Найти тему

Собака и обряды жизненного цикла у народов Сибири

В архаических религиозных представлениях человеку, чтобы взаимодействовать с духами, часто нужен проводник. Как правило, ими являются животные, обладающие «сверхспособностями». Все экспонаты собрания музея рассказывающие о верованиях народов Сибири, так или иначе, связаны с этими представлениями. Некоторые предметы прямо изображают этих животных, или духов, с ними связанных. А есть экспонаты на первый взгляд не связанные с животным миром, но их использование не обходилось без ритуалов с участием животных.

https://www.pinterest.com/pin/170222060892427882/
https://www.pinterest.com/pin/170222060892427882/

Почему собака лежит в детской колыбели

Например, алтайская колыбель, сделанная в конце XIX века из бересты, дерева и кожи. Такие колыбельки до сих пор распространены в культуре малых коренных народов. Пока новорожденный ребенок несколько дней остается с матерью, для него делается колыбель. Обычно ее изготавливают не родственники, так как на человека, принесшего вред дереву, накладывается проклятье. Часто этим занимаются старики - не члены семьи, чтобы негативное влияние не перешло на ребенка. Поскольку семья бережет свое дитя, охраняет его от опасностей, болезней и всяческого зла, необходимо колыбель очистить от влияния недобрых духов. Ведь она будет кроваткой для младенца последующие три месяца. Удивительно то, что таким существом, которое очистит колыбель, распугает злые силы, для этих народов является собака.

Детская колыбель Алтайцы. Алтай. Конец XIX – начало XX  века. Береста, дерево, веревка волосяная, ремень кожаный. Собрание Государственного музея истории религии
Детская колыбель Алтайцы. Алтай. Конец XIX – начало XX века. Береста, дерево, веревка волосяная, ремень кожаный. Собрание Государственного музея истории религии

Алтайцы, тувинцы, теленгиты для очищения люльки используют щенков. В семье, когда привозилась колыбель, устраивали небольшое торжество и обряд ее обживания. В юрте старик, сделавший колыбель, изображая из себя малыша, клал в нее голову и произносил благопожелание счастья и долголетия младенцу. После этого в колыбель укладывали щенка. Затем родители поступали так же, как и старик. Часто соблюдался обряд троекратного укачивания щенка в колыбели. В дальнейшем к этим собакам, очистившим люльку, относились особо, кормили их до старости. Сейчас, как дань традиции, эти обряды проводятся с детской коляской, когда младенца привозят из родильного дома. У этого обряда есть интересные вариации: хакасы дают четвероногому другу облизать колыбель (для этого колыбель мажут сметаной). Кстати, о друге человека в христианстве, религиях Древнего Египта и Китая мы рассказывали в специальном материале, приуроченном к Международному дню собак.

Собака – посредник с миром духов

Легенды и сказания народов Сибири, Крайнего Севера, Центральной Азии и Дальнего Востока представляют собаку посредником между миром людей и духов, защитником человека. В нанайских сказках и преданиях главным героем выступает именно пес. Нанайцы верят, что он – это человек в собачьей шкуре – отважный, смелый, умный, преданный. А некоторые из них были особенными - «четырехглазыми» - с белыми пятнышками над глазами, им приписывались сверхъестественные способности.

Какая свадьба без собаки?!

Собака участвует во многих обрядах жизненного цикла человека. Большое значение придается ее участию в свадебных обрядах. Нанайцы для охраны от злых духов ниткой из шерсти животного перевязывают руку невесты, а свадебные нарты везет самая лучшая собачья упряжка, причем все песики в красивых ошейниках с бубенчиками и цветными султанчиками. У калмыков, когда невестка приходит в дом своего мужа, она кланяется солнцу, всем родственникам, очагу, бросает в него кусочки жира и обязательно кормит мясом собаку. Калмыки говорят, что счастье дома – это невестка и собака.

Собака у разных народов воспринималась по-разному:

  • у калмыков и тувинцев - это близкое, родное существо, член семьи, вмещающий души родственников.
  • у народов Амура играет значительную роль в погребальных обрядах.
  • у нивхов она на время становилась вместилищем души умершего хозяина. А ее убийство приравнивается к убийству человека. Также есть особые похоронные обряды: когда собака умирает от старости ее хоронят с кусочком сала в пасти.

Посвященная ребенку

Но вернемся к обрядам, связанным с детьми. В ожидании ребенка будущая мать должна соблюдать правила, чтобы не навлечь неприятностей на еще не рождённое дитя. Правил много: например:

  • у кетов беременная женщина не должна перешагивать через лежащую собаку – иначе ребенок родится с такой же шерстью, нельзя ее бить – ребенок родится с синяками и т.п.
  • подобные запреты существуют и у хакасов.
  • нганасаны проводят такой обряд очищения матери и ребенка: на третий день после рождения мать и дитя окуриваются дымом от сожженной собачьей шерсти и жира дикого оленя.

Детей тщательно оберегают от злых духов, используются многочисленные амулеты и обереги. Очень распространены нитки из собачьей шерсти, которыми обвязываются ручки и ножки ребенка. Собака, шерстью которой воспользовались при изготовлении нити, считалась посвященной этому ребенку. В дальнейшем, когда у него выпадали молочные зубы, их с куском юколы отдавали ей на съедение. Она должна была всегда жить в семье, ее нельзя было бить: считалось, что ребенок из-за этого мог заболеть.

У хакасов есть обычай: перед тем, как надеть новую распашонку холтырбас на малыша, ее надевают сначала на щенка. Когда холтырбас надевают на ребенка, нужно сказать: «Мы надеваем на тебя собачью рубашку. Будь таким же крепким и выносливым, как собака!». Кеты для детишек шьют нарядные бэсэм (стеганый распашной халатик на меху), на спинке которого обязательно прикрепляются обереги – мешочки-подушечки с собачьей шерстью. Нганасаны пришивают на детскую одежду «крылышки птенца» - кусочки белого и черного собачьего меха.

В Якутии с давних пор в семьях, где часто умирали дети, прибегали к различным хитростям, чтобы спасти ребенка от смерти. Детей называли собачьими кличками, чтобы обмануть смерть. Иногда их «выкрадывали» из несчастливой семьи дальние родственники. Принеся «выкраденого» ребенка к себе домой, говорили: «Нашли щенка! Припасите воды и молока!». Таких выросших детей называли «собачьим сыном или дочерью».

Детская игрушка собачка Нивхи. Нижний Амур. Начало XX века. Дерево. Собрание государственного музея истории религии
Детская игрушка собачка Нивхи. Нижний Амур. Начало XX века. Дерево. Собрание государственного музея истории религии

Интересно, что и детские игрушки – собачки – традиционно распространены у нанайцев, ульчей, нивхов, негидальцев, эвенков, якутов, ненцев, хантов. Игрушки-собаки также указывают на представления этих народов о собаке-охранительнице. Часто деревянные фигурки собак подвешивали над люлькой как оберег. А о национальных играх народов Сибири и Дальнего Востока можно больше узнать в нашем материале.