростом выборе есть отличные фильмы Натальи Гугуевой. Называются "Форсаж" и "Форсаж. Возвращение". Стоп-кадр фильма "Форсаж".

В Видяево тоже инфраструктуры для "Адмирала Кузнецова" не было. Её пришлось строить в условиях их отсутствия и хронической нехватки денег. В начале нулевых светлые головы с большими погонами предлагали уконтропупить судно. Об этом в своё время рассказывал председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев.

В начале двухтысячных годов некоторые деятели с большими звездами на погонах хотели продать корабль на металлолом, возможно, в Китай – по схеме продажи авианосца "Варяг", который вместо того, чтобы, как заявлялось, стать парком развлечений, после ремонта вошел в боевой состав китайского флота,

— вспоминал Ненашев.

Он утверждал, что эти люди "представили в правительство документ с обоснованием, что на ремонт и модернизацию авианосца денег не хватает", а вот если его распилить, то на вырученные от продажи лома деньги можно построить пару эскадренных миноносцев".

И быть "Адмиралу" кусками металла, если бы не русская смекалка. Экипаж обратился в правительство с письмом. Оно попало в руки одного из помощников председателя правительства. Он оказался не вредителем, и в обход массы обязательных процедур и заинтересованных в ломе людей передал письмо своему начальнику. Так, "Адмирал" не утоп в водовороте клептократических вод.

Есть, правда, и другая версия спасения "Адмирала". О ней писал канал War-Gonzo.

Телеграм-канал Семёна Пегова / t.me/wargonzo
Телеграм-канал Семёна Пегова / t.me/wargonzo

Эта версия также намекает нам, что можно хлопнуть по загребущей «невидимой руке рынка», если на то есть воля, человеческая и государственная.

Потихоньку сложнейший и дорогостоящий корабль подшаманили, и 15 октября 2016 года по личной инициативе президента «Адмирал Кузнецов» вместе с истребительным авиаполком, вышел в свой первый боевой поход на помощь сирийским союзникам.

За два месяца участия в боевых действиях выполнено 420 боевых вылетов, из них 117 ночью. Практически все полёты проходили в сложных гидрометеорологических условиях. Нанесено поражение 1252 объектам террористов,

 — подводил итоги вояжа крейсера к берегам Сирии командующий русской группировкой войск в Сирии генерал-полковник Андрей Картаполов.

С 2018 "Адмирал Кузнецов" на ремонте.

12 декабря 2019 года на корабле произошёл пожар, Во время сварочных работ искра попала в трюм, где было разлито топливо. С пожаром не могли управиться почти сутки, погибли два человека, больше десятка пострадали. В апреле 2020 года ущерб от пожара оценили в 500 миллионов рублей.

22 декабря 2022 года при выполнении ремонтных работ произошло очередной, но не столь резонансный пожар.

Либералы всегда любили шутить над черным дымом поднимавшимся над "Адмиралом Кузнецовым". МО РФ
Либералы всегда любили шутить над черным дымом поднимавшимся над "Адмиралом Кузнецовым". МО РФ

В эту среду наши спецслужбы сообщили что главное управление разведки в марте 2024 года пыталось завербовать русского военного, чтобы он подорвали судно. Нашему парню позвонили по видеосвязи человек, представившийся "Олегом". Олег пытался уболтать нашего моряка, чтобы тот сделал кое-что, чтобы видами "Адмирала Кузнецова" любовались глубоководные рыбы.

Моряк с крейсера рассказал, как не сел в лужу, общаясь с разведчиком из другой страны. Стоп-кадр видео ФСБ
Моряк с крейсера рассказал, как не сел в лужу, общаясь с разведчиком из другой страны. Стоп-кадр видео ФСБ

Наш земляк на сделку с врагом не пошел и доложил куда надо, Началась оперативная игра с разведчиками страны, которая хочет в Европу. Якобы согласившемуся организовать огненный вечер на крейсере моряку отправили компоненты, из которых предстояло собрать зажигательное устройство.

И он даже записал видеобзор с анализом того, как хорошо они горят. Записав обзор, наш отправил его "Олегу". Однако после этого тот перестал выходить на связь, хотя в ходе общения упирал на то, что уничтожить корабль мечтает сам Кирилл Буданов. Чтобы порадовать "маминого пирожка" сотрудники наших спецслужб сняли постановочное видео на крейсере. Моряк отослал его "Олегу", но тот обещавший помочь с эвакуацией в Финляндией и деньгами на первое время, пропал с радаров.

А что с другими авианосцами, которые строили в Николаеве?

"Варяг", также заложенный в Николаеве в 1985 году, и схожий по ряду характеристик с будущим "Адмиралом Кузнецовым", наши соседи не достроили, и продали китайским партнерам в 1998 году. В 2012 году он стал китайским "Ляонином".

Бывший советский, а теперь китайский авианосец напоминает стоянку у "Ашана" после того, как оттуда  все разъехались.
Бывший советский, а теперь китайский авианосец напоминает стоянку у "Ашана" после того, как оттуда все разъехались.

А "Ульяновск", работы над которым начались осенью 1988 года, наши соседи, выкопавшие Чёрное море и приписавшие себе постройку египетских пирамид, разобрали в 1992 году, но сбагрить за хороший прайс на сторону не смогли. Реализация на лом оказался прибыльнее и актуальнее.

Авианесущий крейсер «Киев», вставший в строй в 1975 году, был продан в 2000 году и и переделан в 2011 году за 15 миллионов долларов в отель на 148 номеров, Теперь он стоит на вечном приколе в тематическом парке "Бинхай" в муниципалитете Тяньцзинь.

"Киев" стал отелем и выглядит великолепно.
"Киев" стал отелем и выглядит великолепно.

"Новороссийск" (1982) и "Минск" (1978) были проданы в Южную Корею для утилизации, однако "Минску" свезло: его перепродали в Китай и превратили в плавучий музей.

Больно ли на это смотреть или это услада для глаз, решать вам.