Найти в Дзене

Cтресс в жизни приемного ребенка

Оглавление

Многие дети с опытом сиротства переживают хронический стресс. Он негативно сказывается на их эмоциональном состоянии, поведении, успеваемости и социальной адаптации. Вместе с психологом Викторией Шимовой рассмотрим, что является источником этого стресса и как помочь ребенку справиться со сложными переживаниями.

Уровень стресса в жизни ребенка с опытом сиротства радикально отличается от уровня стресса ребенка из обычной семьи. В своих биологических семьях дети, оставшиеся без попечения родителей, скорее всего переживали эмоциональное и физическое насилие. Они привыкли выживать в условиях, совершенно непригодных для нормального развития психики ребенка.

За жизнью в асоциальной семье следует изъятие органами опеки. Эта процедура чаще всего проходит так, что о чувствах ребенка думают в последнюю очередь. Ему не объясняют, что с ним происходит, заберут ли его обратно, увидит ли он когда-нибудь маму, где и с кем он будет жизнь. Эта неопределенность – сильнейший источник стресса для организма ребенка.

Затем ребенка помещают в интернатное учреждение. И там вновь небезопасно и страшно: новое окружение, незнакомые взрослые, уже сложившийся детский коллектив со своими правилами и иерархией.

Если ребенку посчастливилось попасть в приемную семью, в первое время он вновь попадает в стрессовую для себя ситуацию. Адаптация в семье – испытание не только для приемных родителей, но и для самого ребенка. Ему вновь приходится встраиваться в новую систему, учиться жить по новым правилам. Даже если новая семья будет делать все, чтобы создать максимально безопасную и принимающую атмосферу, стресса избежать не удастся. Ребенок может вести себя настороженно, может взрываться, демонстрируя вспышки агрессии и гнева, может испытывать проблемы со сном. Вряд ли удастся избежать трудностей в школе.

-2

Основные источники стресса в жизни приемного ребенка

Исследователи темы сиротства выделяют следующие источники стресса для приемных детей:

1. Разлука с биологическими родителями и привычным окружением. «Ребенок испытывает глубокое горе, чувство утраты, тревогу за свое будущее. Он может проявлять амбивалентные чувства – от ненависти к биологическим родителям до ностальгии по ним». (Авдеева, 2010).

2. Неуверенность в безопасности нового окружения. Дети, пережившие жестокое обращение, «находятся в постоянном напряжении, ожидая опасности, и с трудом доверяют новым взрослым». (Романова, 2014).

3. Трудности в установлении доверительных отношений с приемными родителями. «Приемные дети, особенно в ранние годы, с трудом устанавливают эмоциональную связь с новыми взрослыми, проявляют недоверие, избегают близости». (Прихожан, Толстых, 1990).

4. Академические сложности и проблемы в школе. Многие приемные дети имеют нарушения развития, что становится для них дополнительным источником стресса и стигматизации со стороны сверстников.

5. Неопределенность относительно своего будущего. Дети из приемных семей «зачастую беспокоятся о том, как долго они будут находиться в новой семье, не будут ли их снова переводить в другое место». (Bowlby, 1969).

Эти факторы вызывают у ребенка психологическое напряжение, которое проявляется в виде нарушений сна, повышенной тревожности, агрессивности, трудностей концентрации внимания и даже психосоматических расстройств.

-3

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Не устаем повторять, что главное условие для того, чтобы помочь ребенку справиться со стрессом – создать для него безопасную и стабильную среду. Приемные родители должны обеспечить ребенку ощущение защищенности, предсказуемости, эмоциональной близости. Это помогает снизить тревогу и укрепить доверие.

Следующий шаг – обучить ребенка прикладным навыкам. В случае со стрессам помогут навыки саморегуляции. Например, эффективно справляться с сильными эмоциями помогут дыхательные практики. Несмотря на банальность и кажущуюся простоту, это действительно очень полезный инструмент, что подтверждается научными исследованиями.

Например, в 2020 году канадские ученые провели мета-анализ, в котором рассматривалось влияние различных дыхательных техник на психическое здоровье детей и подростков. Он включал данные из 15 различных исследований и показал, что дыхательные упражнения эффективно снижают уровни тревожности, депрессии и общего стресса у детей. Мета-анализ подтвердил, что регулярная практика дыхательных упражнений способствует улучшению психического здоровья и эмоциональной устойчивости у детей.

-4

Важный шаг в борьбе со стрессом у ребенка – консультация у психолога и психиатра. Если психиатрических отклонений, требующих медикаментозной коррекции, не выявлено, не лишней будет психологическая поддержка. Регулярные индивидуальные или семейные консультации с психологом помогут проработать травматический опыт и преодолеть трудности адаптации.

Родителям стоит также ответственно подойти к взаимодействию со школой. К сожалению, не все учителя понимают, что приемные дети отличаются от «домашних» и чаще всего требуют к себе особого подхода. Задача родителя – сделать так, чтобы школа стала не очередным источником бесконечного стресса, а нормальной средой для развития ребенка.

Только комплексный подход к решению проблемы стресса поможет скорее запустить процесс позитивных изменений: снизится общий уровень тревоги и агрессивности, улучшатся отношения с приемными родителями, повысятся показатели успеваемости, ребенок начнет активнее общаться со сверстниками и участвовать в жизни класса.

Материал подготовлен совместно с институтом психологии Smart.

А как вы помогаете ребенку справляться со стрессом? Обязательно делитесь своими советами в комментариях!

Читайте также:

Травмы приемного ребенка и их последствия

Чем сирота отличается от ребенка, выросшего в семье? Материнская депривация